Рабочая программа по истории Древнего мира
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Марина Николаевна

Рабочая программа, ктп по истории Древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа, ктп330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Всеобщая история» для 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по истории для основного общего образования с учётом авторской программы «Всеобщая история» А.А.Вигасина., Г.И.Годера (М.:Просвещение, 2011. – 160с.) // и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен  тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК,  позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.

На  изучение истории в 5 классе отведено 70 часов из расчета 35 учебных недель по 2 часа в неделю.

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

           Формы контроля: тест, самостоятельная работа, исторический диктант, творческие работы, устный опрос, информационно-творческие проекты.

Типы уроков определены в соответствии с системно – деятельностным подходом: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.

Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ – 4.

Данная программа адресована обучающимся 5 класса и учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки данной категории детей. Рабочая программа составлена с учётом того, что 5 класс состоит из работоспособных, активных, интеллектуально развитых детей, которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом, но и на продвинутом, творческом уровне. Это позволило увеличить объём самостоятельных, творческих заданий и отдать предпочтение групповым, парным и индивидуальным, игровым формам работы.

         Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и технологий. Среди них следующие методы и технологии:

  • ИКТ;
  • обучение в сотрудничестве;
  • исследовательские методы обучения;
  • метод проектов;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые методы обучения;
  • проблемное обучение.

Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.

     Цели изучения предмета  «История Древнего мира»:

а) Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

б) показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

в) охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину

г) раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

а) формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

б) овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

в) воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

г) формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

д) развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

е) формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

ж) развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом

з) формирование навыков пересказа материала учебника

и) Формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями

к) развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства и мудрости.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом  МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» в форме тестирования  (письменно).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

   Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

-  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса  включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание учебного предмета, курса

Раздел I. «История – наука о прошлом» (8 ч.)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представления о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

 Раздел II. «Жизнь первобытных людей» (5 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывания опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и их особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесла. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Какой опыт дала человечеству эпоха древности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от  собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Раздел III. «Древний Восток» (18 ч)

Тема 3. Древний Египет (7ч)

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные  трофеи фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наемного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний  вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы.

Достижения древних египтян (ирригационное земледелия, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном мире (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 4. Западная Азия в древности (7ч)

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы – ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Клинопись – особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев  из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоения железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побежденных Ассирией стран. Ниневия – достойная столица ассирийских царей – завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый.  «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности – город Персеполь.

Тема 5. Индия и Китай в древности (4ч)

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царем Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель -  уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании  старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

 

Раздел IV. «Древняя Греция» (20 ч)

Тема 6. Древнейшая Греция (5ч)

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города- крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса  с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака-Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов – государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати.  Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поселения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Греческая колонизация побережья  Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культур. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика  и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 8. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократии (5ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса – демократии. В гаванях Афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик – там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунком. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V веке до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ.

Тема 9. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э. (3ч)

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – Македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское,  Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эрастофен, Евклид.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинский демократии.

Раздел  V. «Древний Рим» (17 ч)

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Грод на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно  выбираемы правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч)

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибаллом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трехдневный  триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье -  провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб -  «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.

Тема 12. Гражданские войны в Риме (4ч)

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галии. Гибель Красса Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций, Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии  и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры (5ч)

Протяженность империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актор на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и распри Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Нагорной проповеди.  Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в.  Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город – столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч)

Римская империя при Константине. Укрепление границ Империи. Рим и варвары. Вторжение варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счет архитектурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стлилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача римских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохе античности.

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие Греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов Древности в мировую культуру.

Итоговое повторение. (2ч)

Учебно-тематический план по Всеобщей истории

п/п

   

Наименование разделов и тем

Всего   часов

В том числе на:

практическиеработы

контрольные работы

Раздел I. «История – наука о прошлом». Всего часов: 8

1

Что изучает история.

1

-

-

2

Источники знаний о прошлом.

1

-

-

3

Измерение времени.

1

-

-

4

Историческая карта. История на плане.

1

-

-

5

Археология – помощница истории.

1

-

-

6

Этнография – помощница истории.

1

-

-

     7

Знать историю своих предков – родословная. Наука геральдика.

1

-

-

     8

Символы России – флаг, гимн.

1

-

-

Раздел II. «Жизнь первобытных людей». Всего часов: 5

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. Всего часов: 3

   9

Древнейшие люди

1

-

-

10

Родовые общины охотников и собирателей

1

-

-

11

Возникновение искусства и религиозных верований

1

-

-

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.  Всего часов: 2

12

Возникновение земледелия и скотоводства

1

-

-

13

Появление неравенства и знати

1

-

1

Раздел III. «Древний Восток».  Всего часов: 19

Тема 3. Древний Египет.  Всего часов: 7

14

Государство на берегах Нила

1

-

-

15

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

-

-

16

Жизнь египетского вельможи

1

-

-

17

Военные походы фараонов

1

-

-

18

Религия древних египтян

1

-

-

19

Искусство древних египтян

1

-

-

20

Письменность и знания древних египтян

1

-

-

Тема 4. Западная Азия в древности.  Всего часов: 7

21

Древнее Двуречье

1

-

-

22

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

-

-

23

Финикийские мореплаватели

1

-

-

24

Библейские сказания

1

-

-

25

Древнееврейское царство

1

-

-

26

Ассирийская держава

1

-

-

27

Персидская держава «царя царей»

1

-

-

Тема 5. Индия и Китай в древности.  Всего часов: 4

    28

Природа и люди Древней Индии

1

-

-

    29

Индийские касты

1

-

-

    30

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

-

-

    31

Первый властелин единого Китая

1

-

1

Раздел IV. «Древняя Греция».  Всего часов: 7

Тема 6. Древнейшая Греция. Всего часов: 5

   32

Греки и критяне

1

-

-

   33

Микены и Троя

1

-

-

   34

Поэма Гомера «Илиада»

1

-

-

   35

Поэма Гомера «Одиссея»

1

-

-

   36

Религия древних греков

1

-

-

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.  Всего часов: 7

   37

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

-

-

   38

Зарождение демократии в Афинах

1

-

-

   39

Древняя Спарта

1

-

-

   40

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

-

-

   41

Олимпийские игры в древности

1

-

-

   42

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

-

-

   43

Нашествие персидских войск

1

-

-

Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.   Всего часов: 5

   44

В гаванях афинского порта Пирей

1

-

-

   45

В городе богини Афины

1

-

-

   46

В афинских школах и гимнасиях

1

-

   47

В театре Диониса

1

-

-

   48

Афинская демократия при Перикле

1

-

-

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э.  Всего часов: 3

   49

Города Эллады подчиняются Македонии

1

-

-

   50

Поход Александра Македонского на Восток

1

-

-

   51

В Александрии Египетской

1

-

1

Раздел  V. «Древний Рим».  Всего часов: 17

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Всего часов: 3

   52

Древнейший Рим

1

-

-

   53

Завоевание Римом Италии

1

-

-

   54

Устройство Римской республики

1

-

-

Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Всего часов: 3

   55

Вторая война Рима с Карфагеном

1

-

-

   56

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

-

-

   57

Рабство в Древнем мире

1

-

-

Тема 12. Гражданские войны в Риме.  Всего часов: 4

   58

Земельный закон братьев Гракхов

1

-

-

   59

Восстание Спартака

1

-

-

   60

Единовластие Цезаря

1

-

-

   61

Установление империи

1

-

-

Тема 13. Римская империя в первые века н.э.  Всего часов: 5

   62

Соседи Римской империи

1

-

-

   63

Рим при императоре Нероне

1

-

-

   64

Первые христиане и их учение

1

-

-

   65

Расцвет империи во II в.

1

-

-

   66

Вечный город и его жители

1

-

-

Тема14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Всего часов: 2

   67

Римская империя при Константине

1

-

-

   68

Взятие Рима варварами

1

-

1

Итоговое повторение.  Всего часов: 2

69

Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока

1

-

-

70

Вклад народов Древности в мировую культуру

1

-

-

                                            Всего часов:

   70

-

4

Календарно – тематический план

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

Раздел I. «История – наука о прошлом». Всего часов: 8

Что изучает история.

1

Источники знаний о прошлом.

1

Измерение времени.

1

Историческая карта. История на плане.

1

Археология – помощница истории.

1

Этнография – помощница истории.

1

Знать историю своих предков – родословная. Наука геральдика.

1

Символы России – флаг, гимн.

Раздел II. «Жизнь первобытных людей». Всего часов: 5

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. Всего часов: 3

Древнейшие люди

1

Родовые общины охотников и собирателей

1

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.  Всего часов: 2

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Появление неравенства и знати

1

Раздел III. «Древний Восток».  Всего часов: 19

Тема 3. Древний Египет.  Всего часов: 7

Государство на берегах Нила

1

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Жизнь египетского вельможи

1

Военные походы фараонов

1

Религия древних египтян

1

Искусство древних египтян

1

Письменность и знания древних египтян

1

Тема 4. Западная Азия в древности.  Всего часов: 7

Древнее Двуречье

1

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Финикийские мореплаватели

1

Библейские сказания

1

Древнееврейское царство

1

Ассирийская держава

1

Персидская держава «царя царей»

1

Тема 5. Индия и Китай в древности.  Всего часов: 4

Природа и люди Древней Индии

1

Индийские касты

1

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Первый властелин единого Китая

1

Раздел IV. «Древняя Греция».  Всего часов: 7

Тема 6. Древнейшая Греция. Всего часов: 5

Греки и критяне

1

Микены и Троя

1

Поэма Гомера «Илиада»

1

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Религия древних греков

1

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.  Всего часов: 7

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Зарождение демократии в Афинах

1

Древняя Спарта

1

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Олимпийские игры в древности

1

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Нашествие персидских войск

1

Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.   Всего часов: 5

В гаванях афинского порта Пирей

1

В городе богини Афины

1

В афинских школах и гимнасиях

1

В театре Диониса

1

Афинская демократия при Перикле

1

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э.  Всего часов: 3

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Поход Александра Македонского на Восток

1

В Александрии Египетской

1

Раздел  V. «Древний Рим».  Всего часов: 17

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Всего часов: 3

Древнейший Рим

1

Завоевание Римом Италии

1

Устройство Римской республики

1

Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Всего часов: 3

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Рабство в Древнем мире

1

Тема 12. Гражданские войны в Риме.  Всего часов: 4

Земельный закон братьев Гракхов

1

Восстание Спартака

1

Единовластие Цезаря

1

Установление империи

1

Тема 13. Римская империя в первые века н.э.  Всего часов: 5

Соседи Римской империи

1

Рим при императоре Нероне

1

Первые христиане и их учение

1

Расцвет империи во II в.

1

Вечный город и его жители

1

Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.  Всего часов: 2

Римская империя при Константине

1

Взятие Рима варварами

1

Итоговое повторение.  Всего часов: 2

Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока

1

Вклад народов Древности в мировую культуру

1

                                           Всего часов:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по истории Древнего мира

Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...