Конспект урока истории по теме "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества" с применением здоровьесберегающих технологий
план-конспект урока по истории на тему

Котляров Сергей Вячеславович

Представлен конспект открытого урока по истории в школе для слабослышащих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_osnovnoy.docx420.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"

Цель урока: - формирование у обучающихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Задачи:

Обучающие

- проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы;

- выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие: 

- развивать самостоятельную мыслительную деятельность;

- развивать картографические умения и навыки работы с историческими картами;

Воспитательные: 

- воспитывать активную гражданскую позицию;

- поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

  • Презентация;
  • Карточки со словами:
  • «Государь - наименование князя-правителя, царя»
  • «Самодержец - не ограниченный в своей власти, самодержавный правительмонарх»
  • Артикуляционный экран

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие. Проверка слухового восприятия и работоспособности аппаратов, с использованием артикуляционного экрана. Фонетическая зарядка, дежурные звуки [ ]; [ ]. Обращение внимания обучающихся на новые слова, правильное произнесение их звучания педагогом и повторение произнесения обучающимися. Установка педагога на правильное произнесение слов с дежурными звуками.  Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение и проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Определите о ком идет речь?

(После прочтения задания при отсутствии ответа выводится подсказка с изображением загаданного персонажа или события: слайды №2 – 3)

  1. Хан, с которого началось татаро-монгольское нашествие на Русь.

(Батый) (слайд №2,3)

  1. Князь, одержавший победу над ордынским войском.

(Дмитрий Донской) (слайд №4,5)

Соотнесите дату и событие. Сделать это нужно в хронологическом порядке, начиная с самого раннего события:

(слайды №6)

(На доске таблички с датами и событиями)

По выбору учителя, приглашаются обучающиеся к доске.

                Невская битва                                         1240

                Ледовое побоище                                   1242

                Куликовская битва                                 1380

           III. Изучение нового материала

 (слайд №7)

Чем закончилась Куликовская битва? Было ли свергнуто татаро-монгольское иго? Почему Русь не могла отказаться платить дань и окончательно прогнать татаро-монгол со своей территории?

 (слайд №8)

(педагог читает название княжеств)

Какой оставалась Русь?

Вокруг какого города могла объединиться Русь? Какие города были самыми крупными и могущественными в те времена?

Ответы обучающихся: (Новгород, Москва, Тверь, Нижний Новгород, Суздаль)

(педагог показывает города)

Для чего Русь должна была объединиться?

Смогла ли Русь стать единой? Кому удалось завершить объединение русских земель?

Сегодня на уроке мы ответим на все эти вопросы. Тема нашего урока: «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»

(слайд №9)

Присоединение каких городов и территорий было наиболее важным и значимым? Какой город или города могли стать центром русского государства?

Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.

Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

(педагог показывает города и области на карте)

Давайте вспомним, правление какого князя мы изучали на предыдущем уроке.  Его сменил Иван III. Он и завершил объединение русских земель.

(слайд №10,11)

  1. Личность Ивана III.

Иван 3 Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия II Темного. Больше известен князь Иван III под именем Иван Святой или Иван Великий. Он с самых молодых лет помогал незрячему отцу. Стремясь сделать законным новый порядок передачи власти, Василий II назвал своего сына Ивана великим князем еще при жизни. Все грамоты того времени составлялись от имени двух великих князей. Уже в 7 лет Иван III был обручен с дочерью князя тверского. Планировалось, что этот брак станет символом примирения соперничающих княжеств Тверского и Московского.

Впервые возглавил войско князь Иван III в возрасте 12 лет. И поход на устюжскую крепость оказался более чем успешным. После победоносного возвращения Иван III обвенчался со своей невестой.

(слайд №12)

Князь отличался не только властолюбием и настойчивостью, но и умом, рассудительностью. Именно великое княжение Ивана III стало первым за долгое время, не начавшимся с поездки за получением ярлыка в Орду. В течение всего периода правления Иван III стремился к объединению северо-восточных земель. Силой или с помощью дипломатии князь присоединил к своим землям территории Чернигова, Рязани (частично), Ростова, Новгорода, Ярославля, Димитровска, Брянска и так далее.

  1. Присоединение Новгорода

(слайд №13)

Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость.

В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород.

(слайд №14)

В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.

(слайд №15)

Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.

(слайд №16)

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.

(слайд №17)

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. В 1484 году войска московского князя осадили город.

(слайд №18)

Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

(После рассказа учителя обучающиеся записывают в тетради даты основных событий:

(слайд №19)

Запишите даты:

1478 год – присоединение Новгорода к Москве.

1485 год – присоединение Твери к Москве)

(слайд №20)

Физкультминутка

(слайд №21)

Текст физминутки

Примерные движения

Шли баскаки по Руси –

Направо смотрели,

налево смотрели,

Меня увидали, пальцем показали.

Как подскочили ко мне!

Ой, как страшно!

И говорят: «Давай дань!»

А я говорю: « Денег нет»;

А они опять: «Давай дань,

а не то в рабство угоним!»

Руки мне скрутили, за спину заломали

И погнали в рабство…

А я Богу помолился,

Земле родной поклонился,

А во след слова летели:

«Как ордынцы надоели!!!»

Шагом - марш на месте; поворот и наклон туловища вправо, руку ко лбу - «козырек»

То же самое - в левую сторону;

Поворот вправо, руку прав, назад отвести,

Поворот влево, левой рукой - пальцем указать

Прыжок на месте из глубокого приседа,

  присесть, обхватив крест накрест голову;

  руки вперед, ладонями наверх.

Наклон вперед - руки в стороны;

- Руки вперед; сжать и разжать кулаки (2р.);

 Соединить руки за спиной «замком»;

Руки расцепить, сгорбиться;

Поклон до земли;

Руки-крылья - вверх-вниз;

Обхватить крест-накрест голову руками.   сделать по два наклона - вправо-влево.

 

На каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

(слайд №22)

Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

(слайд №23)

К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?

Были ли раньше такие попытки, и чем они завершались?

(слайд №24)

В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.

(слайд №25)

  1. «Стояние на Угре» и освобождение от власти Орды.

Отношения с Ордой к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться. В 1472 или в 1476 году Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, что неминуемо должно было привести к новому столкновению. Однако до 1480 года Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством.

(слайд №26)

Непосредственным поводом к началу войны стала казнь ордынского посольства, отправленного Ахматом к Ивану III за данью. Иван III, отказавшись выплачивать дань хану, взял «басму  лица его» и растоптал её; после этого все ордынские послы, кроме одного, были казнены. Летом 1480 года хан Ахмат двинулся на Русь. Ситуация для Московского государства осложнялась ухудшением отношений с западными соседями.

(слайд №27)

Литовский великий князь Казимир вошёл в союз с Ахматом и мог напасть в любой момент. Выяснив, что хан Ахмат двигается к границе Великого княжества Московского, Иван III, собрав войска, также направился на юг, к реке Оке. На помощь великокняжескому войску пришли также войска тверского великого князя.

(слайд №28)

В течение двух месяцев готовая к бою армия ждала противника, однако хан Ахмат, также готовый к бою, не начинал наступательных действий. Наконец, в сентябре 1480 года хан Ахмат переправился через Оку южнее Калуги и направился по литовской территории к реке Угре — границе между московскими и литовскими владениями.

(слайд №29)

На Угре начались ожесточённые столкновения. Попытки ордынцев переправиться через реку были успешно отбиты русскими войсками. 26 октября 1480 года река Угра замёрзла. 11 ноября хан Ахмат отдал приказ отступить.

(слайд №30)

«Стояние на Угре» завершилось фактической победой Русского государства, получившего желанную независимость.

(слайд №31)

Хан же Ахмат вскоре был убит; после его смерти в Орде разгорелась междоусобица.

(слайд №32)

(Обучающиеся записывают дату:

1480 год – свержение монголо-татарского ига)

(слайд №33)

После того как спало с Москвы татарское иго Иван III титулует себя царем всея Руси. Этот термин сокращенная русская форма латинского слова «цесарь», или «кесарь» немецкое Kaiser. Титул царя в актах внутреннего управления при Иване III , иногда при Иване IV ,обыкновенно соединялся со сходным по значению титулом самодержца - это славянский перевод византийского императорского титула.

Иван нашел, что теперь ему не подходит называться просто по-русски Иваном и начал писаться в церковной форме: "Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси". К этому титулу присоединяется длинный ряд географических эпитетов, обозначавших новые пределы Московского государства:

(слайд №34)

 "Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и иных", т. е. земель.

(слайд №35)

IV. Закрепление новых знаний

«Найди ошибку». Нужно найти ошибки в утверждениях.

(слайд №36)

1478 год – присоединение Москвы к Новгороду.

(слайд №37)

Верный ответ: 1478 год – присоединение Новгорода к Москве

(слайд №38)

Куликовскую битву принято считать концом татаро-монгольского ига на Руси.

(слайд №39)

Верный ответ: Стояние на реке Угре принято считать концом татаро-монгольского ига на Руси.

(слайд №40)

После 1480 года Русь продолжила  выплату дани.

 (слайд №41)

Верный ответ: После 1480 года Русь окончательно прекратила выплату дани в Орду.

(слайд №42)

Работа со стихотворением

 (выразительное чтение стихотворения педагогом)

Иван шёл к Калуге закрыть переправы.
Он  вышел к Угре и вдоль берега встал,
Послав  к переправам заставы.

Ахмат попытался с налёта пройти
Но встал от огня и картечи
Не в силах пойти, не желая уйти
В предчувствии будущей сечи

Почти три недели стояли полки
На речке Угре близ Калуги.
Бескормица жжет, и маячат тиски      
Мороза и вьюги-подруги.

Ахмат отступил через Серенск и Мценск
Желая вернуться  в Орду …

Что значит сечь? Бескормица? Тиски?

О каком событии говорится в этом стихотворении? Какие реальные исторические личности в нем упоминаются? Названия каких рек, городов вы запомнили?

(слайд №43)

                V. Подведение итога урока

Кто такой Иван III и чем он запомнился?

                VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Пересказ параграфа 20, ответы на вопросы стр. 173, выразительное чтение стихотворения на оценку по желанию.

F:\Создание единого русского государства и конец ордынского владычества\фото\20171120_112444.jpg

F:\Создание единого русского государства и конец ордынского владычества\фото\20171120_112545.jpg

F:\Создание единого русского государства и конец ордынского владычества\фото\20171120_112601.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"

Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...

"Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"

Педлагается методическая разработка урока по теме "Создание единого Русского гоударства и конец ордынского владычества" с использованием технологии развития критического мышления...

Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"

Конспект открытого урока истории  в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"  включает в себя все основные эт...

тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»

тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»...

Самоанализ урока. 6 кл тема урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"

Самоанализ урока в 6 классе "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"...