Контрольная работа для обучающихся 10 класса
тест по истории (10 класс) на тему

Еременко Надежда Александровна

Контрольная работа для обучающихся 10 класса по теме: "Древняя Русь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Контрольная работа для 10 класса22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная   работа № 1  по  теме «Древнерусское  государство  в  IX-XI вв.

Часть 1

  1. Напишите  пропущенное  понятие (термин).

Категория  зависимого  населения  Древней  Руси,  которая  теряла  свободу  на  время

 отработки  долга,  называлась __________ .

  1.  Установите  правильное  соответствие  между  понятием  и  определением.

Понятия                                                        Определения

А)  холоп                                                1)  правитель  Хазарского  государства

Б)  вече                                                2)  языческий  жрец  у  восточных  славян

В)  каган                                                3)  захваченный  на  войне  пленник

Г)  волхв                                                4)  народное  собрание  у  славян

       3.  Расположите  в  правильной   последовательности  с  севера  на  юг  реки  и   озера, являвшимися  частями  торгового  пути  «из  варяг  в  греки».

А)  Ладожское  озеро

Б)  Днепр

В)  Ловать

Г)  Ильмень

Д) Черное море

  1. Расположите  в  хронологической  последовательности  исторические  события.  Запишите

 цифры,  которыми  обозначены  исторические  события,  в  правильной  последовательности  в  таблицу.

  1. Заключение  первого  письменного  договора  Руси  с   Византией;
  2. Появление  половцев  на  южных  границах  Руси;
  3. Строительство  Софийского  собора  в  Киеве;
  4. Поход  князя  Олега  на  Киев;
  5. Налоговая  реформа  княгини  Ольги.

        5.  Ниже  приведен  список  терминов.  Все  они,  за  исключением  двух,  относятся  к    периоду   IX-XI  вв.

1)  смерд;      2)  пожилое;      3)  погост;        4)  холоп;      5)  вервь;      6)  баскак        7)  вира.

Найдите  и  запишите  порядковые  номера терминов,  относящихся  к  другому  историческому  периоду.

       6.  Ниже  приведен  список  разных   групп  населения.  Все   эти    группы,  за  исключением  двух,  существовали     в     Древнерусском     государстве.

1)  бояре;     2)  закупы;     3)  рядовичи;      4)  баскаки;      5)   монахи;        6)  казаки;          

7) смерды.                           .

Найдите  и  запишите  порядковые  номера   групп   населения,  относящихся  к  другому  историческому  периоду.

       7.  Установите  соответствие   между  фрагментами  исторических  источников  и  их  краткими  характеристиками:  к  каждому  фрагменту,  обозначенному    буквой ,  подберите  по  две  соответствующие  характеристики,   обозначенные  цифрами.

        ФРАГМЕНТЫ   ИСТОЧНИКОВ

        А)  «Пришли  печенеги  впервые  на  Русскую  землю,  а  …    был    в   Переяславце,  затворилась  княгиня  Ольга  с  внуками   своими,   Ярополком,  Олегом  и  Владимиром  в  городе    Киеве.   И  обступили  печенеги  город    в  силе   великой,  бесчисленное   множество   их  около  города,  и  нельзя  было  из города  выйти,  ни  вести  князю  послать.   Изнемогали  люди   от  голода  и  жажды.   Собрались   люди  на  другой  стороне   Днепра  в   лодках.   Они   стояли   на   другой  стороне,   и  нельзя   было  ни  одному   из  них  войти  в  Киев,   ни  из  города   выйти  к  ним.   И  закручинились   люди  в  городе  и  сказали:   «Нет  ли  кого,  кто  мог  бы   на  ту  сторону   дойти  и  сказать  им:  если  кто  не  придет   к   нам   утром   на  выручку,   придётся  нам   сдаться  печенегам».

        Б)  «Пришёл  Святополк  в  Киев,  и вышли   ему    навстречу   киевляне  с   поклоном  и  приняли   его   с  радостью…   В  это   время  пошли  половцы   на   Русскую   землю…   начали  войну,  и    пришли  во  множестве,   и  осадили  город  Торческ.  Святополк  же   начал  собирать  воев  против  половцев.   И  сказали  ему  мужи  разумные:  «Не  покушайся   против  них,   потому   что   мало  имеешь   воинов».   Он  же  сказал:  «Имею  дружинников  своих   700,  которые   могут  стать   против   половцев».

        Другие  же,  неразумные,  говорили:  «Пойди,  княже».  Разумные  же  ему  говорили:  «Хотя  бы  ты  собрал  и  8000 воинов,  недостало  бы  их.  Наша  земля  оскудела  от  войн   и  насилий.  Пошли  к  брату  своему  Владимиру  (Мономаху),  чтобы   он  тебе  помог».  Святополк  же  послушал  их,  послал  к  Владимиру,  чтобы   помог  ему.   Владимир  же  собрал  воинов   своих  и    послал  за  Ростиславом,  братом  своим,   в  Переяславль,  веля   ему  помогать  Святополку».

                ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1.  В отрывке  упоминается  князь,  в  годы  правления  которого  Русь  приняла   христианство.
  2. Упоминаемый  в  отрывке  князь   ограничил  ростовщические   проценты   и   облегчил  положение   должников   и   закупов.
  3. Описываемые  в  отрывке  события  происходят    после   крещения   Руси.
  4. В  период   описываемых   событий   Москва  стала   центром   удельного  княжества.
  5. Современниками  описываемых   событий   были  князья  Борис  и  Глеб,  ставшие  первыми  русскими  святыми.
  6. Набеги  на  Русь  кочевников,  упоминаемых  в  отрывке,  прекратились  в  годы   правления  Ярослава  Мудрого.

        8.  Установите  соответствие   между  фрагментом   исторического   источника  и  его  краткой  характеристикой.   Подберите    две  соответствующие  характеристики,   обозначенные  цифрами.

        ФРАГМЕНТЫ   ИСТОЧНИКОВ

        А)  «В   тот  год  сказала  дружина  Игорю:  «Отроки  Свенельда   изоделись  оружием   и  одеждой,   а   мы   наги.  Пойдем,   князь,  с  нами   за  данью,   и  себе  добудешь,  и  нам».  И  по слушал  их   Игорь   -   пошел   к  древлянам   за  данью  и  прибавил  к  прежней   дани  новую,   и творили  насилие  над  ними  мужи   его.   Взяв  дань, пошел  он  в   свой   город.   Когда  же   шёл  он   назад,  -   поразмыслив,    сказал  своей  дружине:  «Идите  с  данью   домой,  а   я  возвращусь  и  похожу  ещё».  И    отпустил  дружину  свою  домой,  а  сам  с  малой  частью  дружины  вернулся,   желая  большего   богатства».

                Характеристика

  1. События,  описанные  в  отрывке,   произошли   в  X  в.
  2. События,  описанные  в  отрывке,   произошли   в  XI  в.
  3. Исторический  деятель,   упомянутый  в   отрывке,   был  убит  во   время   восстания.
  4. Современником   событий,   описываемых  в  отрывке,  был   владимирский  князь   Юрий   Всеволодович.
  5. События,  описанные  в  отрывке,   произошли   в  XIII  в.

Ответ: __________              

  1.  Денежный           штраф   в  пользу  князя  за  убийство   свободного  человека  в

 Древнерусском  государстве  назывался  ______________________

  1. Какие  из  перечисленных  событий  относятся  к  X  в.?  Выберите  три  ответа  и

 запишите  в  таблицу  цифры,  под  которыми  они  указаны.

  1. разгром  Хазарского  каганата;
  2. принятие  Русской Правды;
  3. крещение  Руси;
  4. основание  Киево-Печерского  монастыря;
  5. сожжение  города  Искоростеня;
  6. изгнание  князя  Изяслава  из  Киева.

Ответ:________  

  1. Заполните  пустые  ячейки  таблицы,  используя  приведенный  ниже  список  

пропущенных  элементов:   для  каждого  пропуска,  обозначенного   буквами,  выберите  номер   нужного   элемента

События

Дата

Участники

____________________ (А)

882 г.

Олег, Аскольд, Дир

восстание  древлян

__________________  (Б)

___________________ (В)

Крещение  Руси

__________________  (Г)

Владимир

Призвание  варягов

__________________  (Д)

___________________  (Е)

Пропущенные   элементы:

  1. Святослав
  2. Рюрик
  3. 862 г.
  4. 907 г.
  5. заключение  русско-византийского  договора
  6. объединение  Киева  и  Новгорода  под  одной   властью
  7. Игорь
  8. 945 г.
  9. 988 г.

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

Е

        

Часть   2

Прочтите  отрывок  из  исторического  источника  и  кратко  ответьте  на  вопросы.  Ответы

предполагают  использование  информации  из  источника,  а  также  применение   исторических  знаний  по   курсу  истории    соответствующего  периода.

Фрагмент  труда  историка  Б.А. Рыбакова.

«Русь  была  заинтересована  в  постоянной  мирной  торговле  с  Византией,  которая,  однако,  стремилась  играть   в  своей   внешней  торговле  активную  роль   и  не  впускать  иноземцев  в свою   страну,  не  открывать  им  рынки  своих  городов.  У  греков  было  много  средств  воспрепятствовать  проезду  русских  внутрь  империи:  застава  у  устья  Днепра,  контролировавшаяся  из  Херсонеса  (современный   Севастополь),   закрытие  черноморских  гаваней,  необходимых  русам  при   каботаже,  подговор  печенегов  и,   наконец,   закрытие  входа  в  Босфор.  Все  эти  препятствия  преодолевались  Киевской   Русь  вооруженной   рукой    закреплялись   диплом аттическими   документами.

Договоры  Руси  с    империей  (907, 911,  944  гг.)  должны  были  закреплять  успех   русского  оружия   (или  успех  угрозы)  и  обеспечивать    возможность  мирного  торга,  главной  цели  русских,  так  как   никаких  территориальных  претензий  Русь  даже  после  победы  не  предъявляла.

При  заключении   договоров  исполнителями   и  выразителями  воли  киевского  князя  были  как  варяги,  так  и  славяне,  но  самый договор  заключался   в  двух  экземплярах  на  двух  государственных  языках  -  греческом  и  славянском  (русском).  Договоры  заключались  Византией  от  лица  цесаря  (императора), а  с  русской стороны    от  имени   великого  князя    киевского  и  от  имени  его  вассалов,  различных  «светлых  князей»,  стоявших   во  главе  племенных  союзов,  и  «всякого   княжья»  -  многочисленных   князей  племен.   В  договорах часты   ссылки   на   «Закон  Русский»,   текст  которого    до  нас  не  дошёл,  но  был,  очевидно,  хорошо  известен  грекам  (там   и  тарификация  штрафов  выражена  в  греческих    деньгах),  так  как  иначе  не  было  смысла  на  него  ссылаться».

1.  Как  назывался  торговый  путь,  который  связывал  Древнюю  Русь   и  Византию?    Ко  времени   правления  каких  киевских  князей   относятся  события,  описанные   в  тексте?

2.   Как  оформлялись   договоры  Руси  и  Византии?    Укажите  не  менее  трех   характеристик.

  1. Какие  препятствия  чинили  Руси  византийцы,  пытаясь  защитить  свои   торговые

 привилегии?   Укажите  не  менее  трех  положений.

  1. В  исторической  науке      существуют   дискуссионные  проблемы,  по  которым

высказываются  различные, часто  противоречивые   точки   зрения.   Ниже  приведена  одна  из  спорных   точек  зрения,   существующих    в   исторической    науке.

«Роль  варягов  в  создании   Древнерусского  государства  была  незначительной».

Используя  исторические  знания,   приведите   два  аргумента,   которыми   можно  подтвердить  данную  точку  зрения,   и   два  аргумента,  которыми  можно  опровергнуть  её.   При  изложении  аргументов  обязательно  используйте  исторические  факты.

  1. Вам   необходимо    написать  историческое  сочинение  на  тему: «Русь  в    912-945 гг.

В   сочинении  необходимо:

        -  указать  не  менее  двух   причинно-следственных  связей,  характеризующих   причины    

возникновения  событий  (явлений, процессов),  происходивших  в  данный  период;

        -  используя  знание  исторических  фактов  и  мнений  историков,  оцените    влияние   событий  (явлений, процессов)  данного  периода  на  дальнейшую  историю   России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая (разноуровневая) контрольная работа для обучающихся 10 класса

Диагностическая  (разноуровневая) контрольная работа для обучающихся 10 класса гумманитарного профиля.Тема: «Русская литература первой половины 19 века».Класс: 10 (социально-гуманитарный профиль)...

Образцы входных контрольных работ для обучающихся 4, 5 классов по немецкому языку

Образцы входных контрольных работ для обучающихся 4, 5 классов по немецкому языку...

Контрольная работа для обучающихся 10-11 класса.

Крнтрольная работа для учеников 10-11 класса. Уроень - средний. Состоит из 2 частей: чтение (1 задание) и грамматика (3 задания). Основная тема - модальные глаголы....

Контрольная работа для обучающихся 1 курса СПО (11 класс ООО)Тема: Основные понятия неорганической и органической химии. УМК Рудзитис.

Контрольная работа для  обучающихся 1 курса СПО. Или для обучающихся 11 класса ООО. УМК Рудзитис. Тема: Основные понятия неорганической и органической химии.Контрольная работа содержит ...

Итоговая контрольная работа для обучающихся 5 класса

Итоговая контрольная работа для обучающихся 5 класса содержит инструкцию по выполнению, спецификацию (назначение работы, цель, структуру КИМ, таблицы с распределением заданий по разным критериям, сист...

Контрольная работа для обучающихся 7 класса по теме "Млекопитающие"

Контрольная работа проводится после изучения раздела "Класс Млекопитающие"...

контрольные работы для обучающихся 9-11 классов.

Сюорник контрольных работ для обучающихся 10 классов . (базовый и профильный уровень)...