Урок мужества "По страницам Сталинградской битвы"
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Корниленкова Елена Витальевна

Внеклассное  мероприятие, посвященное событиям Сталинградской битвы. Мероприятие подготовлено для обучающихся 5-11 классов. Данный материал можно использовать на уроках посвященных Великой Отечественной войне, а также на мероприятиях посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны.

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за соотечественников, за ветеранов ВОВ своего поселка, за свой поселок; прививать чувство любви к родному краю, расширять представления учащихся о важных сражениях ВОВ, в том числе Сталинградской битве, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оформление: репродукции картин, посвященных войне, Сталинградской битве; схемы военных действий; фотографии военного Сталинграда, героев Сталинградской битвы, памятников войны; выставка книг о Сталинградской битве; аудиозаписи песен о войне.

На мультимедиа эпиграф  к мероприятию:             

              Нет героев от рожденья,

              Они рождаются в боях.

                                      А. Твардовский

Предварительная подготовка: Учащиеся 9 – 11 классов готовят сообщения о ветеранах поселка, принимавших участие в сталинградской битве, и о героях сталинградской битвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК МУЖЕСТВА «ПО СТРАНИЦАМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ»
(5 – 11  классы)

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за соотечественников, за ветеранов ВОВ своего поселка, за свой поселок; прививать чувство любви к родному краю, расширять представления учащихся о важных сражениях ВОВ, в том числе Сталинградской битве, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оформление: репродукции картин, посвященных войне, Сталинградской битве; схемы военных действий; фотографии военного Сталинграда, героев Сталинградской битвы, памятников войны; выставка книг о Сталинградской битве; аудиозаписи песен о войне.

На мультимедиа эпиграф  к мероприятию:                  

                Нет героев от рожденья,

                Они рождаются в боях.

                А. Твардовский

Предварительная подготовка: Учащиеся 9 – 11 классов готовят сообщения о ветеранах поселка, принимавших участие в сталинградской битве, и о героях сталинградской битвы.

Ход мероприятия

Мероприятие начать с песни военных лет: «Священная война»

Ведущий. Более 70 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 25 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»).

                Здесь птицы не поют,

                Деревья не растут,

                И только мы плечом к плечу

                Врастаем в землю тут.

                Горит и кружится планета,

                Над нашей Родиною дым,

                И, значит, нам нужна одна победа,

                Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Ведущий. Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва, именно эта битва стала битвой коренного перелома в ходе ВОВ, которая состояла из двух этапов: оборонительного 17.07. по 18. 11.1942 года и наступательного 19.11.1942 – 2.02.1943. Эта битва получила название «Уран», проходила 200 дней и ночей.

Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?..

Сообщения ребят о земляках участниках ВОВ нашего поселка: Игнатов, Ноев.

А сколько еще простых солдат и командного состава сражалось за победу в этой битве и войне. Сколько молодых ребят и девушек погибло в этой битве.

Выступление учащихся о подвигах солдат и командного состава:

Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии он подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

Четыре бойца: Н. И. Сарафанов, М. Ф. Чембаров, А. А. Беляев и П. Г. Круглов – во время боя в районе Даргоры 16 сентября 1942 года сразились с 20 фашистскими танками. Круглов и Беляев погибли, оставшиеся в живых Сарафанов и Чембаров стреляли в упор, были ранены и попали в плен. Им удалось бежать из плена и вернуться в свой полк. Их считали погибшими и посмертно наградили орденами Отечественной войны.

Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Ученики продолжают рассказывать о подвигах.

В Краснооктябрьском районе есть улица 33 Героев. Она названа так в честь 33 советских воинов, принявших бой около хутора Малая Россошка с 70 фашистскими танками. Воины использовали следующий прием: когда вражеский танк проходил над их окопом, они бросали бутылки с горючей смесью в машинное отделение – самое уязвимое место танка. Немцы выскакивали из машин, автоматчики уничтожали их. Враг был вынужден отступить, оставив на поле боя 27 танков и 150 трупов. Из 33 наших воинов никто не погиб.

Во время боя на Дону в августе 1942 года радистка Елена Стемпковская находилась на командном пункте и передавала в штаб информацию о численности и расположении вражеских подразделений, о нахождении огневых точек и обороны противника. Враг прорвался, и Елена оказалась в окружении. Она долго отстреливалась, но была захвачена в плен, ее пытали, истязали, требовали сообщить известную ей информацию о расположении советских войск. Немцы замучили молодую радистку до смерти, но не добились от нее никаких сведений. Посмертно она награждена орденом Красного Знамени.

Звучит песня В. Высоцкого «Их восемь, нас – двое» о летчиках-истребителях.

Учащиеся рассказывают о подвигах летчиков.

7 августа летчик Владимир Землянский четыре раза за день поднимал в воздух свое подразделение. Во время четвертого боя его самолет был подбит с земли, он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.

Летчик Владимир Каменщиков лично сбил 12 вражеских самолетов, а в группе – еще 37. В день ему приходилось делать по 10 вылетов. Были сражения, когда летчику приходилось биться в группе из 6 самолетов против 28 вражеских машин. Во время своего сотого боевого вылета Владимир Каменщиков погиб.

Летчик Петр Алексеевич Панин с мая 1942 по август 1943 года произвел 114 боевых вылетов. Лично он сбил 13 фашистских самолетов. 26 августа 1943 года его подразделение по тревоге поднялось в воздух. 6 самолетов вступило в бой с 30 вражескими крылатыми машинами. Восемь удалось сбить, враг отступил, но подразделение вернулось с задания без своего командира Панина.

Летчик Петр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими «мессершмиттами», подбив 4 из них, погиб в неравном бою.

Ведущий. Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18–20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти... Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.

Ученики читают стихотворение И. Уткина «Сестра».

                Когда, упав на поле боя,

                И не в стихах, а наяву,

                Я вдруг увидел над собою

                Живого взгляда синеву.

                Когда склонилась надо мною

                Страданья моего сестра,

                Боль сразу стала не такою:

                Не так сильна, не так остра.

                Меня как будто оросили

                Живой и мертвою водой.

                Как будто надо мной Россия

                Склонилась русой головой.

Учащиеся рассказывают о подвигах медсестер.

Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боев за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

19-летняя медсестра Зинаида Маресева во время Сталинградской битвы выносила раненых с поля боя и доставляла к переправе. Погибла 6 августа 1943 года, переправляя через Волгу раненых бойцов.

Ведущий. Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь, устраивают митинги и концерты.

Ученики читают стихотворение В. Леднева «Вечный огонь».

                Их теперь не обнять,

                Не пожать им ладонь.

                Но восстал из земли

                Негасимый огонь –

                Скорбный огонь,

                Гордый огонь,

                Светлый огонь.

                Это павших сердца

                Отдают до конца

                Свое яркое пламя живущим.

Ведущий. Есть вечный огонь и в Волгограде. Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. Еще один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.

Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».

        На братских могилах не ставят крестов,

        И вдовы на них не рыдают.

        К ним кто-то приносит букеты цветов,

        И Вечный огонь зажигают.

        Здесь раньше вставала земля на дыбы,

        А нынче – гранитные плиты.

        Здесь нет ни одной персональной судьбы –

        Все судьбы в единую слиты.

        А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

        Горящие русские хаты,

        Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

        Горящее сердце солдата.

        У братских могил нет заплаканных вдов –

        Сюда ходят люди покрепче.

        На братских могилах не ставят крестов...

        Но разве от этого легче?!

Среди нас практически не осталось тех, кто был очевидцем тех событий. Сегодня у нас в гостях женщины, которые знают о войне не по наслышке, их детство прошло в военное время - это дети войны. Уважаемые гости расскажите, как вы выживали в то время, что помогало вам выжить?

Ведущий. Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.

Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.

Ученики читают стихотворение В. Мавродиева «Мать».

                Я как-то на кургане видел гостью:

                Сняв с головы темнеющий платок,

                С бугра взяла она земли две горсти

                И завязала землю в узелок.

                Светлел над ней июньский небосклон,

                Когда походкой тихой и нестатной,

                Она прошла мимо березок, статуй

                И замерла у входа в Пантеон.

                Ей мальчик помогал, наверно, внук,

                Когда она искала имя сына

                В том списке долгом, небывало длинном.

                И узелок вдруг выскользнул из рук...

                Не вскрикнула она, не разрыдалась

                И даже не сказала ничего –

                Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

                Как будто к лбу сыночка своего...

                Потом цветы на мрамор положила,

                Еще взглянула и еще прочла,

                Кулек конфет мальчишкам раздала,

                Стояла долго, голову склоня, и к выходу,

                                                         усталая, пошла.

                И с болью той привычной, постоянной,

                Став сразу ниже ростом и слабей,

                Еще минуту тихо постояла

                У памятника Матери, себе...

Ведущий. Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли... их родственникам помогали, но нужно ли это мертвым, нужно ли это родственникам погибших в этой страшной войне? Нет. Это нужно живым. Но раз уж это случилось, мы не должны забывать имена тех, о ком вы узнали и о ком еще узнаете, изучая историю. Чтобы не забывали.

Вставить Левитана выступление по радио.

Ведущий объявляет минуту молчания. Благодарит всех.

Историческая викторина:

Вопрос для ребят: Как сейчас называется город, который в годы войны назывался Сталинградом?

А есть ли там вечный огонь?

Сколько лет прошло со времен победы советских войск в Сталинградской битве?

Кто из главнокомандующих воевал на фронтах Сталинграда?

Назовите хронологические рамки Сталинградской битвы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему « Роль поискового отряда в изучении страниц Сталинградской битвы и патриотическом воспитании молодежи»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из задач  современной школы.Координирующим центром этой деятельности является школьный музей, основным направлением которого стало военно-...

Урок Мужества, посвященный Сталинградской битве. Дом Павлова

Урок Мужества посвящен защите Дома Павлова в период Сталинградской битвы...

Урок Мужества 70лет Сталинградской битвы

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах....

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ

Урок мужества посвящен 70-летию начала Сталинградской битвы, призван привлечь внимание учащихся к лучшим традициям нашего народа, доблестным и героическим страницам отечественной исто­рии: воспи...

Урок знаний «Героям Сталинградской битвы посвящается»

Урок знаний для учащихся 7-9 классов,в форме беседы,а также с элементами викторины позволяет глубже узнать о событиях Сталинградской битвы....

Конспект урока на тему "Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

Урок раскрывает сущность коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны при изучении основных этапов Сталинградской битвы....

Разработка урока по теме "Сталинградская битва"

Данная разработка направленна на изучение коренного перелома в ходе Сталинградской битвы. На уроке рассматриваются этапы, основные события и значение Сталинградской битвы. Данная разработка предусматр...