История России. 9 класс. Урок по теме "Политика военного коммунизма (1918 — 1921)."
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Голованова Людмила Ивановна

История России. 9 класс. Урок по теме "Политика военного коммунизма (1918 — 1921)."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_urok.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

История России. 9 класс.

Урок 16.

Тема: Политика военного коммунизма (1918 — 1921).

Цель: Раскрыть сущность и значение социально-экономической политики большевиков в период гражданской войны (1918 — 1921 гг.).

I. Проверка домашнего задания.

1. Назовите первые декреты советской власти и кратко поясните их суть.

2. Дайте определение понятию «интервенция».

3. Назовите не менее трёх причин победы большевиков в гражданской войне.

II. Изучение нового материала.

1. Политика военного коммунизма — система социально-экономических мер, предпринятых большевиками в годы гражданской войны.

2. Почему «ВОЕННОГО» коммунизма?

Т. к. эта политика осуществлялась в период военного времени (гражданской войны) и была подчинена одной цели — военной победе над противниками большевиков.

3. Почему политика «КОММУНИЗМА»?

Т. к. предпринимаемые большевиками меры совпадали с чертами будущего коммунистического общества.

4. Коммунистическое общество — идеальное общество, где нет частной собственности, торговли и денег, но существует всеобщий обязательный труд и уравнительное распределение материальных благ.

5. Причины перехода к политике военного коммунизма?

1) Глубокий экономический кризис в стране (экономические связи между предприятиями, городом и деревней распались, в городах начался голод).

2) Опасность уничтожения советской власти (необходимость концентрации всех ресурсов в руках большевистского государства в условиях гражданской войны).

3) Попытка построить коммунизм силовыми методами.

6. Предпринятые большевиками меры?

1) Полная ликвидация частной собственности.

2) Национализация всех отраслей промышленности.

3) Введение всеобщей трудовой повинности (для всех людей в возрасте от 16 до 50 лет).

4) Запрет использовать наёмный труд.

5) Уравнительная оплата труда (в форме талонов на различные виды товаров).

6) Отмена денег, платы за жильё, транспорт, коммунальные услуги.

7) Запрет торговли, распределение государством всех товаров.

8) Введение продразвёрстки в деревне — государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне, а затем распределяла (= развёрстывало) её по крестьянским дворам. (От продовольственной диктатуры продразвёрстка отличалась лишь тем, что крестьяне заранее знали, сколько нужно сдать государству зерна). Продразвёрстка проводилась по классовому принципу: с бедняков ничего не брали.

9) Подчинение всей экономики непосредственно руководству центральных органов власти, наделённых чрезвычайными полномочиями.

7. Значение политики военного коммунизма?

1) Концентрация материальных и трудовых ресурсов в руках советской власти позволила ей победить в гражданской войне.

2) Укрепление однопартийной политической системы в стране с командно-административной системой руководства.

3) Рост недовольства крестьян продовольственной политикой большевиков привёл к крестьянским восстаниям 1920 — 1921 гг. («малая гражданская война»).

4) Недовольство политикой военного коммунизма привело к выступлениям рабочих в Петрограде и Кронштадтскому восстанию (март 1921 г.).

ВЫВОД: Окончание гражданской войны и недовольство широких слоёв населения заставили большевиков в марте 1921 г. отказаться от политики военного коммунизма.

Домашнее задание.

1. Знать конспект.

2. Параграф 16 и 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов

Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...