Формирование ЗОЖ на уроках истории и обществознания
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Иванова Людмила Николаевна

Статья акцентирует внимание на значимость данной проблемы в условиях современной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ

НА  УРОКАХ  ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Одной из главных задач школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.

Возникшая за последние годы нестабильность в социально-экономической обстановке отрицательно повлияла на показатель здоровья детей, снизились возможности семьи по жизнеобеспечению ребенка.

Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания должен быть положен в основу концепции каждой школы. Его целью является создание единого пространства для формирования личности гармонично развитой физически и психически.

Задачи:

· Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.

· Обучение основам здорового образа жизни.

· Мониторинг здоровья.

· Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.

· Профориентация подростков.

· Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.

Тема «Формирование здорового образа жизни на уроках истории, обществознания и во внеурочное время» не нова, об этом свидетельствуют многочисленные разработки в СМИ, Интернете. Но, они же, свидетельствуют и об актуальности данной темы.

Каждый современный учитель на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося.  

Целью использования новых технологий является проблема преодоления «больного детства». Задачи, которые стоят перед современным учителем для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

- выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению учащихся;

- вовлекать родителей в оздоровление детей;

- передавать знания по предотвращению отдельных болезней;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.

Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классах, на каждом уроке педагог следит за осанкой детей, проводит физическую паузу. На каждой перемене обязательно проветривается кабинет. Ведь школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности. Чтобы дети чувствовали себя комфортно и раскованно на уроках, учитель позволяет и себе и им шутить, смеяться, но естественно, не нарушая при этом дисциплины и порядка. Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.

На каждом родительском собрании ставятся вопросы о комфортности и дискомфорте детей в школьных условиях, рассматриваются темы о возрастных психологических особенностях раннего подросткового возраста, проводятся различные виды анкет и опросов, позволяющие понять насколько родители знают своего ребёнка, общаются с ним. При этом используется учебник «Обществознание» (автор А.И.Кравченко) для седьмого класса. Родителям было рекомендовано сделать этот учебник своей настольной книгой, т. к. в нём в доступной форме раскрываются все психологические трудности, которые переживают их дети, показываются различные пути преодоления этих трудностей, предлагаются возможные способы, как сохранить связь со своим ребёнком, который становится бунтарём и нигилистом.

Древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Именно эти слова являются эпиграфом к каждому уроку обществознания в каждом классе при изучении тем «Глобальные проблемы человечества». Именно этими учитель пытается показать учащимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. Сложность данной задачи состоит в том, что каждый человек учится на собственных ошибках, и никакие «вредно», «плохо» и «нехорошо» не научат его избегать проб и примерок. Только собственный опыт показывает детям и подросткам, что «такое «хорошо» и что такое «плохо». Главной своей задачей учитель считает, необходимость обоснованно и доказательно показать учащимся важность бережного отношения к самому себе, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники не приобретали целый список болезней.

Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, поэтому в школе так много аллергиков и просто ослабленных детей. На внеурочных мероприятиях и уроках обществознания говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Интересно проходят «Круглые столы», дебаты на эту тему в 9-11 классах. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Часто ругают молодёжь за её инфантильность, за неумение думать и рассуждать, но вот такие уроки доказывают, что молодые люди также как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий не только в школе, но и в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания

Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Презентация "Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5 классе"

В презентации на тему "Формирование УУД на уроках истории и обществознания" представлены  методы и приемы формирования УУД, которые можно применить на уроках истории и обществознания....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Данная методическая разработка  является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории  в школе,  служит инструментом изучения  процесса, использования  пр...