Формирование УУД на уроках истории и обществознания
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шоноев Тимур Иванович

Данная методическая разработка  является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории  в школе,  служит инструментом изучения  процесса, использования  приемов  формирования  УУД в ходе уроков истории  у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx125.29 КБ

Предварительный просмотр:

Шоноев Тимур Иванович,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Сосново-Озерская сош№2»

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Введение

Данная методическая разработка  является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории  в школе,  служит инструментом изучения  процесса, использования  приемов  формирования  УУД в ходе уроков истории  у школьников.

Актуальность

Современное  информационное общество  требует  от нас подготовить  человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Цель: изучить особенности формирования, развития и применения  УУД на примере уроков истории  и в системе обучения на основе ФГОС.

Задачи:

  1. изучить УУД  с целью использования на различных этапах уроков;
  2. изучить приемы и методы формирования УУД.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Универсальные учебные действия

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.  Различают три группы планируемых результатов:

  1. Предметные универсальные учебные действия - лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
  2. 2.Метапредметные универсальные действия - центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
  3. Личностные универсальные учебные действия - эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового жизни.

 УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

умения организовывать свою деятельность

умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

умения общаться, взаимодействовать с людьми

Личностные (нравственно-оценочные умения)-оценка своих и чужих поступков

Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «История»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов

во ФГОС

Реализация

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Через задания 4-й и 5-й линии развития и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения истории с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников в активную деятельность.

3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Через систему историко-обществоведческих понятий и задания 1–2-й и 3-й линии развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира.

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Через оценочно-толерантные задания 4–5-й линии развития и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Через задания 4-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений.

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п.

8) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений.

9) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 4–5-й линии развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Формулировки

 метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные

учебные действия

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщённый алгоритм работы с продуктивными заданиями.

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) Смысловое чтение.

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).

9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.

Предметные результаты

Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.
  • Группировать (не по хронологии).
  • Сравнивать.

3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.
  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
  • Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

Практическая часть

Предметная методика

Технология проблемного диалога. Проблемно-диалоговое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В процессе обучения можно использовать как побуждающий диалог, так и подводящий диалог. «Классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:

  • учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
  • ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;
  • учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Классический путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотезы.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать творчески. Этот метод выглядит следующим образом: учитель создает проблемную ситуацию, произносит специальные реплики на осознание противоречия учениками, формулировку проблемы учеником. Ученика побуждают выдвинуть гипотезу и проверить ее. Получение знания происходит методом проб и ошибок.

Подводящий диалог - система посильных для учеников вопросов и заданий, которая активно задействует и развивает логическое мышление. Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. Это вызывает у учеников интерес к новому материалу, достигается полное понимание материала.

В отличие от традиционного обучения побуждающий от проблемной ситуации диалог создает проблемную ситуацию, постановка специальных вопросов стимулирует учеников к осознанию противоречия и формулирования учебной проблемы. На уроке с использованием технологии проблемного диалога возможны разнообразные формы работы, не только фронтальной, как при проведении традиционного урока, но и групповой, парной, индивидуальной.

На уроках истории допустимо использование нескольких приемов:

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Побуждение к осознанию репликой учителя: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?» Тема: «Стана на берегах Нила и её жители». Учащиеся, рассматривая изображение египетского фараона на иллюстрации, обращают внимание на двойную корону фараона. Высказывают предположения, почему она имеет такую форму, строят гипотезу о завоевании фараоном Нижнего Египта. Ответ 1-го ученика: « корона состоит из двух частей», ответ 2-го ученика: « может быть, фараон имеет двойную корону потому, что он победил соседнего фараона?». Тема: «Олигархическая Спарта». Учащиеся, прочитав отрывок в учебнике «о почитании спартанцами старших» из труда Плутарха, сравнивают методы воспитания детей и отношения к старшим, высказывают суждения о приемлемости для современного воспитания детей таких методов. Ответ 1-го ученика: хотя детей воспитывали строго, они усваивали хорошие качества, например, уважение к старшим. Ответ 2-го ученика: спартанцы, хотя и были суровыми воинами, уважали пожилых людей.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом, практическим заданием.

Пример: Вопрос был один, а сколько мнений? Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Пример: при изучении учащимися реформ Эхнатона, учитель задает вопрос: « Почему после смерти Эхнатона его реформы не были продолжены?»

1-я ученица называет нежелание жрецов продолжать эти реформы, ограничивающие их власть;

2-ой ученик указывает на религиозные взгляды египтян, особо почитавших Ра, Осириса и других богов, не признающих культа одного бога.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейскими представлениями учеников и научным фактом создается в 2 шага.

  1. шаг: учитель выявляет житейское представление ученика («На ошибку»)
  2. шаг: сообщением, экспериментом, расчетом, наглядностью учитель предъявляет научный факт. Например, что вы думали сначала? Что оказалось на самом деле? Тема: «Возникновение полиса». Отвечая на вопрос: как вы представляете греческий полис? все учащиеся вспомнили страховые медицинские полисы, опираясь на обыденные знания. Предположили, что именно о таких полисах будет идти речь на уроке. Поиск ответа на вопрос дает учащимся мотивацию на получение новой информации. Мотивация на изучение новой темы развивает познавательные универсальные учебные действия (поиск информации с использованием справочников, словарей, ресурсов Интернета, осуществлять сравнение и т.д.) Форма работы может быть как индивидуальная, так и парная. Формируются коммуникативные УУД (развивается сотрудничество, работа в группе, взаимный контроль, коммуникативная рефлексия и т.д.)

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием. Хотя этот прием более подходит для уроков математики, русского языка, на уроках истории его так же можно использовать. Пример, практическое задание: « Отметьте на контурной карте крупнейшие греческие колонии» в начале изучения темы «Великая греческая колонизация» вызывает у учащихся затруднения, связанные с невозможностью выполнить это задание. Вопрос «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?» побуждает учащихся к изучению нового материала, формулированию проблемы. «Что такое колонизация? Чем была вызвана колонизация? В каких направлениях она проходила?» Этот прием формирует регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

Выбор приема происходит в процессе подготовки учителя. Тема: «Рождение демократии в Афинах». Изучение нового материала позволяет развить регулятивные действия: учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают указанные учителем действия; познавательные действия: найдите в словаре определение «демократия», запишите определение в тетрадь, ответьте, кому принадлежала власть в Афинах?

УУД общеучебные: ученики ориентируются в учебнике, осуществляют поиск информации, учатся структурировать материал;

логические: учащиеся осуществляют анализ;

коммуникативные действия: принимают разные мнения, умеют работать в парах, контролирует деятельность партнера, коммуникации строят понятные для партнера.

На этапе рефлексии формируются регулятивные действия: учащиеся умеют оценивать свою работу, анализируют эмоциональное состояние от деятельности; коммуникативные действия: учащиеся формулируют свое мнение. В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Тема: «Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия». Развитие коммуникативных универсальных учебных действий осуществлялось на уроке следующим образом: при изучении новых терминов учащимся было дано задание парам: «Найти в тексте параграфа определение новых терминов: варна, каста, брахман, кшатрии, вайшьи, шудры. Выписать их значение в рабочую тетрадь, проверить работу у соседа по парте, провести взаимопроверку, указать на допущенные ошибки». Развиваются познавательные универсальные учебные действия, учащиеся учатся находить нужную информацию, используя разные источники, давать определения понятиям, структурировать текст, выделять главное, учатся основам изучающего и поискового чтения.

Развитие регулятивных УУД осуществляется при помощи системы оценки знаний через самооценку, взаимооценку. Для этого можно использовать алгоритм самооценки или карту оценки.

Таким образом, в процессе обучения осуществляется тесная совместная деятельность учителя с учащимися, познавательная, коммуникативная, регулятивная деятельность учащихся, учитываются как коллективные, так и индивидуальные потребности. В конечном итоге достигается более высокий качественный результат обучения.

Технология оценивания. За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.  Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Что значит «оценивать»? Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формирующее оценивание.

 Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их.

Зачастую оценку путают с отметкой, хотя на самом деле эти два близких понятия отличаются друг от друга. Отметка – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом. Оценка – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи.

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формирующим, иначе оцениванием для обучения.

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным, а иногда называется как оценивание обучения.

Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Особенность использования техник формирующего оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формирующее оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Компонентами формирующего оценивания являются:

  • знание и понимание учащимися целей обучения
  • эффективная обратная связь с учениками
  • активное участие учащихся в процессе собственного познания
  • знание и понимание учащимися критериев оценивания
  • возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
  • корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Рассмотрим каждый из этих пунктов.

1) Знание и понимание учащимися целей обучения.

Цели должны быть широкие, формулироваться  в виде вопросов. Ребенок должен четко знать к какому результату он должен прийти. Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения?

На начальном этапе учитель разрабатываетдоводит до сведения и обсуждает со школьниками цели урока.  Регулярные обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки учебных целей.

2) Обратная связь.

Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она дает представление о том,  как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления, обеспечивает успех обучения. Приведем примеры эффективной обратной связи:

1.Учитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами

2. В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными

3. Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением.

Также можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы на следующие вопросы:

  • Чему я научился за эту неделю?
  • Какие вопросы остались для меня неясными?
  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.

Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:

  • применять его
  • искать условия и границы применимости
  • преобразовывать, расширять и дополнять
  • находить новые связи и соотношения
  • рассматривать в разных моделях и контекстах.

4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.

Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод:

  • Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала
  • Критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.

5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия).

Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.

Для самооценивания можно использовать:

  • различные формы выходных карт,
  • таблицы самооценки и взаимооценки,
  • вопросы для размышления и т.д.

6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Формирующее оценивание и преподавание неразделимы. Применение формирующего  оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения. Формирующее оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:

  • внедряется культура совместного обсуждения в классе
  • развиваются навыки критического и творческого  мышления
  • формируется среда, поощряющая вопросы учащихся
  • поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты
  • предоставляются  учащимся примеры того, что от них ожидают.

Таким образом, мы видим, что процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формирующее и суммативное оценивание. Формирующее оценивание и преподавание неразделимы.

Важным средством развития мышления и творчества учащегося является осознание им некоторых индивидуальных особенностей своей учебной деятельности через рефлексию и самооценивание. Использование техник формирующего оценивания позволяет привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть осуществлять самооценивание, Рефлексия является важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи, лучше понимать себя. Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности. именно самооценка учеников дает учителю много полезной информации, например о затруднениях учащихся, что позволяет вовремя скорректировать процесс работы

В  учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, определяющий виды деятельности обучающихся, такие как: определение критериев оценки, проверка хода и результатов учебной деятельности, сопоставление своего действия или его результатов с эталоном.

В процессе проверки домашнего задания или закрепления темы урока учитель даёт учащимся тест. После его выполнения учащимся даются образцы ответов. Учащиеся сравнивают их со своими ответами (самооценка) или обмениваются тетрадями в паре (взаимоконтроль). Имея критерии оценки учащиеся могут выставить отметки друг другу. Самооценка должна осуществляться на протяжении формирования и развития учебной деятельности учащихся. Самооценка, как один из компонентов деятельности связана не с выставлением себе оценок, а с процедурой оценивания. Более всего она связана с характеристикой процесса выполнения задания, его плюсами и минусами. При самооценке даётся содержательная и развёрнутая характеристика своих результатов самому себе, анализируются достоинства и недостатки, ищутся пути их устранения. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. На уроках не все учащиеся обладают навыками самооценки в учебной деятельности. Причина: контроль осуществляется учителем, а ученик освобождён от необходимости самостоятельно оценивать свою деятельность.

Самооценка

В начале урока – В конце урока

Оценочная деятельность складывается из следующих умений:

  • умение оценивать свои возможности;
  • умение действовать в новой ситуации;
  • умение отделить известное от неизвестного.

Иногда на обобщающих и зачётных уроках учащимся даётся 8-10 вопросов. На два вопроса отвечают учащиеся письменно, их ответы оценивает учитель. А на остальные вопросы учащиеся отвечают устно (работают в парах) и оценивают друг друга. Для того чтобы взаимопроверка была качественной, необходимо сформировать у ребят умение самооценки и самоанализа.

Оценка должна быть осмысленным действием ученика и направлена на отслеживание личных достижений каждого учащегося, чтобы была видна динамика собственного роста. Чтобы оценка  была развёрнутой и содержательной используется рецензирование ответов учащихся по плану.

Схема рецензии ответов учащихся.

  • Точность приводимых исторических данных (даты, имена, понятия и т.д.)
  • Полнота содержания
  • Последовательность, логичность ответа.
  • Наличие и обоснованность выводов.
  • Речь, стиль изложения.
  • Привлечение дополнительной информации (из художественной литературы, периодической печати).

В старших классах используется более развёрнутая схема рецензирования.

Схема рецензии ответа ученика по истории.

  • Правильность, глубина, последовательность и полнота раскрытия темы.
  • Доказательность, научность изложения исторического материала, наличие вывода.
  • Использование наглядности (карты, таблицы, схемы, картины и т.д.)
  • Использование различных исторических источников (текст учебника, художественная литература, периодическая печать, рассказ учителя)
  • Умение использовать в ответе знания, полученные на других предметах.
  • Умение связывать изученный материал с современностью.
  • Правильность использования и объяснения исторических терминов.
  • Качество устной речи (правильность, эмоциональность, логичность, содержательность, выразительность, отсутствие слов-паразитов).

В старших классах учащиеся могут составлять рецензию на ответ одноклассника письменно, выделяя положительные и отрицательные стороны в ответе.

Положительное

Отрицательное

Положительные результаты в средних классах дают рецензирование учебных картин и рисунков, а в старших – рецензирование сообщений.

Рецензия на рассказ по содержанию учебной картины.

  • Достаточно ли полно использованы образы картины для характеристики людей, событий, общественных явлений и их оценки?
  • Выражено ли личное отношение рассказчика к излагаемому?

Рецензия на сообщение

1)Содержательность, правильность, полнота, последовательность раскрытия темы и её основных выводов:

  • указано ли время и место оцениваемых событий, процессов;
  • раскрыты ли их причины, сущность, значение и последствия.

2)Речь ученика:

  • логичность;
  • точность;
  • образность;
  • термины;

3)сделаны ли ссылки на используемую литературу

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Применение самооценки требует кропотливой работы. Для детализации этого компонента необходимо выделить три составляющие:

1-ая составляющая самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у учеников.

2-ой составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд.

Ученику необходимо раскрыть суть оценочной деятельности. Включение в процесс оценивания будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценке.

3-ей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

Необходимо применять самооценку на уроках различного типа, а также на разных этапах отдельных уроков.

Методика незаконченных предложений

Тип урока

Вопросы самооценки

1.Изучение и первичное закрепление новых знаний.

1.Сегодня на уроке я повторил…

2.Сегодня на уроке я узнал…

3. Сегодня на уроке я научился…

4. Сегодня на уроке я закрепил…

Оцени степень сложности урока. На уроке вам было:

А)легко;

Б)Обычно;

В)Трудно.

2. Закрепление новых знаний

Оцени степень вашего усвоения материала:

А)Усвоил полностью, могу применять;

Б)Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

В)Усвоил частично;

Г)Не усвоил.

3. Комплексное применение знаний

1.могу;

2.умею;

3.могу допустить ошибку

4. Есть затруднения

5. Не знаю

№ задания

1

2

3

4

5

4.Обобщение и систематизация знаний.

Цель:

1.Определение зоны актуальных знаний

2. Установление границы между знаниями и умениями

Ученик                                                   Учитель

Я знаю, как… умею.                     Могу научить

Ученик отмечает мнения о качестве выполненного задания. После проверки такую работу проделывает учитель. Там, где мнения совпадают, ставится +.

5. Проверка, оценка и коррекция знаний.

Выбор уровня работы, самостоятельность обоснования своих сил до решения задачи.

 

Самооценка и взаимооценка должны быть адекватными, регулирующими учебную деятельность, повышающими статус ученика. Оценочная деятельность выступает как способ познания, процесс сравнения чего-либо с образцом. Важно, чтобы учащиеся знали показатели оценки результатов учебной деятельности. Приучать учащихся к оценочной деятельности можно используя таблицу с критериями оценки

Максимальный балл

Самооценка

Взаимооценка

1

Проверка домашнего задания

1 ур  1-2 балла

2 ур  3-4 балла

3 ур  5-6 баллов

4 ур  7-8 баллов

5 ур  9-10 баллов

2

Изучение нового материала

8 баллов

3

Самостоятельная работа

8 баллов

4

Закрепление

8 баллов

5

Итоговая отметка

8 баллов

Сюда можно включить повторение ранее изученного материала, понятия, даты, исторические имена. На уроке можно работать как со всей таблицей, так и с её частью. Оценочная деятельность ученика заставляет его учиться определять, что будут проверять, сопоставлять задания, выделять сложность заданий. Ученик на уроке из пакета заданий может выбрать задание на свой уровень подготовки.

Оценка учеником самого себя даёт возможность видеть, всё ли понял ученик во время объяснения материала. Во время проведения рефлексии ученики оценивают степень усвоения материала на «Дереве познания». Если учащиеся отлично разобрались с темой, то прикрепляется большой листок на дерево; поняли, но не совсем – средний; многое не поняли – маленький.

В одном из исследований в сфере преподавания и обучения использовалась оригинальная техническая метафора класса как «черного ящика» и, соответственно, использование оценивания для обучения стало известно как работа «внутри черного ящика» совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:

  1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками
  2. Активное участие учеников в собственном обучении
  3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания
  4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение
  5. Необходимость того чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

Заключение

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий
 в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться»
, которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход
 от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования
 – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить.

 Список литературы

  1. Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-5.htm.
  2. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no =12250
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  4. Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №8. http://eidos.ru/journal/2011/0831-03.htm.
  5. Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской культуры старшеклассников в условиях профильного обучения/ Под ред. С.Г. Воровщикова. – М.: МПГУ, 2009. – 252 с.
  6. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М., 2010.
  8. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. http://www.zankov.ru/print/article=1866
  9. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. http:// www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm
  10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

Приложения

Типовые задачи по формированию УУД

Задание №1

Какие нравы и обычаи славян, на ваш взгляд, являлись положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.

Цель: формирование действий нравственно-этического оценивания

Возраст:12 лет

Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, обществознание)

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: Ребятам необходимо обдумать и в яркой убедительной форме представить аргументы, обосновывающих, почему одни нормы и обычаи положительны, а другие – отрицательны. Остальные ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников данной версии.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах:

«Эти племена... не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв,  производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами... Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать нормы и обычаи славян;

- характер, убедительность и последовательность аргументации;

- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции.

Задание №2

Цель: осознание своей идентичности как этнической и религиозной общности, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Возраст:11–12 лет

Учебные дисциплины: гуманитарные (история)

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: Помоги Антошке разобраться для чего нужна история (с.4, учебник Д. Д. Данилов, А. В. Кузнецов Всеобщая история Древнего мира (5класс)

Перечисли трудности, которые нужно преодолеть ученому-историку, чтобы узнать, что было в прошлом (с.14)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю такие типовые задания:

Задание №1. «Найди ошибки в тексте» 

- Об отношениях древних греков с их соседями – критянами рассказывает миф о Тезее и Минотавре.

- Жителей острова ученые условно называют минойцами по имени царя Миноса.

- Наивысшего могущества Критское государство достигло во II тысячелетии до н. э.

- Главным занятием населения Крита было земледелие, а также были развиты ремесло и торговля.

- Многочисленные письменные источники не расшифрованы учеными. Об успешном развитии скотоводства говорят данные археологии.

- Царские дворцы на Крите не были защищены стенами.

- Одна из причин гибели Критского государства было извержение вулкана на острове Фера.

Задание 2. «Незаконченная фраза»

Цель: формирование рефлективности оценки и самооценки

Возраст: 11–14 лет.

Учебные дисциплины: любые.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: учащимся предлагается продолжить предложения:

Меня поразило…

Меня удивило…

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Мои ощущения…

Я научился…

Урок взволновал…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

Я выбрал эти задания, потому что…

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- уметь устанавливать аналогии;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).

Задание №1.

Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Приведу пример КОЗ на уроке в 5-м классе по теме «Рим во главе Италии».

Стимул. «Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».

Задачная формулировка. Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?

Источник информации. Учебник

Инструмент проверки. 1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформлении, произношение, логичность изложения; 2) модельный ответ.

Бланк проверки.

Использование КОЗ на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Задание 2 «Определи историческую личность» [7].

Задание для учащихся (по группам) (На работу в группах отводится 20 минут)

Для описания исторической личности, исторических событий, явлений, процессов мы используем различные исторические источники. Прочитайте внимательно тексты. Определите, кем является автор каждого текста: историком, современником, иностранцем или кем-либо другим.

Результаты занесите в таблицу

 

Группы

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Текст 4

Текст 5

Текст 6

I

иностранец

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

Познакомьте класс с результатами вашей работы, доказывая принадлежность каждого текста.

Для аргументации обоснования Вы должны обозначить Критерии, по которым Вы определили принадлежность автора каждого текста. Критерии сформулируйте и запишите (на полях).

Текст 1.

«... с первого же момента нашей встречи произвел на меня сильное впечатление: человек необычайного масштаба. Его трезвая, почти сухая, но столь четкая манера выражаться и твердый, но при этом и великодушный стиль ведения переговоров показывали, что свою фамилию он носит по праву. Ход моих переговоров и бесед со ... дал мне ясное представление о силе и власти этого человека, одно мановение руки которого становится приказом для самой отдаленной деревни, затерянной где-нибудь в необъятных просторах России, – человека, который сумел сплотить двухсотмиллионное население своей империи сильнее, чем какой-либо царь прежде».

Текст 2.

«Мне вспомнились высказывания Ивана Петровича Павлова... Он определенно считал, что самые редкие и самые сложные структуры мозга – государственных деятелей. Божьей милостью, если так можно выразиться, прирожденных. Особенно ясно для меня становится это, когда в радио слышится ... речь... такая власть над людьми и такое впечатление на людей...»

Текст 3.

«Как военного деятеля ... я изучил досконально, так как вместе с ним прошел всю войну. ... владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах ... В руководстве вооруженной борьбой в целом ... помогали его природный ум, богатая интуиция. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать противодействие врагу, провести ту или иную крупную наступательную операцию».

Тест 4

«...Это большая удача для России в ее отчаянной борьбе и страданиях – иметь во главе великого и строгого военноначальника. Он – сильная и выдающаяся личность, соответствующая тем мрачным и бурным временам, в которые его забросила жизнь, человек неистощимой храбрости и силы воли, прямой и даже резкий в речах, против чего, я, воспитанный в Палате Общин, совсем не возражаю, особенно когда мне самому есть что сказать. ... произвел на меня впечатление глубокой, холодной мудростью, полностью лишенной всякого рода иллюзий».

Текст 5.

«Многие дела нашей партии и народа, будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний.

И все же, как бы ни развивались события, но пройдет время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна».

Текст 6.

«Выстраивая систему диктатуры, ... активно манипулировал двумя самыми сильными властными структурами – партийным аппаратом и органами государственной безопасности. До последних дней своей жизни ... держал МГБ под непосредственным и не ослабевающим контролем. Для безусловного подчинения себе карательных органов ... применял периодические чистки среди чекистов, опираясь на партийный аппарат. В свою очередь, партийные структуры периодически становились жертвой чисток, которые ... проводил руками госбезопасности. Эти “качели” были важным источником власти диктатора».

Вопросы и задания для обучающихся для общего обсуждения.

  1. О каком государственном деятеле идет речь?
  2. Назовите, кто авторы 1–6 текстов? Как вы это определили?
  3. Одинаково ли дана оценка исторической личности? Почему?
  4. О каком периоде истории идет речь?
  5. Как называется режим, который установился в это период? По каким критериям вы это определили (отрывки из текстов).

Дайте свое определение данного режима.

3. Обсуждение по вопросам и заданиям (20 минут)

Каждая группа высказывает свое мнение. Обучающиеся отвечают на вопросы и задания. Определяют личность – И. В. Сталин. Определяют, кто авторы текстов, приводят цитаты.

Обобщают оценку, данную И. В. Сталину. Объясняют, почему дана такая оценка и почему разные исторические личности дают разную оценку И. В. Сталину.

Определяют, что это период 1930–1953 гг. Определяют режим – тоталитарный, дают ему определение.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе [1].

Задание №1 Исторический “Снежный ком”

Описание: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т. д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.

Диалог»

Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4–5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы, и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.

Эффективность от проведения упражнения:

  1. Умение слушать и слышать.
  2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия.
  3. Развитие речи, взаимопроверка.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В заключении хочется сказать, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания

Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Презентация "Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5 классе"

В презентации на тему "Формирование УУД на уроках истории и обществознания" представлены  методы и приемы формирования УУД, которые можно применить на уроках истории и обществознания....

Педагогический проект "Метод проектов как основа формирования УУД на уроках истории и обществознания"

В настоящее время в рамках реализации ФГОС у учителя возникают различные вопросы об этапах и методах формирования УУД у учащихся. Данный педагогический проект представляет мою точку зрения и предлагае...