Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе

Тема : "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока:

  1. Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.
  2. Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
  3. Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе на этапе закрепления, рефлексии и т.д.)
  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

Давайте посмотрим всё ли у вас готово чтобы начать наш урок?

Чтобы урок прошёл у нас с вами интересно давайте настроимся на урок используя закон:

На уроке не верчусь и старательно учусь,
На вопросы отвечаю и пятерки получаю.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке. ( Со страной Междуречье)

Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Все ребята на доске расположен текст с заданием, где вам необходимо вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …

(Тигр, Евфрат, клинопись, наводнением, посевы, 1792–1750 , 5000, Хаммурапи, законы)

Ребята, Смогли ли вы полностью выполнить задание?

(Нет).

Какое предложение осталось незаполненным?

В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …

Почему не смогли заполнить?

Вы не знаете , когда правил и какой царь и что он создал. А хотите узнать? Исходя из последнего предложения какая тема сегодня нашего урока?

Ребята и тема нашего урока Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.


  1. III. Изучение новой темы

    План

    1.Вавилон - главный город  Двуречья.

    2.Законы царя Хаммурапи.

    На доске: тема урока.

    1.Рассказ учителя.

    Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

    Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.
  2. Как нашли законы царя Хаммурапи.

В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу - двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.


И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

  1. Изучение законов царя Хаммурапи

Вы получили текст со следующими статьями законов и заполните таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

2. Работа с историческим документом. 

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 59-63.

3. 
Беседа по вопросам к документу.


  • На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

  • Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? 
    (Золото, серебро.)

  • Каких домашних животных разводили жители Вавилона? 
    (Волов, овец, ослов.)

  • Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

  • Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?
     (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

  • Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)

  • Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?
     (Убивали.)

  • С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.


4.Закрепление материала.

  • Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.
  • Преступление
  • Наказания
  • 1. Если сын ударит своего отца…
  • А)...то должно выбить его глаз.
  • 2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…
  • Б) …то должно выбить его зуб.
  • 3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…
  • В) …то ему должно отрубить руку.
  • 4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…
  • Г) …то должен починить за собственное серебро.
  • 5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…
  • Д) …то должно отрезать ему ухо.
  • Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-Г

Учитель:

  •  Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)

  • Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)

5. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с 61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закрепим наш новый материал с помощью разгадывания кроссворда:

1. Какой город становится самым могущественным городом Двуречья? (Вавилон)

2. Царь, который составил законы, по которым должны были жить в его государстве? (Хаммурапи)

3. В честь какой богини были построены ворота – вход в город Вавилон? (Иштар)

4. Какие сады в Вавилонии являются чудом света? (Висячие)

5. Что быловысечено на высоком каменном столбе – стелле? (Законы)

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия: Продолжите предложения:

  • Мне сегодня понравилось на уроке ...
  • Мне было трудно ...
  • Мне хотелось бы ...


Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Разработка конспекта урока по истории Древнего мира "Царство Давида и Соломона"

Материал урока насыщен наглядными пособиями и разнообразными формами работ....

Конспект урока по истории "За три моря в Индию" (5 класс)

Урок по курсу "История Древнего мира"...

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....

Конспект урока "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля" 7 класс

План-конспект к открытому уроку по физике на тему "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля."...