Урок истории в 9 классе Экономические реформы 1985-1991 гг
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Литус Марина Сергеевна

Интерактивный мультимедиа урок формирования новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе 

Экономические реформы 1985—1991 гг.

Цель: сформировать убеждение в неизбежности реформирования экономической системы СССР; выяснить альтернативные варианты экономических реформ в стране, почему предпринятые М. С. Горбачевым и его окружением шаги не дали ожидаемого результата.

Задачи:

Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период; уяснить такие понятия как «ускорение»; термины: «хозрасчет», «самофинансирование»; понять суть экономических реформ.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), с понятиями и терминами; формировать умение работать в группе; развивать  умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования; коммуникативные способности, умение аргументировать собственное мнение; развивать умение выполнять задания по типу ОГЭ: тесты

Воспитательная: воспитывать трудолюбие и уважение  друг к другу во время самостоятельной работы, культуру ведения диалога, совместной работы над поставленной проблемой.

Тип урока: интерактивный мультимедиа урок формирования новых знаний.

Формы и методы работы: выступление с опережающим заданием, работа в группах с опорой, анализ документов, выполнение заданий по типу ОГЭ, составление таблиц,   работа в тетрадях, работа с электронной презентацией, видеороликами. 

Оборудование:

1)Учебник: «История России XX – начало XXI века» - А.А.Данилов Л.Г. Косулина.

2) Раздаточный материал: документы,  индивидуальные, групповые задания;

3) Электронный учебник «История России. XX век». Авт. Данилов А.А.

4) Электронная презентация

Опережающее задание: 

  • Выяснить мнение  родственников по вопросу «Каковы их впечатления о результатах  экономических реформ, проведённых руководством страны в  период перестройки?

Ход  урока.

1.     Организационный момент.

2.     Постановка целей, задач урока.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем изучать события периода  "перестройки".

-Почему период 1985-1991 года назван перестройкой?

-Какие изменения произошли в политической жизни страны в 1985 -1191гг. ?

-Как вы думаете, изменения в политической сфере повлекут за собой изменения в сферу экономики?

У вас было опережающее задание: Выяснить мнение  родственников по вопросу «Каковы их впечатления о результатах  экономических реформ, проведённых руководством страны в  период перестройки?

Тема урока Экономические реформы 1985—1991 гг  (Запись даты и темы в тетради). Подумайте, чем интересна вам эта тема?

3. Актуализация знаний учащихся по теме «Итоги социально-экономического развития СССР к середине 80-х гг.».

(опора на презентацию)

Учитель: Вы обозначили цель нашего урока. Мы вместе выясним причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года. Предлагаю начать  с причин перестройки в экономике.

Учитель: В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

К какой точке зрения склоняетесь вы?    

Вам помогут эксперты по «застою». Ваша задача: слушать внимательно и после каждого выступающего записать в тетради особенности экономики середины 80-х годов и как они отразились на жизни общества.

Ученик 1. В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много средств (за 1966 – 1980г.г. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовалась крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

      Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х годов колхозы и совхозы в целом оказались убыточными. Сократилась пашня. Потери сельскохозяйственной продукции составили от 20% до 40% от урожая. Страна с чернозёмными землями стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Ученик 2. Реформа в промышленности пошла на убыль. Поползли вниз плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода, снизились темпы роста производительности труда. Это объяснялось: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов.

Ученик 3. Несмотря на первоклассные, а порой и уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс (развитие и совершенствование) науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

 К 1985 году, когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

Ученик 4.  Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ.

Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство, несмотря на рост населения. Урезаны расходы на здравоохранение. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Потребление продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами.

   Уже в 80-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов.

Учитель: Итак, вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. Давайте вместе сформулируем причины перестройки. 

Ученики: (записи в тетрадях)

1. Падение производительности труда.

2. Падение темпов роста промышленного производства.

3. Научно-технический разрыв с Западом.

4. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ (экспорт нефти).

5. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.

6. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеполитической изоляции.

7. Неэффективное использование финансовых средств.

8. Падение дисциплины, паралич общественного сознания.

     9. Отсутствуют или находятся в большом дефиците отечественные товары массового спроса, затоваривание некачественными продуктами.

Учитель: Вернемся к вопросу о выборе вашей позиции. К какому мнению вы склоняетесь, почему?

Учащиеся: В 80-е годы экономика СССР переживала кризис. Были необходимы серьезные реформы, чтобы преодолеть торможение хозяйственного механизма, оздоровить и обновить экономику.

 

4. Изучение новой темы. Основное содержание реформ в экономике и их результаты. Организация групповой работы.

Учитель:  Если бы вам пришлось проводить реформирование экономики, что бы вы изменили?

Учащиеся: Тип экономической системы: командную экономику заменили бы рыночной.

Учитель: давайте вспомним характерные признаки данных типов экономических систем с помощью такого задания: Это предложения из реферата, раскрывающие суть двух типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между типами этих систем. Помогите ему! (опора на презентацию)

Учащиеся выполняют задание.

  1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.
  2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
  3. Многообразие форм собственности на средства производства.
  4. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.
  5. Что производить определяется группами профессионалов.
  6. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами.
  7. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления.
  8. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Назовите типы экономик.

Впишите в таблицу порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность экономических систем.

Административно-командная

Рыночная

1, 4, 5,7

2,3,6,8

Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.

Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

Многообразие форм собственности на средства производства.

Что производить определяется группами профессионалов.

Договорные отношения между хозяйствующими субъектами.

Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления.

Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Учитель:   Предлагаю разделиться на три группы по рядам.

На основании текста учебника  и групповых заданий подготовьте материал  о том, какие экономические реформы  были проведены на каждом этапе и  каковы их результаты.    (Учитель раздает задания и материалы)    

Задания для групповой работы

 1 группа.                                                                                                                                                   

Что предполагала стратегия ускорения?

Как осуществлялось ускорение?

Каковы его результаты?

Почему они такие?

Чем закончился курс на ускорение? (Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной ,с.324-325)

2 группа.

 Какие задачи ставились на втором этапе перестройки?

Какой закон был принят в 1987 году?

Что такое самофинансирование?

Что такое хозрасчет?

Каковы результаты данной реформы? Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы

 (Учебник,  А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной ,с.325-324)

Комментарий плаката Н. Щербакова 1988 год «Летай, пари, маневрируй!», и карикатуры А. Талимонова «Земля крестьянам».

3 группа. 

Какие экономические программы были предложены на третьем этапе перестройки?

Почему она так называлась?

Кто были её авторы?

Что они предлагали? Что такое приватизация?

Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?

(Учебник,  А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной ,с.326-327+ работа с документом с.328, вопросы к нему)

Выступление групп.

1.+ Материалы электронного учебника  (видеоролики об антиалкогольной кампании – последствия? И о взрыве на Чернобыльской атомной станции)

 Эмоциональная разгрузка. (Когда нужна перестройка человеческому организму? Когда он устал. Мы уже достаточно поработали, чтобы отдохнуть. Предлагаю провести эмоциональную перестройку: возьмите друг друга за руки в тех группах, в которых вы работали, улыбнитесь  друг другу, посмотрите  в глаза своему соседу по кругу, поделитесь теплом своего сердца. Жизнь продолжается и продолжается наш урок).

Продолжение выступления групп.

2.+ Материалы электронного учебника  Закон о государственном предприятии

3.+  Материалы электронного учебника  «Программа 500 дней»

Выводы. Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики.

5.     Закрепление:      Тест.

1. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике;

2. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:

а) расширение самостоятельности предприятий;

б) внедрение хозрасчёта и самофинансирования;

в) постепенное возрождение частного сектора;

г) отказ от монополии внешней торговли.

3. Когда была разработана программа «500 дней»?

а) 1988 г.;

б) 1989 г.;

в) 1990 г.;

4. Авторами программы 500дней» были:

а) М.С. Горбачёв;

б) С.С. Шаталин;

в) Е.Т. Гайдар;

г) Г.А. Явлинский;

5. Главными причинами неудач экономических реформ в годы перестройки были:

а) тактические просчёты;

б) предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера;

в) реформы носили половинчатый характер

г) все варианты ответов.

6. Выбрать позитивные и негативные черты экономической реформы:

  • демонополизация экономики,
  • отсутствие продуманной концепции, разгосударствление экономики,
  • развитие малых предприятий,
  • противоречивость,
  • развитие предпринимательства,
  • многообразие форм собственности и форм хозяйствования,
  • ограниченность рамками командно-административных способов хозяйствования.

     7. Выполнение задания по типу ОГЭ №35

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Перестройка в СССР 1985-1991». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.План с пояснениями должен отразить основные события (явления),связанные с данным периодом.

  Взаимопроверка. Ученики  обмениваются результатами теста, и проверяют.

  Ответы:  1 – а; 2 – а, б; 3 – в; 4 – б, г; 5 – г.

 

       6. Подведение итогов, выставление оценок.

«Каковы их впечатления о результатах  экономических реформ, проведённых руководством страны в  период перестройки?

        Домашнее задание: § 48 прочитать, задание Учимся быть историками»,с.328

7. Рефлексия   

Учащиеся обмениваются мнениями по следующим вопросам: а) получил ли я удовлетворение после урока;  б) смог ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль; в) интересен ли мне живой обмен мнениями; г) какие я приобрел новые знания  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».

Урок истории в 9-й класс.  Относится к первому разделу  «Россия на рубеже  XIX –XXвв.  Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...

Итоговый урок по разделу "Перестройка в СССР (1985-1991)

В ходе учебного занятия дети работают с иллюстративным (в основном фото) материалом. К концу занятия они готовы составить портрет эпохи. Урок основан на кейс-педтехнологии. Занятие проводилось в 9 кла...

презентация к уроку истории 9 класс "Экономическое развитие России"

методический материал для учителя истории в 9 кассе к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандт М.Ю...

Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского.

Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского....

Урок истории по теме "Экономические реформы" 9 класс

quot;Экономические реформы"  Урок по истории , появящен Столыпинской аграрной реформе...

Презентация к уроку истории по теме: "Экономические реформы П.А.Столыпина

Экономическая реформа Столыпина, политика переселения, отруб, хутор...