Урок обществознания в 5 классе "Образование в жизни человека"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Технологическая карта к уроку обществознания "Образование в жизни человека" в 5 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Образование в жизни человека

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о социальной роли ученика; углубить и расширить представление о школьном образовании.

Задачи: 1.Образовательная: систематизировать знания обучающихся о ступенях образования, структуре и содержании образования в РФ.

2. Воспитательная: способствовать формированию понимания значения образования в жизни человека и общества и важнейшей социальной роли подростка-роли ученика.

3. Развивающая: развивать универсальные учебные действия: способность осмысленного чтения и рефлексии письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применения этих знаний на практике.

Образовательные ресурсы: Презентация «Образование в жизни человека».

План урока: 1. Школьное образование.

                      2. Как обучали в школах на Руси.

                      3. Чему учит школа сегодня.

Личностно значимая проблема: «Можно ли прожить без образования?»  

Методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.  Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Образование, ступени образования, высшие учебные заведения

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Этапы
урока/ время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации со взаимодействия  на уроке

I.Орг. момент/ 1

Эмоциональное вхождение в урок.

Необходимые материалы: карточки различных цветов: зеленый-хорошее настроение, красный- плохое настроение, желтый- нейтральное.

Выясняет психологическое состояние обучающихся; создает благоприятный эмоциональный настрой.

-Здравствуйте!

-Как вы себя чувствуете? Поднимите карточку, цвет которой соответствует вашему настроению. Если настроение в классе различное, учитель предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент.

Настраиваются на рабочий лад.

Фронтальная

II. Мотивация

к учебной деятельности

Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Формы контроля: устные ответы

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прослушивание муз. произведения «Если б не было школ»

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

-Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.

Правильно, школе.

- Вы ходите в школу. Зачем? Для чего?

- Какого человека можно назвать образованным?

- А может ли человек прожить без образования?

Какой основной вопрос урока нам предстоит решить?

Главный вопрос урока.

Можно ли прожить без образования?

Запишите тему в тетрадь.

Что мы должны узнать об образовании, чтобы ответить на главный вопрос урока?

1)  Что такое образование?

2)        Зачем человеку образование?

3)        Каким образом можно получить образование?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Запись темы и главного вопроса в рабочую тетрадь

Фронтальная работа

III. Изучение нового материала/ 25

Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество.

Формы контроля: устные ответы, работа на рабочих листах.

1. Работа с текстом учебника и схемой,
с. 50–51.

2. Работа с текстом  и иллюстрацией учебника, с. 53–54, и рубриками

«Картинная галерея»

Физминутка

3. Работа с текстом учебника, с. 52- 55;

 Организует прочтение текста и работу по анализу схемы:

– Опираясь на схему (с. 50), назовите три ступени школьного образования.

– Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли.

– На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?

– Какие ступени у вас впереди?

– Рассмотрите схему на с. 51. Какое образование можно получить после окончания школы?

– Зачем необходимо учиться, когда получен школьный аттестат?

 Рассмотрите картину Б.М. Кустодиева и прочитайте текст Н. Кончаловской.

 

Чем школа Московской Руси отличается от современной?

Что делают ученики?

 Что делает учитель?

Задание 1.  Выберите верные суждения (да/нет)

В каждой школе бывают перемены. А на переменах можно размяться! Давайте устроим переменку и выполним упражнения вместе с героем мультфильма.

Нацеливает на самостоятельное изучение пунктов «О чем рассказала бабушка» и «Чему учит школа сегодня» и выполнение заданий:

Задание 3. Прочитайте пункты учебника «О чем рассказала бабушка» (1 группа) и «Чему учит школа сегодня»(2 группа) и заполните таблицу.

 Анализируют схемы, отвечают на вопросы.

 

Знакомятся
с информацией учебника, рассматривают иллюстрации, высказывают разные точки зрения, участвуют в обсуждении  вопросов.

Выполняют упражнения на местах, согласно физминутке

Самостоятельно читают текст учебника, заполняют таблицу, принимают активное участие в обсуждении практических заданий.

Фронтальная работа.

Индивидуальная, фронтальная работа.

Групповая

 и фронтальная работа

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного / 7

Универсальные учебные действия (УУД): Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Формы контроля:

Ответить на вопросы,

Организует дискуссионную беседу по вопросам

Повторительно-обобщающая беседа:

- с чем мы сегодня познакомились?

- какие ступени образования есть в школе?

- на какой ступени образования находишься ты сейчас?

- какое образование можно получить после школы?

- можно ли сказать, что образование не нужно?

- какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ?

- что мы можем записать в качестве вывода к уроку?

Вывод: в современном мире необходимо получение образования. После окончания школы обязательно продолжить учебу в другом учебном заведении: колледже, институте. «Век живи, век учись!»

Отвечают на вопросы, используя новые знания

Фронтальная работа

V. Итоги урока. Рефлексия / 5

Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Формы контроля: устные ответы.

Обобщение
полученных
на уроке сведений.

Выставление оценок.

Проводит беседу по вопросам:

– Только ли знания по разным предметам дает вам школа?

– Интересно ли вам учиться?

– Нужна ли вам помощь учителя, родителей, одноклассников?

- Оцените урок с помощью двух специальных карточек картинок, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, ученики дают оценку уроку

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке  

Показывая одну из этих карточек, ученики дают оценку уроку

Фронтальная

VI. Домашнее задание/ 2

§ 6. Задание
3, 5. На стр.58

Конкретизирует домашнее задание

1. Прочитать § 6  с.50- 55

и выполнить задание 3 на с. 58

2. Выполнить групповой проект «Наш класс» (компьютерную презентацию)

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока обществознания. Тема:"Деятельность-способ существования человека".10 класс.

Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на  базовом уровне....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Конспект урока по теме "Проценты в жизни человека" 5 класс

Когда и с какой целью человек использует проценты в своей жизни?...

Конспект урока литературы "роль книги в жизни человека"

Конспект содержит материал о роли книг...

Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...

Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)

Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....