технология диспута
методическая разработка по истории на тему

Каплиева Виктория Николаевна

в данном документе вы найдете описание как использовать данную технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_disputa.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технология диспута

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

  1. Дискуссия - это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека - девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
  6. Дискуссия - это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель - оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители - создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
Как руководить дискуссией в группе

  1. Приглашать к участию стеснительных детей.
  2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
  3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
  4. Вытягивать больше информации.
  5. Не отвлекаться от предмета дискуссии.
  6. Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
  7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.

Плюсы и минусы дискуссии*

Плюсы

Минусы

1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в "к обмену глупостями". Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Технология диспута

        Разновидность  учебной встречи является  диспут. Организация диспута,  основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело.  Успех  диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две  разноречивые позиции. В ходе дискуссии  необходимо  следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

        

        Правила  проведения дискуссии

  1. Дискуссия – это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными  на конкретных  фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают  предмет обсуждения, не отвлекаются на  другие  проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной  должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека – девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то,  что он искренен, хотя  и ошибается.
  6. Дискуссия – это школа, вырабатывающая демократическое восприятие  плюрализма  мнений, отношений к поступку, действию.


Правила ведения диспута

I.Выбор темы

Формулировка темы должна следовать определенным принципам:

Иметь четкую формулировку, провоцировать интерес, давать возможность представления качественных аргументов как «за», так и «против».

Важно, чтобы определения широко представляли тему.

Например, тема: «проверка качества питьевой воды обязательна.»

Можно определить термин «вода» как грунтовые воды, которые заражены различными отходами. Тогда команда «против» может сказать, что такая трактовка термина заужена. Бессмысленно проверять грунтовые воды, если водопроводные коммуникации плохо работают. «воду» надо трактовать как «питьевую воду».

Команда «за» должна стараться избежать подобной ситуации.

Не все термины нужно определять, а только те, которые могут вызвать разногласия.

Например, тема: «Использование животных в научных исследованиях аморально».

II.Построение сюжета доказательства

При подготовке к дебатам нужно ответить на ряд вопросов, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы.

        - какие доводы мы можем привести в поддержку темы;

        - какие основные проблемы содержит тема;

        - какие вопросы возникают в связи с темой;

        - какие могут быть опровергающие аргументы.

Отвечая на эти вопросы можно подготовить сюжет

- а) приветствие, представление;

- б) вступление (обоснование актуальности темы);

        - в) определение понятий (дефиниций) темы;

        - г) выдвижение критерия;

        - д) аргументация;

        - е) заключение;

        - ж) благодарность за внимание.

все выступление разбивается на части и выписывается при подготовке на отдельных листах. Как запоминали речи ораторы Древней Греции.

а) – «Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте представить вам…

б) начинается с формулировки темы и представления позиции.

Например: тема которую мы будем сегодня отстаивать – «переговоры с террористами недопустимы»

Далее следует перейти к обоснованию актуальности темы:

«прежде, чем мы приступим к обсуждению темы, оценим, достойна ли она нашего внимания.»( постараемся выяснить, почему она представляет интерес)

Цель – заинтересовать аудиторию, показать актуальность данной темы.

Это может быть достигнуто

-ссылкой на авторитет ученого или политического деятеля, приведя соответствующую цитату,

-шуткой, например, тема: «роль случайности в ходе развития науки» - если бы вам с двухметровой высоты упало на голову яблоко, то вы бы и не то придумали!

-мощной статистикой: 140 видов позвоночных исчезает ежегодно из-за разрушения тропических лесов.

Каждая тема порождает свою особенную композицию вступления, но в нем всегда должно содержаться описание общих признаков ситуации и путей ее развития.

в) Определения нужны для терминов, имеющих особый смысл для данной темы дебатов. Всякий вопрос об объеме термина, различных свойствах, назначениях обсуждаемого предмета можно устранить с помощью точного его определения.

Для спикера важны два вида определения: родовидовое и синоним-антоним.

Определения должны соответствовать теме и характеру аудитории. Определения желательно брать из словарей, но они должны быть доступны аудитории.

Определения должны быть авторитетными. если значения термина спорно, то можно воспользоваться цитатой или сослаться на авторитет.

Определения должны оттенять главные качества предмета и не должны содержать готовых ответов на вопрос, нуждающийся в разрешении.

при подготовке каждое определение надо выписать на отдельный листок, а в нижней части листа написать фразу, которая приведет нас к критерию.

«Прежде всего укажем нашу главную цель…»

г)

Критерий

Признак

Цель или ценность

Тема

Реклама портит облик современного города.

Тема

ООН – неэффективная организация.

Критерий – однообразие и унификация городов

Критерий – укрепление международного мира.

Критерии могут образовывать пирамиду

Тема «Открытое общество должно иметь открытые границы.»

Сначала выдвигают наиболее широкую, общую цель:

 благополучие всех людей в мире

        Далее сужают критерий:

                                                соблюдение гражданских прав и свобод

Аргументы к тезису

Аргументы к критерию

Рыночные отношения трбуют свободного перемещения товаров

Развитие рыночных отношений способствует повышению благосостояния

Таможенные границы затрудняют движение товаров

При открытых границах снижаются издержки на перемещение товаров и капиталов

Поэтому открытое общество должно иметь открытые границы

Открытые границы способствуют благополучию всех людей в мире

Не желательно в одном выступлении путать эти две схемы.

можно пользоваться также доказательством от противного

Заполнение листа с критерием: выписывется сам критерий, а внизу – связка, «а теперь я приведу аргументы, поддерживающие нашу позицию.»

д)Заполнение листа аргументов: на листе ставится номер аргумента, записывается краткий смысл, затем записывается полный текст аргумента, а ниже ключевые слова, которые могут быть использованиы в дальнейшем и связка, увязывающая ваш аргумент со следующим: «рассмотрим другие аспекты проблемы,,,»  

Имеет смысл дать заранее обзор аргументов или если один из аргументов имеет различные аспекты, то перечислить их.

Последний аргумент завершается словами: «Итак, мы надеемся, что убедили вас…» и повторияем тезис.

е) Заключение должно быть энергичным, что достигается: повторением, иллюстрацией, впечатляющим утверждением или юмористическим замечанием.

Заключение должно быть кратким!

Конструкция аргументов

Тезис

Раскрытие содержания

Доказательство

Резюме

на основании фактов, определений, цитат, аксиом, фактов науки, мнений авторитетных людей, статистических данных, примеров из окружающей жизни

Пример:

Атомная энергия опасна

Весьма часто случаются аварии на ядерных электостанциях

Аварии случались на каждой атомной электростанции США

Таким образом можно видеть, что потенциальная угроза всегда существует

аргументы должны быть достоверными суждениями, доказаны самостоятельно, независимо от тезиса, достаточными для тезиса.

Ошибки: ложных оснований, предвосхищение оснований (само утверждение нуждается в доказательстве, логического круга.

Для использования фактических данных и цитат лучше их заранее выписать.

Должна быть показана связь между аргументами и тезисом.

Связь задается рассуждением:

а)Рассуждения, основанные на обобщении фактов

б) Рассуждения по аналогии;

в) Рассуждения, основанные на наблюдении;

г) Рассуждения, основанные на причинно-следственных связях;

        причина должна быть достаточной, связь не должна быть случайной,

д)) рассуждения, основанные на авторитетном мнении или заявлении.

Стратегия отрицания

Стратегия отрицания – разрушить систему доказательств противника.

Тема: атака на определения:

        -указать причины, по которым определение некорректно

        -дать альтернативные определения;

        -указать почему эти определения предпочтительнее,

например, ссылка на специалистов, указание на сужение или расширение понятий.

Критерий:

-принять критерий и опровергать аргументы или

-опровергать критерий, как несостоятельный, например, критерий нечетко сформулирован, критерий не помогает раскрыть тему. Тогда нужно выдвинуть и обосновать собственный критерий.

Аргументы: опровергаются строго в том порядке, в котором они представлены, например, аргументы могут не соответствовать теме, могут быть противоречивы, можно выдвинуть свои более сильные аргументы.

Доказательства: исчерпывающие ли ваши объяснения?, можно ли верить цитируемым источникам?

Отрицающая сторона должна выстроить свою собственную стратегию: 1/3 речи первого спикера отводится на формулировку своей позиции, а остальная часть на опровержение.

Порядок проведения дебатов:

Выступающий

Время выступления

У1

6

Вопр О3 к У1

3

О1

6

Вопр У3 к О1

3

У2

5

Вопр О1 к У2

3

О2

5

Вопр У1 к О2

3

У3

5

О3

5

Подлинное красноречие не нуждается

 ни в колокольном звоне,

 чтобы созывать народ,

ни в полиции, чтобы поддерживать порядок

Эмерсон

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

урок -диспут

урок предполагает выполнение самостоятельной работы студентов...

Гариф Ахуновның "Идел кызы" романы буенча дәрес диспут

Якташ язучыбыз Гариф Ахуновның "Идел кызы" әсәрендәге образлар белән танышу ,халкыбызның үткәненә ,тарихына хөрмәт тәрбияләү,идея-эчтәлеген ачыклау; темага бәйле рәвештә укучыларның сөйләм телен һәм и...

Диспут "Что такое патриотизм"

Сегодня очень модно стало говорить о патриотизме, о любви к Родине, однако сам термин «патриотизм» не имеет чёткого определения.Это был первый диспут, который я проводила с пятиклассниками, поэтому мн...

Доклад «Использование методов активных коммуникаций (дискуссия, диспут) и других современных технологий в практической деятельности старших вожатых».

Изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре о...

Технология "диспут" на уроке английского языка.

В материале рассмотрена возможность использования технологии "диспут", как средство развития монологической и диалогической речи....

УРОК – ДИСПУТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УРОКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Урок - диспут олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принцип...