Игры по истории
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему

Игры по истории! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_g.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра по истории для 8-х классов «Отечественная война 1812 года».

Цель игры: повысить интерес учащихся к изучению исторических дисциплин, способствовать развитию их самостоятельности и активности, проверить и обобщить знания по истории России.

Образовательные задачи: проверить и обобщить знания, дать представление об историческом прошлом нашей страны в системе.

Развивающие: способствовать развитию умений и навыков работать в команде, доказывать свою точку зрения, умения самостоятельного поиска информации.

Форма проведения: внеклассное мероприятие по предмету «история» в форме игры

Подготовка: учащиеся 8 классов собираются по команде для участия в игре. В команде должно быть 6 человек. Они выбирают капитана, название для своей команды, девиз и эмблемы для участников. Все должно отвечать исторической тематике.

Ход игры: 

I. Организационный момент

- проверка присутствующих, объявление темы, плана урока

II. Объявление условий игры, приветствие участников команд

Условия игры:

1. Команды 3-4.

2. Команды определяют своё название согласно теме игры, выбирают капитана.

3. Право первого хода  команд определяется в ходе разминки.

4. За правильный ответ можно набрать от 1-3 баллов (в зависимости от конкурса).

5. Если команда ответила на вопрос правильно, то право хода остается за командой (кроме разминки).

6. Если команда ответила на вопрос неправильно, то команда-соперник получает право ответить.

Жюри подводит итоги после каждого тура и записывает их в таблицу итогов.

На доске оформляется игровое табло.  

Игровое табло:

 1) Разминка – 1 балл за верный ответ

 2) Работа над ошибками – 2 балла за верный ответ

 3) Выберите лишнее – 2 балла за верный ответ

 4) История в датах – 2 балла за верный ответ

 5) Назовите события – 2 балла за верный ответ

После проведения разминки, команда победившая в разминке, выбирает на игровом табло конкурс, в котором желает принять участие. В дальнейшем – команда, победившая в предыдущем конкурсе, выбирает на табло следующий конкурс.

Этапы игры 

I. Разминка

За быстрый и правильный ответ  команды получают 1 балл.

1. Самый быстрый род войск XVIII-XIX в.в., действовавший на конях, в основном холодным оружием. (Кавалерия)

2. Род войск, основным вооружением которых являются орудия – пушка, гаубица. (Артиллерия)

3. Армии крупных европейских государств в н. XIX в. были устроены примерно одинаково и состояли из трех родов войск: кавалерия, артиллерия. А как назывался третий род войск? (Пехота)

4. Лучшие воинские части из пехоты, артиллерии, кавалерии и т.д., состоявшие в основном из лучших солдат, богатых и знатных офицеров. (Гвардия)

5. Известный поэт-партизан н. XIX в., один из друзей А.С.Пушкина, впоследствии генерал – лейтенант. (Д. В. Давыдов)

6. При переправе через эту реку французская армия была окончательно разбита русской армией. (р. Березина)

7. Русский генерал, водивший своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат. (Н.Н.Раевский)

8. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала и  должна была соединить свои разрозненные части именно в этом городе. (г. Витебск)

9. Кому принадлежат эти слова: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда уничтожена армия, погибнут Москва и Россия»? (М.И.Кутузову)

10. Кто сказал следующие слова: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России»? (Александр I)

11. Он принадлежал древнейшему грузинскому роду. Его прадедом был грузинский царь Вахтанг VI. Свою первую награду он получил в войне с Турцией при штурме Очакова. Сподвижник, любимец и лучший ученик А.В.Суворова. (П.И.Багратион)

12. Перед смертью она завещала при отпевании называть себя Александром Андреевичем Александровым. Священник не решился нарушить церковных правил и во время панихиды именовал ее «рабой Божией Надеждой». (Н.А.Дурова)

13. Штабс-капитан артиллерии, благодаря необычной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских сведения. (А.С. Фигнер)

14. На штурм этого города Наполеон бросил корпуса генералов Нея, Даву и Мюрата. (г. Смоленск)

15. Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов. «Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», - воскликнул он. О каком соборе идет речь? (Успенский собор)

16. Земляное укрепление, похожее на маленькую крепость, со всех сторон окруженное валом. (Редут).

II. Работа над ошибками. Команды должны найти и выписать на лист ошибки, найденные в тексте:

12 июня 1812г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова. французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для  того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующего М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

Ошибки:

1. р. Днепр - р. Неман

2. М.И.Кутузов – А.П.Тормасов

3. О введении всеобщей воинской обязанности - с призывом собирать народное ополчение

4. Соединиться под Калугой – под Смоленском

5. М.И.Кутузов прибыл в ставку 17 сентября – 17 августа

III. Выберите лишнее:

Команды, из представленного ниже списка, должны выбрать лишний пункт и объяснить почему:

1)   а) М.Б.Барклай-де-Толли                           

 б) П.И.Багратион 

 в) М.И.Кутузов

 г) А.П.Тормасов

      д) Н.Н.Раевский

2)  а) Д.В.Давыдов

  б) А.Н.Сеславин

  в) М.И.Кутузов

  г) В.Кожина

  д) А.С.Фигнер

3)   а) Уланы

         б) Гусары

      в) Казаки

      г) Пехотинцы    

4)   а) Даву

         б) Ней

      в) Мюрат

      г) П.И.Багратион

      д) Наполеон

5)   а) Москва

      б) Смоленск

      в) Казань  

      г) Малоярславец     

      д) Витебск

6)   а) М.И.Кутузов      

      б) П.И.Багратион                                                             

      в) Н.Н.Раевский

      г) М.Б.Барклай-де-Толли

      д) А.П.Ермолов

7)   а) Тарутинский маневр       

      б) Лейпцигское сражение       

      в) Пожар Москвы       

      г) Бородино         

  д) Сражение у Смоленска            

 IV. История в датах.

Соотнесите между собой события и даты за 2 мин.

1. Завершение работы Венского конгресса   А 4-6 августа 1812г.

2. Бородинское сражение                                Б 2 сентября 1812г.

3. Военный совет в Филях                               В июнь 1815г.

4. Пожар Москвы                                             Г 26 августа 1812г.

5. Вторжение Наполеона в Россию                Д 12 июня 1812г.

6.Переправа через Березину                            Е 14-16 ноября 1812г.

7. Смоленское сражение                                  Ж 1 сентября 1812г.

VII. Назовите события.

По приведенным ниже цитатам из документов, определите о каком событии идет речь.

1. «Чья эта победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей» - Б.С.Абалихин. (Бородинское сражение)

2. «Дома, хотя большею частью деревянные, поражают своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!» - Ц.Ложье. (Оставление Москвы)

3. «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление» - А.Н.Ермолов. (Начало войны, вторжение)

4. «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве 1 мвсё было бы покрыто мертвыми или ранеными» - Е.Лабом. (Бородино)

5. «Сражение это открыло нам две истины, обе очень печальные: первая – что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они сражались с ожесточением. Вторая истина была та, что мы должны были отказаться на Калугу и Тулу, и этим мы теряли надежду на более спокойное отступление» - Лабом. (Сражение под Малоярославцем)

6. «Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды» - Сегюр. (Пожар Москвы)

7. «Солдат роптал на беспрерывное отступление…; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему, что он был не русский» - А.Ермолов. (Отступление вначале вторжения)

8. «В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными» - Сегюр. (Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим)

Даты:

1. Назовите точную дату начала Отечественной войны 1812 года. (12 июня 1812г)

2. назовите точную дату окончания войны 1812 года (25 декабря 1812 года)

3. назовите дату Бородинского сражения (26- 27 августа 1812 года)

4. Когда М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией? 8 августа, 1812г.

5. назовите дату, когда русская армия оставила Москву. (2 сентября)

6. Когда Наполеон вышел из Москвы? 7 октября.

7. Когда произошло Смоленское сражение? 2 августа.

8. Когда произошло сражение под Малоярослвцем? 12 октября 1812 года

Герои

1. Назовите организатора партизанского движения. (Давыдов)

2. Кто из участников этой войны проник в оккупированную Москву и слал донесения Кутузову? Фигнер

3. Назовите имя героя, чей отряд совершал рейды по тылам противника. (Сеславин)

4. Чей отряд совершил освобождение подмосковного города Верею, объединившись с крестьянскими повстанцами? Отряд Дорохова

Принятие стратегических решений

1.Почему Кутузов дал приказ оставить Москву?

2.В чем суть «тарутинского маневра»? (перекрыл путь к отступлению французам).

3. В связи с какими событиями Александр решил назначить главнокомандущим армией М.И. Кутузова?

4. По какому поводу Александр I обратился к смоленскому епископу Иринею с рескриптом? (Поднимать крестьян на войну, фактическое узаконивание партизанской войны).

5. Дата принятия решения Александром создания народного ополчения. (6 июля)

Терминология

1. Что значит выражение «вести гостя в Москву»

2. «Пришел Кутузов бить французов»

3. флеши, по имени какого генерала были названы? Багратионовы, земляные укрепления

4. инфантерия. Что это? пехота

5. партизан.

6. Что означает слово «шаромыжник»?

7. Как назывался офицер, состоящий при военном начальнике помощником? Адъютант.

Обобщение урока: На сегодняшнем уроке мы с вами закрепили знания по событиям Отечественной войны 1812 года. Увидели, что со стороны России, война носила справедливый, народный характер.

В борьбе за свободу и независимость приняли участие представители различных слоев населения, но в основном простой народ, представители различных национальностей.

В условиях всеобщей трагедии у людей обострилось чувство патриотизма, которое есть и в вас, ребята. Я думаю, что если придет час испытаний, то каждый из вас возьмется за правое дело – защита Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

Итоговый урок по курсу «Новейшая история зарубежных стран». Игра «Знатоки истории»

Обобщение и контролирование знаний учащихся об особенностях развития зарубежных стран, закрепление представлений об основных процессах и событиях новейшей истории зарубежных стран....

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 5-7 классов "Своя игра"

Интеллектуальная иградля 5–7-х классов "Своя игра"Цель игры:расширение кругозора;формирование устойчивого интереса к предмету;развитие интереса к изучению истории родного краяПорядок проведения и прав...

Игра по истории в 10 классе "История России в истории Романовых" - 2014 г.

Эта игра была проведена к 400-летию Романовых среди команд 10-классников Куйбышевского района городского округа Самара...

Познавательная игра «Часы истории» мероприятие по истории для 6-9 классов

Цель мероприятия:-систематизировать и углубить знания по истории человечества: Древний мира, Средних веков, Новое времени, Новейшего времени, которые можно представить в виде часов....

Урок-игра по истории в 7 классе по теме "Путешествие в городок истории"

Материал для обобщающего урока по истории Отечества в 7 классе....

Игра по истории для 6 класса "История древнего мира" -"Умники и умницы"

Разработка игры составленная по аналогии с телевизионной игрой. Данное занятие способствует развитию познавательного интереса к истории как предмету....