Технологическая карта урока истории по законам Хаммурапи. 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Материал содержит технологическую карту урока истории "Законы Вавилонского царства" по УМК "школа 2100". Рассмотрены новые методы преподавания данной темы с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minyashev_v_s._shkola_15_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Миняшев Виктор Сергеевич

Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ Школы № 66 г. о. Самара

Урок истории в 5 классе на тему «Законы Вавилонского царства»

Учебник: Данилов Д. Д. и др. «Всеобщая история. 5 класс «История Древнего мира»». М.: «Баллас», 2008.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о правовой системе Старовавилонского царства

Задачи урока:

1. Обучающие:

- сформировать у  учащихся навык работы с историческим источником;

-  познакомить учащихся с текстом законов Хаммурапи.

2. Развивающие:

- сформировать навык анализа текста;

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

3. Воспитательные:

- способствовать формированию уважения к праву, через изучение исторически первого письменного источника права, дошедшего до нас;

- способствовать развитию общей компетенции учащихся через изучение цивилизации Междуречья.

 

Планируемые результаты:

1. Предметные результаты:

- научиться работать с письменными историческими источниками;

- получить представление о правовой системе Старовавилонского царства;

- понять своеобразие общественного строя Старовавилонского царства.

2. Личностные результаты:

- понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- уважительно относится к праву и закону, понимая, что  они являются неотъемлемой частью любого общества.

3. Метапредметные результаты:

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работы с текстом: делать выводы из сформулированных посылок;

- закрепить навык работы с картой

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и примы обучения

Средства обучения

Время /мин/

1. Организационный момент

Уметь организовываться к работе

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку  

Приветствуют учителя

1 мин

 2. Проверка домашнего задания

Умение формулировать вопросы

Делит учащихся на две группы и предлагает им начать опрос друг друга. Оценивает ответы обучающихся и выставляет оценки

Делятся на две группы. Каждая группа попеременно задает вопросы другой группе по теме «Цивилизация в Междуречье» (§ 12) и оценивает ответы

Вопросы:

1. Что было основой хозяйства городов Междуречья? (орошаемое земледелие)

2. В чем особенность возникновения и организации городов Междуречья? (центром был храм)

3. На чем писали в Междуречье? (глинянные таблички)

4. Как звали богов, которым поклонялись в Междуречье? (Уту-Шамаша, Энки-Эа, Иштар)

5. Кто был правителем каждого города-государства? (царь-жрец)

6. Как изменилась со временем организация войска в городах-государствах Междуречья? (вместо городского ополчения появилось профессиональное войско)

 

Фронтальная беседа, технология работы в группах, проблемное обучение

7 минут

 3. Актуализация имеющихся знаний

Умение работать с исторической географической картой, умение определять явление по описываемым признакам

Учитель напоминает, что в конце параграфа 12 сказано, что города-государства Междуречья позже объединились в единое деспотическое государство. Учитель просит учащихся открыть карту на стр. 79 и спрашивает «Какое царство на карте занимает большую часть территории Междуречья?»

 Учитель: «Как называются обязательные правила поведения, существующие в каждом государстве, за нарушение которых предусмотрены наказания со стороны государства?»

Учащиеся открывают карту и отвечают: «Вавилонское царство»

Ответ: «Законы»

Работа с картой,

Карта в Атласе или в учебнике

 3  минуты

4. Формулирование темы урока

 Умение определять тип документа

   Учитель просит учащихся начать читать текст, выделенный мелким шрифтом на стр. 88 (извлечения из законов Хаммурапи) и определить, что это за тип документа. После этого просит назвать тему урока

Учащиеся читают текст и определяют, что это законы, а затем называют тему урока «Законы Вавилонского царства» и записывают ее

Учебник

3 минуты

5. Изучение нового материала

Осмысленное чтение. Умение находить общее в разных текстах.

Учитель делит учащихся на четыре группы и дает каждой группе задание по карточкам.  

Учащиеся делятся на четыре группы и выполняют задание по карточкам. Затем каждая группа презентует свои ответы. В это время на экране с помощью проектора выводится текст соответствующих статей, которые были написаны на карточках у каждой группы. Сначала весь класс читает текст этих статей, а затем группа презентует свои ответы. Другие учащиеся могут с ней не согласится и выдвинуть свои версии

Технология работы в группах; технология развития критического мышления; использование ИКТ;

Карточки с извлечениями из текста Законов Хаммурапи и заданиями; проектор, компьютер  и экран.

20  минут

6. Обобщение пройденного

Умение решать проблему

Учитель: Какой принцип применялся при назначении наказания?

Учащиеся называют разные ответы. В итоге они должны  ответить: «принцип  полного возмещения вреда и смертная казнь»

Технология мозгового штурма; технология развития критического мышления

4 минуты

7. Запись домашнего задания

Учитель:  «запишите домашнее задание – прочитать § 13, задания 4 и 5 в рабочей тетради»

Учащиеся записывают домашнее задание

2 минуты

Карточка № 1.

     (§ 1)59,60 Если человек61 клятвенно обвинил человека, бросив

на  него обвинение в убийстве,  но не доказал его,  то обвинитель

его должен быть убит62.

     (§ 3)  Если  человек  выступил  в  суде  для свидетельства о

преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело —

дело о жизни64, то человек этот должен быть убит.

     (§ 4)  Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна

или серебра, то он должен нести наказание этого дела65.

     (§ 5) Если судья66 разобрал дело,  вынес решение и изготовил

документ с печатью,  а затем решение свое изменил, то этого судью

следует изобличить в изменении решения,  которое он постановил, и

исковую  сумму,  имевшуюся  в  этом  деле,  он  должен уплатить в

двенадцатикратном размере;  кроме того,  в  собрании  его  должны

согнать  с  его судейского кресла,  и он не должен возвращаться и

заседать вместе с судьями в суде67.

 Вопросы к  тексту:

1) Против чего направлены эти статьи?  Что их объединяет?

(ответ: против лжесвидетельства и вынесения неправосудных решений)

2) Почему статьи именно об этих преступлениях стоят первыми в законах?

(ответ: потому что данные преступления подтачивали саму основу правосудия и законов, могли разрушить веру подданых в справедливость законов и царской власти вообще)

Карточка № 2.

     (§ 6)68 Если человек украл имущество бога или  дворца69,  то

этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его

рук краденое, должен быть убит70,71.

     (§ 7) Если человек купил из рук  сына  человека72  или  раба

человека либо серебро,  либо золото, либо раба, либо рабыню, либо

вола,  либо овцу,  либо осла,  либо же что  бы  то  ни  было  без

свидетелей  или  договора73  или  же принял на хранение,  то этот

человек — вор, он должен быть убит74.

     (§ 8) Если человек украл либо вола,  либо овцу,  либо  осла,

либо  свинью,  либо же лодку,  то,  если это принадлежит богу или

дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это

принадлежит  мушкенуму,  он  должен  возместить  в  десятикратном

размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит75.

     (§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою

пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была

обнаружена пропавшая вещь,  сказал:  «Продавец-де мне ее  продал,

при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я

приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель

привел продавца,  который продал ему эту вещь,  и свидетелей, при

которых он ее купил,  и хозяин пропавшей вещи привел  свидетелей,

знающих его пропавшую вещь,  то судьи должны рассмотреть их дело,

а свидетели,  перед которыми покупка была совершена, и свидетели,

знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они

знают,  и тогда продавец —  вор,  он  должен  быть  убит.  Хозяин

пропавшей  вещи  может забрать свою пропавшую вещь,  а покупатель

может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

     (§ 10) Если покупатель не привел  продавца,  продавшего  ему

эту  вещь,  и  свидетелей,  перед которыми он ее купил,  а хозяин

пропавшей вещи привел свидетелей,  знающих  его  пропавшую  вещь,

тогда покупатель — вор,  он должен быть убит,  а хозяин пропавшей

вещи может свою пропавшую вещь забрать.

     (§ 11) Если хозяин  пропавшей  вещи  не  привел  свидетелей,

знающих его пропавшую вещь,  то он — лжец, он возвел напраслину и

должен быть убит.

Вопросы к  тексту:

1) Против чего направлены эти статьи?  Что их объединяет?

(Ответ: против кражи)

2) Какие два вида наказания предусматривались законами Хаммурапи за имущественные преступления?

(Ответ: казнь и возмещение ущерба)

Карточка № 3.

    (§ 15)   Если   человек   вывел  за  городские  ворота  либо

дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума*, либо

рабыню мушкенума, то он должен быть убит.

     (§ 16)  Если  человек  скрыл  в  своем  доме беглых раба или

рабыню,  принадлежащих дворцу или же мушкенуму,  и не вывел их на

клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

     (§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и

привел его к его хозяину,  то хозяин раба  должен  дать  ему  два

сикля серебра.

     (§ 18)  Если  этот раб не назвал своего хозяина,  то поимщик

должен привести его во дворец,  дело его должно быть рассмотрено,

а затем его должны вернуть его хозяину.

     (§ 19)  Если же поимщик этого раба задержал в своем доме,  а

затем раб был схвачен в его руках,  то этот человек  должен  быть

убит77.

     (§ 20)  Если  раб  убежал  из  рук  поймавшего его,  то этот

человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба,  и  он

будет свободно отпущен78.

*Мушкенум – в Древнем Вавилоне, человек находящийся в  зависимости от царя, не имеющий своего надела земли

Вопросы:

1)    Какие отношения   охраняют эти статьи? (Ответ: рабовладение)

2)  Почему наказание за  укрывательство рабов дворца и мушкенумов одинаковое и записано в одних статьях? (потому что имущество мушкенумов рассматривалось, как имущество царя)

Карточка № 4.

 (§ 42)103  Если  человек  арендовал  поле для обработки и не

вырастил на поле зерна,  то его следует  уличить  в  невыполнении

необходимой  работы  на  поле,  а  затем  он  должен будет отдать

хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе не обработал поле,  а забросил его,  то

он  должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у

его соседей,  а поле,  которое он забросил,  он  должен  разбить,

вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

 (§ 53) Если  человек  был  нерадив  в  отношении  укрепления

плотины,  что  на  его  земле,  не укрепил свою плотину,  и в его

плотине образовалась брешь,  и вода  затопила  поле  соседей,  то

человек,  в  чьей  плотине образовалась брешь,  должен возместить

зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не  в  состоянии  возместить  зерно,  то  его

самого  и  его  имущество должны продать за серебро,  а владельцы

полей,  зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро

между собой.

(§ 55)  Если  человек открыл свой арык для орошения,  но был

нерадив,  и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить

зерно в соответствии с урожаем его соседей.

Вопросы:

1) Какой тип отношений охраняют эти статьи? (Ответ: имущественные)

2) Какое наказание предусмотрено во всех статьях за нанесение вреда? (Ответ: возмещение ущерба)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина  Л. Г....

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Культура Древней Руси. Технологическая карта урока истории России в 6 классе по ФГОС.

Описание проекта урока1.     Предмет: история России2.     Класс: 63.     Используемый УМК: учебник Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефан...

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК  А.В. Торкунова....