Мое портфолио учителя
методическая разработка по теме

Горбунова Наталья Александровна

Мое портфолио как учителя

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического  опыта

учителя истории Горбуновой Натальи Александровны

МБОУ «Русско-Найманская ООШ»

Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Труд учителя - это всегда борьба за детские сердца и души, и главный результат этого - нравственный человек, которому жить и творить в третьем тысячелетии. В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения одной из проблем современного образования является, как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке. Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, выдавая его как некий информационный блок.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Поэтому главной целью моей работы стало научить учиться, которая особенно удачно реализуется в компетентностном подходе в преподавании, когда учебная деятельность призвана научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Это потребовало от меня пересмотра традиционных форм и методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы преподавания предмета, внедрения в процесс обучения инновационных технологий. Внедрение в практику обучения различных образовательных технологий позволяют добиться результатов в работе.

Тема  инновационного педагогического опыта:

Формирование ключевых компетенций на уроках истории

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта продиктована глобальными изменениями в профессиональной, коммуникационной, информационной и других сферах современного общества, требующих корректировки содержательных методологических аспектов образования, пересмотра целевых образовательных установок и педагогических средств, предусмотренных Стандартами второго поколения. Методологическим основанием стандартов второго поколения выступают системно-деятельностный и компетентностный подходы, где главенствующее положение занимает  результат образования. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний на основе объяснительно – демонстрационного подхода  системнодеятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения.

Актуальность опыта вытекает и из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Необходимо организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни. Проще говоря, за  учебное время, определенное учебным планом на изучение предмета «История» мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях. Представленный  опыт работы  способствует выполнению задач, которые стоят перед школой на современном этапе.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение интерактивных форм работы формирует ключевые компетенции учащихся в образовательном процессе, повышает интерес учащихся к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, развивает способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формирует ответственность за знание.

Практическая значимость данной проблемы заключается в вовлечении максимального числа обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов; способствовании дальнейшей успешной социализации выпускника. С развитием ключевых компетенций не учитель образовывает ребенка, а ребенок образовывает себя посредством учителя, ощущает себя нужным и уместным, имеет возможность продуктивно и ответственно действовать.

Наличие теоретической базы опыта.

В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».

Компетенция в переводе с латинского языка competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

А.В.Хуторской, основываясь на главных целях образования, выделяет следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

- Общекультурные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека.

- Учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы деятельности логической, методологической и общеучебной. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции предполагают навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

-Коммуникативные компетенции включают знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

- Социально-трудовые компетенции, связанные с выполнением роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента и т.д.; с правами и обязанностями в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Компетентностью нельзя "владеть" - это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос - как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности. А формировать эти компетенции помогает интерактивное обучение.

В организации своей работы использую учебные пособия, практические материалы, электронные образовательные ресурсы различного типа на сайтах http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) и http://fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов), использую передовой педагогический опыт своих коллег, создаю собственные мультимедийные презентации.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Моя педагогическая мастерская по формированию ключевых компетентностей у обучающихся включает в себя: изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником, а также создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.

Создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей это:

  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.
  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование.
  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  • Организация продуктивной групповой работы.
  • Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера.
  • Усиление практической направленности школьного образования.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка:

  1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
  3. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
  5. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

  1. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно - коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта. Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе в компетентностном подходе, в своей педагогической деятельности я использую: проектный метод,   исследовательский метод, ·        проблемное обучение, технологию личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии.

Основой формирования ключевых компетенций является урок. В соответствии с дидактической задачей, с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков.

Типы уроков, формирующих компетентности учащихся

Тип урока

Деятельность учителя

Применяемые методические приемы

1.

Вводные уроки

Отрабатываю алгоритмы ранее освоенных действий.

Проблемное объяснение

2.

Уроки изучения нового материала

Организую первичную обработку полученных знаний: составление тезисного плана.

Проблемный рассказ учителя, мультимедийная презентация

3.

Уроки применения знаний

Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач

4.

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний

Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий.

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом

5.

Урок проверки знаний и умений

Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач.

Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся.

Практикую различные формы уроков, а именно формы уроков, формирующих компетентности учащихся.

Форма урока

Деятельность учителя

Применяемые методические приемы, технологии

Формируемые компетенции

1

Школьная лекция

Отрабатываю навыки системного изложения полученной информации

Объяснение, рассказ, проверка домашнего задания

Общеучебные

2

Проблемная лекция

Отрабатываю умение формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения.

Технология проблемного обучения. Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог.

Коммуника-тивные, общеучебные

3

Практическое занятие

Работаю над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций социальной практики.

Технология проблемного обучения. Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет.

Общеучебные, информацион-ные, коммуни-кативные

4

Лабораторное занятие

Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации.

Технология развиваю-щего обучения. Работа с печатными информации-онными источниками.

Информаци-онные, общеучебные

5

Семинар

Закрепляю навыки самостоятельной работы с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы.

Технология коллективного обучения

Коммуника-тивные, общеучебные, информацион-ные

6

Уроки - презентации образователь-ных продуктов, созданных индивидуально или в группе

Закрепляю навыки учащихся самостоятель-ной работы с информацией, публич-ного выступления.

Технология личностно - ориентированного обу-чения, метод проектов

Коммуника-тивные, информацион-ные, общеучебные

7

Интернет - уроки

Закрепляю навыки самостоятельной работы с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию

Информационно-коммуникативные технологии

Информаци-онные

8

Деловые игры

Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации.

Технология коллективного обучения, моделирование ситуаций

Коммуника-тивные,  социальные

9

Дискуссии

Закрепляю навыки учащихся публичного выступления, умения формулировать аргументированные выводы.

Организованный диалог,  технология коллектив-ного обучения

Коммуника-тивные, общеучебные

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.

Названные технологические приемы применяю на уроках в решении задач формирования у учащихся навыков логического и проблемного мышления, развития чувства раскованности, умения работать в индивидуальном и групповом темпах, адекватного восприятия педагогически неадаптированных источников (в первую очередь материалов СМИ). Уроки истории имеют большой воспитательный  потенциал, позволяющий формировать ценностно-смысловые компетентности.  Образовательный процесс организуется таким образом, что учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом учащийся проводит фактический анализ и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. В контрольно-измерительные материалы всегда включаются задания на оценку, на высказывание своего отношения.

Анализ результативности.

Если компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения, то, как можно измерить эту «способность», да еще в «конкретной ситуации»? Или как измерять входящие в состав компетентности жизненный опыт, интересы, ценности?  Диагностировать компетентность ученика можно с помощью проверочных и контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную компетентность ученика по результатам индивидуальной работы, учитывая, что данный вид компетенции включает в себя навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Здесь следует учитывать полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя компетентностный подход в преподавание, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

- извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
- точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,
- сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
- планировать свои действия, оценивать полученный результат,
- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные - критерии,
- самоорганизовываться и т.д.

Проблемой при использовании данного опыта является отсутствие единой методики оценки сформированности компетентностей. Существуют сложные, многоуровневые методики, которые позволяют проводить всестороннюю оценку, но даже они не дадут 100% гарантию.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт может быть востребован учителями обществоведческих дисциплин.

Литература

  1. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития//Школьные технологии -2011.- №1.- С. 68-80.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное Образование, 2010- 87с.
  3. Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха - основа гуманизации образовательного процесса// Народное Образование-2009.- №8, с 143-146.
  4. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
  5. Норенко И.Г. Методические семинары.- Волгоград, Учитель, 2011.
  6. Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.
  7. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности.//Завуч -2006.-№7 №7.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.,Владос,2011. – 384с.
  9. Свиридова А.Н., Колпакова Н.В.Социальная компетентность учащихся и ее диагностика.- Барнаул, АКИПКРО,2012.-200с.
  10. Сиротюк А.Л. Обучение целостного ребенка// Народное Образование- 2006. - №1, с. 132- 136.
  11. Старостенко Г.П., Пастухова Н.А. Современные открытые уроки естествознания и истории. Книга. -Ростов – на –Дону,Феникс, 2010.
  12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  13. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., Педагогика, 2004.- С.27.
  14. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М., Русское слово, 2008.-с.208.
  15. Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика  преподавания истории в школе. - Ростов на Дону, Феникс, 2011.
  16. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.
  17. Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя ИЗО и МХК

Материалы Портфолио за 2009-2010 гг...

Портфолио учителя.

Требования современной школы предполагают наличие у каждого учителя  Портфолио.  Но как – такового единого стандарта нет. Есть перечень того, что должно в нем содержаться. Возможно, это и хо...

Портфолио учителя

Образец портфолио учителя...

портфолио учителя технологии

результаты за 2007-2009 уч. год, данные об учителе, тема учителя,Учебники. Учебно-методическое обеспечение. Результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам ...

Личное портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы, учителя высшей категории г.Краснодара Поповой И.В....

Портфолио учителя на конкурс лучших учителей

Портфолио учителя на конкурс лучших учителей...

Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...