Методическая разработка на тему "Конституция - основной Закон государства"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

Цель данной разработки - способствовать формированию  у учащихся убежденности в демократическом характере основного Закона страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya_-_osnovnoy_zakon.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Конституция – основной Закон государства

Цель: способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ.

Ход занятия:

  1. Учитель: Историческая справка.

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (установление), которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них: Конституция США 1787 года, Конституция Франции 1791 года, Конституция Польши 1793 года.

В современном правоведении под Конституцией понимается Основной закон или система законов государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. 25 декабря 1993 года новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

  1. Конституция РФ является:
  • Основным законом страны;
  • ядром правовой системы;
  • имеет высшую юридическую силу;
  • возглавляет всю систему нормативно – правовых актов;
  • имеет прямое действие;
  1. По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции.

4.(учащиеся читают текст Преамбулы)

  1. Учитель:

Первый раздел содержит 137 статей, сгруппированных в 9 главах.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Определены основополагающие черты и принципы функционирования российского общества: тип государства, форма правления.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Установлен правовой статус граждан России, характер взаимоотношений между гражданами и государством и порядок защиты гражданами своих прав.

Глава 3. Федеративное устройство.

Определена форма государственного устройства, названы субъекты РФ, государственные символы, права и порядок взаимоотношений РФ с ее субъектами.

Глава 4. Президент РФ.

Президент – глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод граждан. Избирается народом на 4 года.

Глава 5. Федеративное собрание.

Является парламентом РФ – представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Глава 6 . Правительство РФ.

Является высшей исполнительной властью, непосредственно обеспечивает реализацию законов РФ, прав и свобод граждан.

Глава 7. Судебная власть.

Осуществляет правосудие в стране. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Глава 8.

Местное самоуправление.

Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм.

Глава 9. Конституционные порядки и пересмотр Конституции.

Учитель:

Государство, где обеспечены и защищены права граждан, называется правовым.

Наша Родина – многонациональное государство, это очень здорово, если все граждане живут в согласии и дружбе друг с другом. К сожалению, не только в нашей стране, но и в других странах не все люди это понимают. Наша Родина – самое большое по территории государство мира. Это тоже здорово! Сколько простора и природных богатств! Но основная масса россиян пока живет небогато. Можно ли с уверенностью сказать, что каждый защищен законами РФ? Наше государство недавно встало на путь демократии. Это значит, что на первом месте теперь стоят интересы человека, даже самого маленького. Особенно важно защитить интересы детей. За ними – будущее, от их способностей многое зависит. Именно они будут решать проблемы в стране. Изучая законы, вы научитесь понимать, что ваши права останутся на бумаге, если вы уже в раннем возрасте не научитесь выполнять обязанности. Нет прав без обязанностей! Только тогда каждого человека закон защищает. Закон суров, но это закон!

Почему еще встречаются преступники? Можно сделать такой вывод: эти люди хотят «без труда достать рыбку из пруда». Эту пословицу можно объяснить так: иметь права, ничего при этом не делая, - преступно. Честный и порядочный человек никогда не нарушит права другого. Мы все живем по кругу: как ты поступаешь с человеком, так через некоторое время кто – то поступит с тобой.

Многие из вас стали серьезнее относиться к тому, что происходит вокруг, стали дорожить каждым прожитым днем. Всем гражданам необходимо быть более терпеливым и сдержанным. Только тогда закон станет защитником и другом. Все права детей закреплены в Конституции РФ. Это Основной Закон нашей Родины. У вас есть опора и защита: вы граждане России!

Гражданин – это человек, который имеет все права и выполняет все обязанности в государстве. Ваша первая обязанность – соблюдать законы РФ и права и свободы других людей.

Важнейшие права ребенка:

  • право на жизнь, выживание и развитие ребенка;
  • право иметь свое имя и гражданство;
  • право на сохранение индивидуальности;
  • право не разлучаться со своими родителями;
  • свобода выражения своего мнения;
  • свобода мысли, совести и религии;
  • свобода ассоциации и мирных собраний;
  • право на образование и профессиональную подготовку;
  • право на медицинское обслуживание.

Учитель: Вы можете спокойно засыпать и просыпаться в своей постели. С малых лет вас окружают родные и любящие вас люди. На земном шаре несколько миллионов людей живут как беженцы, на их Родине идет война. Гибнут дети, женщины и старики. Люди умирают от голода.

Как и все в нашей стране, вы имеете право на общение со сверстниками. У вас много друзей, с которыми вы играете, занимаетесь спортом, общаетесь в кружках. Вы имеете право на индивидуальность. Это началось с самого вашего рождения. Вам дали имя, отчество, фамилию, зарегистрировали в ЗАГСЕ, у вас есть свидетельство о рождении, вы имеете гражданство России. Но это не все. Ваша индивидуальность проявляется еще и в том, что вы не похожи на всех остальных. У вас есть свое хобби. У вас есть особые способности. У вас есть особые взгляды и мнения. Это право на индивидуальность закреплено правом на свободу мысли и совести. Значит, каждый может самостоятельно выбирать для себя духовные ценности.

Неотъемлемые главные ценности – это жизнь, здоровье, свобода. Это важнейшие человеческие начала, необходимые каждому.

Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать. Государство должно делать все возможное, чтобы защитить их, но многое зависит от нас самих. Например, не нарушать режим дня, ценить время, радоваться каждому мгновению жизни, беречь здоровье.

Жизнь – это…

(учащиеся берут клейкие листочки, записывают на них свое понимание жизни и приклеивают к доске).

Учитель:

В Преамбуле Всеобщей Декларации прав человека говорится:

«Признание достоинства присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

На доске: Что же такое честь и достоинство?

Достоинство – это ценность каждого человека как личности. Оно основано на внутренней самооценке личности. В Конституции РФ (статья 21) говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Статья 23 говорит о праве каждого на защиту своей чести и доброго имени.

Честь – это конкретное положение человека в обществе, связанное с его репутацией ( отношением к нему окружающих). Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство.

                               Игра «Достоинство»

Каждая группа получает карточку с заданием: найдите выход из ситуации, не задевая достоинства других людей.

1 группа – «Философы»

Объясните слова древнекитайского философа Конфуция: «Достойный человек не может не обладать широтой познания и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь долог. Человечность – вот ноша, которую он несет».

2 группа – «Следователи».

Из кармана пальто ученицы 8 класса в школьной раздевалке пропали деньги и сотовый телефон. Подозрение пало на нарушителей дисциплины Олега и Сашу.

3 группа – «Спортсмены»

Ваш класс долго готовился к поездке в лес. Там планировалось плавание в реке, игра в волейбол, сбор ягод. Но у Гали болит нога, а у Васи больное сердце. Однако они хотят быть вместе с вами.

4 группа – «Финансисты»

Ваш класс выиграл 15000 рублей. Ребята решили, что можно поехать на экскурсию в Москву. Но нужно доплатить по 1000 рублей с человека. Руслан и Эмма из бедной семьи. У них нет денег.

Учитель:

Защищая свое достоинство, человек должен поступать в соответствии со своей совестью, честью и в ладах с законом. Права и свободы человека и гражданина занимают одно из самых важных мест среди духовных ценностей. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в государстве. Свободы человека – это те области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, это возможности самостоятельного выбора своего поведения. Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.

Конституция РФ определяет 8 обязанностей:

1) соблюдение законов;

2) забота о детях и их воспитание;

3) забота о нетрудоспособных родителях;

4) обязательно основное общее образование;

5) сохранение исторического и культурного наследия;

6) каждый обязан платить налоги;

7) каждый обязан сохранять природу;

8) долг и обязанность гражданина РФ – Защита Отечества.

Таким образом, обязанность – это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом.

Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. право четко обговаривает, что делать можно, а что нельзя, а что просто необходимо. если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно.

Конституционная обязанность – это установленная Российским государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая гражданину определенный вид поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Кроме конституционных обязанностей, человек должен выполнять обязанности дома, в школе, в общественных местах и так далее.

уклонение граждан от выполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан.

                                                 Игра «Урок»

(На парте карточки. Учащиеся подходят, берут по одной карточке, читают и садятся на отдельный стул)

Карточки:

  1. Я сплю на уроке, так как считаю, что имею право на отдых.
  2. Я читаю на уроке газету, так как считаю, что имею право на информацию.
  3. Я слушаю песню на плеере, так как считаю, что имею право на пользование культурными достижениями.
  4. Я все время разговариваю на уроке с товарищем, так как считаю, что имею право на свободу слова.
  5. А я принес на урок кота, играю с ним, кот мяукает, так как считаю, что имею право на содержание животных.
  6. Я во время урока свободно хожу вокруг ребят, пересаживаюсь, так как считаю, что у меня есть свобода передвижения.

Учитель:

  1. Получился ли урок? Выполнена ли хотя бы одна задача урока?
  2. Что помешало ребятам стать более образованными на этом уроке?
  3. Уважали ли друг друга ребята на уроке?
  4. Почему требуется иногда ограничивать права и свободы?

(учащиеся отвечают на вопросы)

Учитель:

Права и свободы человека – это осознанно необходимые возможности для каждого из нас. Почти все статьи Конституции РФ в главе «Права и свободы человека и гражданина» начинается со слов: «каждый имеет право…». Значит, не только ты, а все вместе. Необходимо воспитывать в человеке умение находить золотую середину, действовать согласно великому императиву – золотому правилу: «Не делай другому того. чего не желаешь себе!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Конституция- основной закон государства

Разработка интегрированного урока...

учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"

Методическая раработка урока  "Конституция-основной закон государства"...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...

Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон государства".

Методическая разработка открытого урока "Конституция РФ - основной закон государства"....