Мастер -класс на тему "Самопознание и развитие личности"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Чернышева Наталья Владимировна

В мастер-классе используется технология "Активные методы обучения", которая позволяет в полной мере реализовать современные требования ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernysheva_master_-klass.docx179.1 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышева Н.В.,
учитель истории и обществознания.

МАОУ «СОШ № 9»

Тема мастер-класса: «Самопознание и развитие личности »

Технология « Активные методы обучения»

Цели:

- на примере урока обществознания познакомить педагогов с технологией «АМО»,

-показать активные методы обучения на разных этапах урока.

Фаза 1   Начало образовательного мероприятия.

Инициация (приветствие, знакомство)

Метод «Улыбка»

Поприветствуйте своего соседа  открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Вхождение или погружение в тему(определение целей урока)

Эпиграф

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя.

Франсуа Виньон, поэт 15 века

Сообщаем тему урока: «Самопознание и развитие личности»

Метод  «Импровизированные цели»
Выразить цели работы. Техника – постепенное создание «карты» целей. Участники могут подумать над тем, как цели взаимосвязаны, дополняют ли они друг друга, в чем их противоречие.

Определение ожиданий обучающихся(планирование личностного смысла урока)

Метод «Дерево ожиданий»
Участники самостоятельно формулируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников. На протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.
Необходимо заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от семинара и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед

Фаза 2        Работа над темой

Инпут. Интерактивная лекция.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя. Сложность проблемы состоит в том, что объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний о самом себе.

Проработка содержания темы (групповая, парная работа)

Сейчас вам предстоит поразмыслить над тремя понятиями  «самосознание» , «самореализация», «самооценка» и объяснить, какую роль самопознание играет в профессиональной деятельности педагога.

Метод «Ульи». Педагоги, работая в группе, оформляют в виде схемы свой ответ на вопрос. После выполненной работы все группы представляют свои мысли на всеобщее обсуждение.

 

1группа: «Что такое самосознание?»

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненноважных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь.

В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный "образ Я".

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как "Я"; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Стадии (или этапы) развития самосознания

Открытие "Я" происходит в возрасте 1 года.

К 2-м - 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

- Оценка результатов своей деятельности.

2 группа «Что такое самореализация?»

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Самореализация является практическим применением самосознания.

Самореализация имеет несколько определений.

1) Самореализация — это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности.

2) Самореализация — это полная реализация индивидуального потенциала человека.

Потребность в самореализации лежит в каждом из нас. Потребность реализовать себя в полной мере, это что-то наподобие встроенной функции, находящаяся в каждом из нас. Самореализация личности по теории американского ученого А. Маслова относится к наивысшей потребности человека. Он определял ее как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

3 группа «Самооценка и « Я-концепция»»

Помогает составлению верного представления о себе – самооценка.

Отношение к собственной внешности, представление о своих способностях, об отношении к тебе других людей формируют самооценку. Самооценка – эмоциональное отношение к своему образу: «Я умён», «Я красив» и т.д.

Как формируется самооценка?

1) это соотнесение реального образа с идеалом.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ : ПРИТЯЗАНИЕ. Как повысить самооценку? Либо уменьшить притязание, либо увеличить успех.

2) самооценка формируется при оценивании себя, через оценку другими.

  «Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная. Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям

4 группа «Роль самопознания в профессиональной деятельности педагога»

"Познай себя прежде, чем захочешь познать детей", — считал Я. Корчак.

Активное самопознание возникает на основе потребности учителя к постоянному самосовершенствованию путем сопоставления своего поведения с поведением других людей. Готовность учителя к выполнению своих социально значимых профессиональных функций определяется сформированностью его педагогического сознания, профессиональной и личностной Я-концепции. Как показывают исследования наших и зарубежных авторов, учителя — подлинные мастера своего дела, обладают позитивной, психологически удовлетворяющей Я-концепцией.

Педагогическая деятельность людей с низкой самооценкой менее эффективна. Для них характерно:

• использовать любую возможность, создавая для учащихся трудности, чтобы не давать им расслабиться;

• стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи;

• по возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы;

• исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзамене;

• стремиться к установлению жесткой дисциплины;

Пути повышения самооценки педагога:

• больше позитивных мыслей и чувств о самом себе;

• симпатия к себе;

• способность относиться к себе с юмором

• выражение гордости собой как человеком.

Фаза 3 Завершение образовательного мероприятия.

Эмоциональная разрядка(разминка)

Метод «Энергия»

Педагоги встают в круг и закрывают глаза. После этого им нужно сделать глубокий вдох и представить, что у них в центре живота находиться резервуар, который необходимо наполнить энергией. После нескольких вдохов  можно сказать несколько подбадривающих слов.

Подведение итогов(рефлексия)

Метод «Синквейн» .Ключевое понятие «Самопознание»

Педагоги  составляют пятистишие, используя изученный материал

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Заключительное слово ведущего. Благодарность за работу.

Приложение

Технология «Активные методы обучения»

 Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

Этапы:

  • Инициация (приветствие, знакомство).
  • Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).
  • Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).

 

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • Закрепление изученного
  • Инпут .Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).
  • Проработка содержания темы (групповая, парная работа).

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Этапы:

  • Эмоциональная разрядка (разминка).
  • Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Синквейн- прием технологии развития критического мышления"

Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""

Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....

мастер-класс: метод активизации резервных возможностей личности и использованием принципов интенсивного обучения (Вячеслав Петрусинский)

объяснить  предназначение метода  активизации резервных возможностей личности с использованием принципов интенсивного обучения; назвать основные параметры модели реального  п...

Мастер-класс "Игра как средство развития личности"

Мастер - класс«Игра как средство развития личности»...

мастер-класс "Я-уникальная и неповторимая личность" для подростков с умеренной умственной отсталостью

Познакомить учащихся с понятием «толерантность». Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны. Учить подростков внимательно относиться к себе, ...