Мастер-класс "Игра как средство развития личности"
методическая разработка

Штрапова Алена Владимировна

Мастер - класс

«Игра как средство развития личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс 450.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

H:\т.jpg


Тема мастер-класса:

Игра служит развитием личностного формирования.

Цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта проведения  игр с детьми для  более успешной адаптации   в деском коллективе.

Задачи мастер-класса:

 1.Знакомство педагогов с технологией подготовки и проведения игр в детском коллективе с целью:

- формирования эмоционального контакта, доверия детей к педагогу и друг к другу;

-приобретение навыков ребенка играть вместе с другими детьми;

- снятия эмоционального напряжения.

2. Создание условий для профессионального общения между участниками  мастер - класса.

3. Самоанализ собственного опыта в заданной теме мастер- класса.

  1. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

  1.  Обсуждение участниками мастер-класса возможного решения по заданной теме.


Введение.

     Сегодня, как никогда  широко  осознается  ответственность  общества  за

воспитание подрастающего  поколения.

         На сегодняшний день в педагогический словарь прочно вошло слово английского происхождения «менеджмент», которое означает руководство, управление.

        Основная цель менеджмента в   детском коллективе - создание условий для нормального протекания в ней учебно-воспитательного процесса.

       В основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы: наличие общей цели, симпатии, организационное единство.

Игра - самостоятельная деятельность детей.  В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с другими детьми. Только та игра, которая захватывает ребёнка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки.

Игра – сложное социально-психическое явление уже  потому,  что  это  не

возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и  способность

включаться в игру характеризуется  особым  видением  мира  и  не  связаны  с

возрастом  человека.  Однако  стремление  к  игре  взрослых  и  детей  имеют

различные психологические основания.

«Игра-эта такая   деятельность,  в  которой   воссоздаются   социальные

отношения   между   людьми   вне   условий    непосредственно    утилитарной

деятельности».

       Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры.

      Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив - всё это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.

    В  игровом  коллективе  у  детей  появляется  потребность  регулировать

взаимоотношения    со   сверстниками,   складываются   нормы   нравственного

поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то,  что  им  было

воспринято ранее,  свободнее  и  лучше  управляют  своим  поведением.  

   Дети играют вместе, и действия одного ребенка  связаны с действиями другого.

В более старшем возрасте, беседуя с ребёнком о его поведении, действуя на его сознание, преподавателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребёнок подражает.

       Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.

Влияние игры на микроклимат детского коллектива.

                                                       

                                                «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу »

А.С. Макаренко

       

       Играми, способными влиять на микроклимат детского коллектива в учебно-воспитательном процессе, являются:  дидактические, ролевые, подвижные.

 Значение игры в социализации личности  ребенка  определяется  тем,  что

детская  игра  рассматривается   как   форма   включения   ребенка   в   мир

человеческих действий  и  отношений.  Игра,  возникающая  на  такой  ступени

развития,   когда   высокоразвитые   формы    труда    делают    невозможным

непосредственное  участие  в  нем  ребенка,  тогда  как  условия  воспитания

формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни в коллективе. Уже на третьем году жизни проявляется стремление детей  к коллективным играм.

       В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством детей – рисованием, лепкой, конструированием начиная с дошкольного возраста. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.

   Однако  ряд  авторов  (Д.Н.  Узнадзе,  Н.П.  Аникеева,   О.С.   Газман)

указывают, что получение  удовольствия, радости, положительных эмоций  также является одной из побудительных сил, порождающих коллективную  игру.

Существует два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива:

-через игровой образ;

-через выполнение принятых в группе норм поведения.

      С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

    Необходимо выяснить (при помощи наблюдений), во что любит играть каждый ребёнок, как каждый из детей относится к сверстникам, кто из детей умеет играть вместе. Необходимо создавать условия для индивидуальных игр, а также для "игр рядом". С этой целью педагог должен сам играть с детьми. Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии.

Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.

   

       Даже  взрослый человек,  который  уже  совершил  выбор  одного  из  возможных жизненных путей, живет в сфере узкого канала воронки, а игра  позволяет  ему в  условном  плане  прочувствовать   другие  возможные  варианты  жизни,  не использованные в реальном плане.   Умение людей входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу  общения,

создаёт настроение окружающим

       Чтобы помочь малоактивному ребёнку войти в детский коллектив, педагог  должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. Педагог  должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.

Игра – это сложное  социально-психологическое явление, при  достаточно  осознанном  отношении  она  становится   средством стрессового  контроля,  самообновления, самосовершенствования,  преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.

    Принято различать два основных типа игр:

           - игры с фиксированными и открытыми правилами;

           - игры со скрытыми правилами.

    Примером  игр  первого  типа   является   большинство   познавательных,

дидактических  и  подвижных  игр,  а  также  развивающих  (интеллектуальных,

музыкальных, игры-забавы, аттракционы).

    Ко второму типу относятся игры,  в  которых  на  основе  жизненных  или

художественных  впечатлений  свободно   и   самостоятельно   воспроизводятся

социальные отношения или материальные объекты.

Виды игр:

  1. Игры драматизации

 Подразумевают  исполнение  какого-либо  сюжета,  сценарий  которого  не

является  жестким каноном  в отличие от спектакля.

     В  этом  виде  следует  выделить  игры  –  импровизации.  Сущность  их

заключается в том, что действующие лица  знают  основной  сюжетный  стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.

  1. Игры «на преодоление этапов»

Определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом  этапе  выполняется

определенная  задача  трудового,   познавательного,   спортивного   и   т.п.

характера.

    Определяется число этапов, на которых дети должны, например,  разгадать

ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости  от  тематики  и  задач  игры.

Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты».  Игры проводятся чаще всего  в   виде  соревнований  между  командами.  

  1.  Игровой тренинг (для старших подростков)

Цель: тренинга  следует  сформулировать  школьникам   непосредственно,   например, научиться  понимать  других  людей,  оценивать,  понимать,  преодолевать   и раскрывать самого себя.

Выводы

       

   Основной мотив вступления в игровое общение-потребность  человека  не

как биологического или социального существа,  а  как  существа  культурного.

    Игра в этом ключе  вырабатывает  механизмы  саморазвития.  Человек   в  игре постигает свои жизненные смыслы, приобщается к  высшим  жизненным  ценностям коллектива.

Трех плановость игры подразумевает, что каждый участник  сочетает  в  себе  одновременно:

-жизненную позицию;

-социальную функцию;

-игровую  роль.  

     Последняя  задаётся  условиями игры. Социальная функция дана  субъекту  как  члену  определенного  социума (каждый объект в этом случае функционер).                 Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.

    Структурной единицей игры является роль. Ролевые игры  в центре  ставят

личностный подход, психологию  межличностных  отношений.  Объектом  внимания  игровых ситуаций  ролевого  характера  является  разрешение  психологических конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация  поступков  и  т.д.

           Следует  заранее  обговорить  с  ребятами  обязательные  условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:

        . высокая доброжелательность и доверие друг к другу;

        . при оценке выполнения игровых заданий участниками  оценивается  не

          личность, а её деятельность и способы общения;

        . впечатление о степени  удовлетворенности  игрой  участники  должны

          доводить до руководителя сразу.

    Организуя сюжетные игры  в  детском  коллективе  (особенно  длительные)

педагог имеет возможность влиять  на  реальные  взаимоотношения   в  игровой

группе детей через их игровые взаимоотношения.

    Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от  взрослого,

который должен так организовать деятельность детей, чтобы  у  них  появилась

необходимость  лучше  узнать  окружающих  и  себя.  Для  этого  используются

сюжетно-ролевые  игры,  в  которых  дети  изображают  взаимоотношения  между персонажами.  Помимо  этого,  в  процессе   осуществления   игры   у   детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

       

ПРИЛОЖЕНИЕ

(этапы коррекционной работы)

  1.  «Ромашка»

    Эту игру можно  проводить  как  командную,  так  и  индивидуальную  или

групповую (2-3 человека). Игроки поочерёдно вытягивают по  лепестку  ромашки с различными творческими заданиями.

 Примерные задания:

    -изобразить картину «Три богатыря»;

    -показать фрагмент сказки «Колобок»;

    -исполнить 3 песни, начинающиеся вопросом;

    -мимикой и жестами показать пословицу и т.п.

  1.  «Знайка»

    Разбиваются дети на группы (2-3 человека). Задача игроков узнать в своей группе как можно больше информации друг о друге.

Примерные вопросы:

  1. Любимый цвет.
  2. Дата дня рождения.
  3. Имена братьев и сестер.
  4. Домашние животные.
  5. Настольная книга.
  6. Цвет глаз.
  7. Хобби.

  1.   Перемещение с предметом (стул, ручка и т.д.) (взаимопомощь в игре)

Дети перемещаются по залу со своими предметами и по команде строят круг (квадрат, треугольник и т.д.) Смысл упражнения развивать координацию в пространстве, координировать свои действия с товарищами).

  1. «Кто во что одет?»

Водящий стоит в центре круга. Участники идут по кругу, взявшись за руки. Ведущий говорит имя любого участника. Водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного участника.

  1. «Внимание круги» (внимание к другому)

Участники сидят на стульях, ведущий показывает карточки с определенным количеством нарисованных кругов. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три, замри!» Стоять должно столько участников, сколько кружков было на карточке. Готовность каждого встать (если «кругов» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант участникам можно предложить не только встать, а образовать хоровод из заданного количества участников.

  1. «Дружные звери» (согласованность действий)

Участников распределяют на 3 группы – кошки, лебеди, медведи (гладят живот, машут крыльями, переваливаются с одной ноги на другую). Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

  1. «Телепат» (общение без слов)

Участники стоят  рассыпную, перед ними водящий – «телепат». Он должен не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из участников и поменяться с ним местами.

  1. «Король» (помощь в совместной деятельности)

Выбирается водящий – «король». Остальные участники – это работники распределяются на несколько групп и договариваются, что они будут делать и на какую работу наниматься. Участники работают с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии.

  1. «День рождение» (добрые слова и пожелания)

Выбирается водящий у которого день рожденье. Остальные участники приходят к нему в гости с воображаемыми подарками. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

  1.  «Лови мяч»

 Участники становятся в круг. Ведущий предлагает одному из участников взять воображаемый мяч и бросить его кому – ни будь из участников. Подав сигнал только лишь взглядом, мимикой, жестами.

  1.  «Картина» (общие переживания)

Одному участнику дается задание изобразить подметание пола (стирка белья, читанее газеты, нанесение макияжа, обрывание яблок с дерева, покраска забора, вытягиваем репку). Остальные участники должны добавляться по одному, угадывая действие предыдущего.

  1.  « Рефлексия»

Отвечаем на вопросы:

1.Актуален ли для вас материал «Мастер – класса»?

2.Какая пословица может характеризовать впечатления от «Мастер – класса»?

3.Какие эмоции вызвал «Мастер – класс»?

4.На что было похоже наше общение?

5.Какие ассоциации вызвала тема «Мастер – класс»?

6.Пожелания всем, кто возьмется решать данную проблему.

Литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение,

1987.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение,

1989.

3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.,1983

Бобнева  М.И. Психологические проблемы  социального развития личности.-

М.,1979.

4. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.

5. Эльконин  Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...

Дополнительное образование, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями.

В статье даются рекомендации о необходимости включения воспитанников с особыми образовательными потребностия в различные виды внеурочной деятельности....

Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"

Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного о...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся.  Наряду с неблагоприятными ...