Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника.
статья по музыке на тему

Громова Елена Николаевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статьи выступлений41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника.

(выступление заместителя директора по воспитанию Громовой Е.Н.на педсовете 29.03.06 )

По материалам характеристики развития  общей культуры человека в период младшего школьного возраста считается понимание отражения отношения ценности добра .зла, в литературе и искусстве, понимание красоты мира звуков ,цвета ,пропорции ( переживание красоты основы  эстетического чувства прекрасного),пониманием общего смысла образного представления мира , познание себя в окружающем мире.

Культура ,как и вся жизнь, постоянно изменяется ,находится в постоянном развитии. Задача  педагога- помочь учащимся понять , что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни. Какие культурные ценности помогут в воспитательном процессе? Главная их роль стать регулятором норм общения между людьми,

критериями поступков человека.

 «Эстетически воспитанный человек- это человек, который умеет находить, чувствовать .создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира пор законам гармонии и красоты ,»- так определяется конечная цель эстетического воспитания.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство : общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления , полученные от художественных произведений ( будь то музыка, живопись , литература и т.д. ) ребенок перерабатывает и реализует в собственном творчестве.

Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству, которое используется им в учении , труде , игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника содержанием и удовлетворяет потребности ребенка . способствует их  развитию. Искусство , кроме этого осуществляет своеобразную психотерапию , способствует снятию напряжения от учебы , труда и спорта.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем , что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни , труда ,искусства и природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности.

Воспитать настоящую любовь к искусству и его понимание легче в детском возрасте ,чем в зрелом. Так как все впечатления записанные в памяти опираются на эмоциональные , полученные в детстве. О роли и значении эстетического воспитания  . в частности музыки, в общей системе школьного образования говорилось следующее: « … пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным ,какой –то роскошью в жизни… Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства , а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей , что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.»

Именно в детстве проявляется активное стремление не только наслаждаться красотой  , а самим ее создавать : рисовать , сочинять стихи ,петь ,танцевать .

Школа осуществляет эстетическое воспитание благодаря тому . что самые различные виды искусства взаимодействуют между собой .Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных дисциплин , например литературы , изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание и за счет раскрытия красоты науки, труда ,физической культуры , эстетики взаимоотношений в школьном коллективе.

«Известно, что человек – существо свободное . поскольку одарено умом , разумом и свободною волею ; что свобода его состоит в избрании лучшего, что все лучшее познает он и избирает посредством разума , постигает пособием ума и стремится к прекрасному , величественному , высокому.

  ( А.Н. Радищев)

 Поэтому , если в младшем школьном возрасте не направить ребенка , не научить его отличать красоту  от безобразия , не научить его стремиться к прекрасному , то во взрослой жизни он будет тратить свое время на другие занятия  , что определит его личность и образ жизни.

Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека . на все его психическое развитие. Человеку свойственно воспринимать мир , жизненные явления через эстетическую оценку- «поступил красиво или некрасиво»,- говорим мы ,когда оцениваем этическую нравственную сторону поступков. «Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым»

( Чернышевский) Эстетическое воспитание помогает в развитии не только художественного вкуса ,но и морально-этических качеств личности младшего школьника на стартовом этапе школьной жизни.

Развитие всех этих качеств во многом определяет отношением к этой стороне воспитания классных руководителей , учителей-предметников и учителей дополнительного образования.

В системе воспитательной работы  этому направлению уделяется особое внимание , так как основной задачей является развитие творчески активной личности и девизом воспитательной работы нашего педагогического коллектива является «Растить здоровых , умных , добрых!» Предметы

эстетического воспитания в школе развивают воображение, эмоции детей. В процессе активного обучения школьников предметам искусств развитие их зрительного и слухового восприятия идет прежде всего по пути насыщения образов эстетическим содержанием. Дети учатся видеть гармонию, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающего мира.

Задача эстетического воспитания заключается в обучении видеть все ценное и красивое , что окружает : внутренний мир ребенка обогащается чувством прекрасного. Фантазии младшего школьника -   как проявление воображения – расширяют границы мышления , делают его гибким. Способным в дальнейшем решать творчески  жизненные задачи.

Творчески мыслящие люди отличаются от тех , кто способен только усваивать знания и выполнять привычную , хорошо налаженную работу . богатством внутренних переживаний , их тонкостью и глубиной. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач.

Еще античные мыслители , размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни ,сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни. 

Платон «Трактат о государственности»)

«Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным ; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу , овладевают ею , наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным , с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тонко воспринимающий, может проживать тысячи других жизней , быть участником великих событий прошлых эпох ,переживать не только свои чувства , но и чувства тех людей ,которых описывали в своих романах великие писатели ,изображали с помощью звуков композиторы , с помощью изобразительных средств – великие художники.

Древнегреческие философы подразумевали под понятием «Катарсис» психологическое очищение , которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом , трагедией и музыкой.

Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» говорит, что переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность – положительные эмоции.

Для того, чтобы обращение к культуре носило продуктивный характер по развитию личности младшего школьника ,важно чтобы была продумана система. Для этого в нашей школе разработана целевая программа

«Прекрасное рядом».Сюда входят мероприятии по организации внеурочной деятельности , а также предметы эстетического направления: уроки музыки и изобразительной деятельности, а также чтение и литература , история. В течение всего учебного года проходят тематические выставки рисунков , оформлен 3 этаж рисунками детского творчества, кроме этого проводятся конкурсы песен , танцев , неделя музыки в апреле.  Среди предметов дополнительного обучения давно работает кружок «Умелые ручки» и «Волшебная кисточка» под руководством Лобачевой М.Ю. , а также уже третий год в школе ведет свою работу школьный хор . В школе созданы условия для развития способностей детей , для возможности их реализации в исполнительской деятельности .Наши учащиеся принимают участие в районных хоровых фестивалях каждый год. Выступают с концертами как в школе , так и за ее пределами : на шефских предприятиях , в СЭС, для ветеранов. Свой в клад в эстетическое воспитание вносит работа библиотеки. Большую работу проводят и классные руководители, используя тематические классные часы , экскурсии в музейно-выставочный комплекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"

Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...

«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»

Докладна педагогическом советепо теме:«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

«Английский – в мире сказок» Драматизация сказки как средство развития УУД во внеурочной деятельности младших школьников. (из опыты работы Ткачевой Л.А.)

В статье даны особенности подготовки драматизации сказок в начальной школе во внеурочной деятельности....

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

Методическая разработка " Иноязычная культура как средство развития личности младшего школьника"

Включение иностранного языка в программу младшей школы- своеобразный заказ общества и необходимость...