Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
план-конспект урока по психологии

Скорых Анна Дмитриевна

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к условиям обучения в школе, а также семейных трудностей. Такое занятие поможет ребенку осознать свои чувства, понять наличие конфликтной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya_uprazhneniya_skoryh.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятий для обучающихся младшего школьного возраста с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы  по предмету психология

Объект – личность младшего школьного возраста;

Предмет – познавательные процессы личности младшего школьного возраста

Цель – содействовать развитию познавательных процессов учеников с низким уровнем развития познавательной сферы  

Задачи:

1. Создать доверительную атмосферу для обучения и развития школьников;

2.  Содействовать развитию познавательных процессов

Метод: артерапия

Методики: проекционные методы, лепка из пластилина

Актуальность:   Необходимость развития познавательных процессов школьников в условиях современной общеобразовательной школы

Аудитория: обучающиеся младшего школьного возраста имеющие диагноз  ММД, СДВГ позволяющие обучаться в общеобразовательной школе

Продолжительность: 30 минут (с режимным моментом отдыха)

Упражнение № 1 «Радуга»

Цель: содействовать развитию эмоциональной сферы  младших школьников через знакомство с основными цветами радуги

Материал: картина «Радуга» (пример для учеников), листы бумаги с незавершенной картинкой радуги, полоски из пластилина семи цветов для завершения радуги.

Ход работы: Психолог  спрашивает обучающихся, кто из них видел радугу после дождя, какие цвета в ней были.  После ответов детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку. Затем предлагает детям положить полоски рядом с соответствующими на листе. В конце упражнения необходимо проверить работу.

Упражнение № 2 «Волшебный предмет» 

Цель: способствовать преодолению трудностей при переходе из детского сада в общеобразовательную школу, преодолению семейных конфликтов

Материал: набор пластилина, дощечка для лепки

Ход работы: Психолог обращается к ученику и предлагает вспомнить сказку, в которой есть волшебный предмет, позволяющий герою преодолеть трудности. После этого, необходимо слепить волшебный предмет и предлагает его слепить. Может быть, такой предмет наделяет героя особыми способностями, которые необходимы ему в жизни.

Вопросы:

 1. Ты бы хо тел иметь такой предмет?

2.  Что бы это могло быть? Как он выглядит?

3.  В чем его функция, назначение, сила?

Возможно, что такая фигурка будет служить проводником, для эмоций ученика соответствующих наличию конфликта. Таким образом, можно пережить негативные эмоции. Возможно, заменить их положительными, перелепить «негативный» сюжет в позитивный.    

Упражнение № 3 Проективная методика «Кактус»

Цель: изучение эмоционально-волевой сферы личности обучающихся старшего дошкольного возраста (от 3 до 6  лет) и младших школьников. Определяется сложностью и необходимостью изучения чувств и переживаний младших учеников связи со сложностями адаптации к условиям общеобразовательной школы, семейными трудностями  

Материалы: белый лист формата А 4, простой карандаш.

Ход работы: Ребенок получает белый, чистый лист формата А4 и простой карандаш. Возможно, а также набор карандашей, состоящий из цветов методики Люшера: черный, серый, коричневый, красный, зеленый, фиолетовый, синий, оранжевый.         

Обработка данных:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. Пространственное положение

2. Размер рисунка

3. Характеристики линий

4. Сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

5. Характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

6. Характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

7. Характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют

4. Кактус растет один или с какими-то растениями по соседству?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...

Статья:"Развитие эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Реферат на тему: "Развитие эмоционально-волевой сферы школьников"

Реферат освещает проблемы  формирования эмоционально-волевой сферы младшего школьника и подростка в различные периоды становления его личности. В работе представлены факторы, обеспечивающие форми...

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"

           Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников

Актуальность программы.Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении...