Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
рабочая программа по психологии

Коротовских Антонина Борисовна

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsii_emotsionalno-volevoy_sfery_4_klass.doc34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Пояснительная записка

            Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников разработана на основе авторских программ Крюковой С.В., Слободяник, Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь», Кривцовой С. В. «Жизненные навыки» для обучающихся 4 класса, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере: эмоциональное напряжение, негативизм, импульсивность, повышенная чувствительность, проблемы в общении. Данные обучающиеся выявлены в ходе плановой диагностики готовности к обучению в основной школе. Недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы влияет не только на качество учебной деятельности, а также на характер взаимодействия ребенка с окружающими (родителями, учителями, сверстниками) и часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений, дезадаптации.

     Младший школьный возраст является сензитивным для развития психологических образований, значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Отечественные исследователи подчеркивают, что одним из этих важных образований, является способность младшего школьника к саморегуляции (Л.И. Божович, Л.C. Выготский, P.M. Грановская, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Методологической и тереотической основой программы являются исследования отечественных психологов взаимосвязи эмоциональной и волевой регуляций (Е.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумаков).

В младшем школьном возрасте на фоне усложнения и дифференциации эмоциональной жизни чувства развиваются в тесной связи с волей, а воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся развивает системы самосознания и самооценки, рефлексивные способности, коммуникативные умения (умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других) формирует адекватное отношение к себе и другим, положительно влияет на формирование учебных навыков, что является особенно важным на этапе перехода к обучению в средней школе.

  А.В. Запорожец, отмечал что эмоциональная коррекция характеризуется приведением общей направленности и динамики поведения ребенка в соответствие со смыслом ситуации и производимых в ней действий по реализации его ценностных установок и интересов.

Цель программы: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.

В соответствие с целью сформулированы следующие задачи:

  1. Развитие способности распознавать базовые эмоции, различать их, понимать собственное эмоциональное состояние и состояние другого человека. 
  2. Обучение способам вербализации эмоций. 
  3. Обучение приемлемым способам выражения гнева и агрессивности.
  4. Обучение способам саморегуляции.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Формирование адекватных форм и стратегий поведения в различных ситуациях.

Данная коррекционно-развивающая программа строится на следующих принципах:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции.
  2. Принцип коррекции «сверху вниз».
  3. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
  4. Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
  5. Деятельностный принцип коррекции.
  6. Принцип усложнения.

Критерии отбора в коррекционную группу: группа сформирована из числа обучающихся, имеющих следующие нарушения: эмоциональное напряжение, негативизм, импульсивность, повышенная чувствительность, проблемы в общении и взаимодействии с детьми или взрослыми.

Ожидаемый результат: стабилизация эмоционального состояния, снижение импульсивных проявлений, обучающиеся научатся распознавать различные эмоциональные состояния и вербализировать их, проявлять эмоциональные реакции, адекватные ситуации общения, будут использовать эффективные стратегии поведения в различных ситуациях.

Направления коррекционной работы

Программа включает следующие блоки:

А) Диагностический блок.

Цель: диагностика эмоционально-волевой сферы

Используемые методики:

- Цветовой тест эмоциональных состояний;

- Карта наблюдений Стотта;

- Личностный опросник Кеттелла;

- Рисунок дерева.

Б) Установочный блок.

Цель: побуждение желание взаимодействовать, установление доверительных отношений между психологом и группой обучающихся.  

В) Коррекционно-развивающий блок.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, оптимизация развития ребенка, овладение новыми способами взаимодействия с миром и самим собой.

Г) Блок оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий.

Цель: выявление динамики развития эмоционально-волевой сферы.

Этапы реализации программы

№ п.п.

Формы работы

Сроки выполнения

Проведение психологической диагностики.

Январь, 2021

Индивидуальное консультирование педагогов и родителей обучающихся, рекомендации по выявленным проблемам развития.

Январь-февраль, 2021

Формирование группы.

Январь, 2021

Проведение занятий.

Январь-

апрель, 2021

Итоговая диагностика.

Май

4 класс

№ п.п.

Тема занятия

Краткое содержание

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

проведения

Вводное занятие. Такие разные эмоции.

Упражнение «Поменяйтесь местами все те, кто…» Знакомство с базовыми эмоциями, игра с карточками

Упражнение «Изобрази эмоцию».

1

19.01

Мое настроение.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Упражнение «Погода»

Можем ли мы изменить свое настроение?

Мимическая гимнастика

Упражнение «Мусорное ведро»

1

26.01

Когда я злюсь…

Упражнение «Я злюсь, когда…»

Анализ ситуаций

Арттерапия (проективный рисунок)

Игра «Прогоняем злость»

1

02.02

Как справляться с гневом и злостью.

Работа с притчей

Упражнение «Листок гнева»

Способы выражения гнева: вербализация, физическая активность

Арттерапия

1

09.02

Я владею собой.

Приемы саморегуляции: дыхательные техники, мышечное расслабление, отвлечение внимания, аутотренинг.

2

16.02

02.03

Что делать, если …?

Психологическая игра

Л. Петрановской 

(формирование умения действовать в стрессовых ситуациях)

2

09.03

16.03

Как не допустить конфликта.

Правила общения

«Техника Я-высказывания»

 1

30.03

Как разрешать конфликты.

Стратегии поведения

Решение кейсов

2

06.04

13.04

Обида и прощение.

Рисование обиды.

Упражнение «Письмо»

1

20.04

Учимся говорить «нет!», когда это нужно.

Упражнение «Да и нет не говори»

Формулы вежливого отказа

Проигрывание ситуаций

1

27.04

Заключительное занятие.

Подведение итогов.

Чему я научится?

Коллективное письмо.

1

04.05

Итого

14

Механизмы коррекционного воздействия:

  1. Сообщение информации.
  2. Внушение надежды.
  3. Универсальность страданий.
  4. Эмоциональная поддержка.
  5. Конфронтация.
  6. Наличие обратной связи.
  7. Научение.

Факторы коррекционного воздействия:

  1. Развитие техники межличностного общения.
  2. Имитационное поведение.
  3. Групповая сплочённость.
  4. Катарсис.

Форма работы: групповая

Методики и техники коррекционной работы:

  1. Дыхательные и релаксационные техники.
  2. Психологические игры.
  3. Психогимнастика.
  4. Арттерапия.
  5. Элементы групповой дискуссии.
  6. Жетонный метод.

Особенности организации занятий

 Коррекционно-развивающие занятия проводятся с группой обучающихся из 10 человек. Занятия проводятся в условиях образовательного учреждения 1 раз в неделю, длительность каждого занятия составляет 40 минут. Программа реализуется во второй половине учебного года, рассчитана на 14 часов. Занятия проводятся во второй половине дня в кабинете психолога. 

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап (приветствие, правила тренинга)
  2. Рефлексия эмоционального состояния.
  3. Разминка (создание эмоционального настроя)
  4. Мотивационный этап (побуждение к деятельности)
  5. Практический этап (подача новой информации и отработка полученных навыков на практике).
  6. Рефлексивный этап (эмоциональная и качественная рефлексия, подведение итогов).

Критерии эффективности программы:

  1. Эмоциональное состояние (ЦТЭС)

Н - N 9-18

ВК – N 0,92-1,99

  1. Карта наблюдений Стотта

положительная динамика по шкалам VВВ, VIIА, VIIIВД, IXН, XЭН

  1. Личностный опросник Кеттелла:

положительная динамика по субтестам Q3, Q4, C

Список использованной литературы

  1. Быкова Е.А. Психолого-педагогическая коррекция: учебное пособие для студентов. – Шадринск: ШГПИ, 2011.
  2. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2006.
  3. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. —256 с
  4. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/ авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.
  6. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. – Волгоград: Учитель ИП Гринин Л.Е., 2014.
  7. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников

Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...

Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.

По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"

           Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников

Актуальность программы.Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижен...

Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ««Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы для учащихся 8 классов с ОВЗ» по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год

снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;коррекция настроения и негативных черт характера;формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;развитие системы самосознан...