Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников
рабочая программа

 Самсонова Анастасия Витальевна
Актуальность программы.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы. Вопрос проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников актуален, так как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются не способными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально- волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития
современного ребенка. 
В последние годы появляется всё больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д., тем самым осложняя работу учителя. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия .
Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются :
смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
повышение активности и самостоятельности;
устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость; 
формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность программы.

         Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы. Вопрос проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников актуален, так как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются не способными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально- волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития

современного ребенка.

        В последние годы появляется всё больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д., тем самым осложняя работу учителя. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия .

        Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются :

  • смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
  • формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.

Пояснительная записка.

        Учебный год в школе для ребенка связан с важным этапом - принятием новой социальной роли - роли школьника, которая характеризуется моментом перехода ребенка от одной формы жизнедеятельности к другой - ребенок адаптируется к новым условиям и новым отношениям. На этом этапе определяется психологический статус школьника, его рейтинг. Как правило, психологический статус ребенка меняется в течение года, что зависит от индивидуальных темпов развития и благоприятности социального окружения. Освоение ребят школьных норм и правил происходит, прежде всего, через совместную коммуникативную деятельность со сверстниками и учителем.

        Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека. Когда предметом обсуждения становятся эмоция и воля, не приходится указывать, что имеется в виду, так как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции детей с ОВЗ наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учет эмоционального компонента очень важен.

        У учащихся с нарушением интеллекта эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью.

        Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризируется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

        Обучающимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражения эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.

        Школьник, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке.

        Поэтому данная программа разработана для коррекционно-развивающей работы психолога с младшими школьниками, у которых трудности в школе проявляются в эмоционально-волевой, личностной сфере: у них низкая самооценка, сниженный эмоциональный фон, низкая школьная мотивация, имеются проявления школьной тревожности.

        Программа рассчитана на 35 часов .

        Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий  является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);

Конституция Российской Федерации;

Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;

Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.

        За основу взяты программы Залесской О.В. «Младшие школьники с ЗПР: уроки общения» (Москва, «Школьная пресса», 2005г.), Жигалко О. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР «Пять дружных гномов» (ШП N1, 2009г.), Залесской И., Антоновой С. Коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» (ШП N 1, 2006г.)

Цель и задачи программы.

Цель программы: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи программы:

  • Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
  • Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  • Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.

Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:

  • занятие с элементами тренинга;
  • беседа;
  • рассказ;
  • показ;
  • демонстрация;
  • дискуссия;
  • ролевая игра;
  • викторина;  
  • анкетирование;
  • психодиагностика.

Формы реализации программы:

  • этюды;
  • упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
  • игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
  • дидактические и развивающие игры;
  • чтение художественных произведений;
  • беседы;
  • рассказы взрослого и рассказы детей;
  • свободное и тематическое рисование;
  • релаксация.

Планируемые  результаты освоения предмета:

1. Умение эффективно регулировать своё поведение на всех этапах деятельности.

2. Владение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Снижение уровня тревожности, связанными с различными аспектами школьной жизни.

4. Умение адекватно относиться к ошибкам и неудачам

Обучающийся должен знать:

  • правила поведения в школе и группе
  • правила эффективной коммуникации
  • имя и отчество педагога и одноклассников
  • способы и приемы эффективного выражения своих эмоций и чувств
  • способы поведения в конфликтной ситуации
  • эффективные способы самовыражения и саморегуляции

Обучающийся должен уметь:

  • самостоятельно и идентифицировать своё эмоциональное состояние в знакомых и незнакомых ситуациях;
  • понимать эмоции окружающих
  • анализировать мотивы поступков других людей
  • самостоятельно контролировать своё эмоциональное состояние;
  • варьировать способы достижения цели в зависимости от ситуации;
  • стремиться к достижению цели;
  • учитывать, полученную от окружающих эмоциональную информацию

в общении с окружающим.

Формы организации учебного процесса 1 раз в неделю по 20 минут.  

Критерии оценки умений и навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.


Тематическое  планирование

Раздел

№ урока

Тема  

Цель

Краткое содержание

Кол-во часов

Я познаю себя ( 6ч.)

Диагностика

  • определить уровень коммуникативных умений;
  • умение распознавать эмоциональные состояния.

1.Ритуал приветствия 2.Методика « Изучение коммуникативных умений»

3.Упражнение «Азбука эмоций»

4. Ритуал завершения занятия

1

Знакомство

  • знакомство, развитие коммуникативных навыков;
  • снятие мышечных зажимов.

1. Ритуал приветствия

2. Игра «Мы идем в поход»

3.Игра «Бездомный заяц»

4.Ритуал завершения занятия

1

Я и мое имя

  • идентификация ребенка со своим именем;
  • формирование позитивного отношения ребенка к своему имени.

1. Ритуал приветствия

2.Игра с мячом «Здравствуй...»

3.Упр. «Солнечный зайчик»

4.Упр. «Волшебный стул»

5.Ритуал завершения занятия

1

Я и мое настроение

  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • первичное знакомство с настроениями и эмоциями.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Паровозик с именами»

3.Упр. «Радуга настроений»

4.Упр. «Два зеркала»

5.Ритуал завершения занятия

1

Я сам!

- содействовать развитию положительного образа «Я»;

- способствовать повышению самопринятия;

- содействовать развитию у детей интереса к себе;

1. Ритуал приветствия 2.Проективный рисуночный тест «Автопортрет»

Диагностика «Лесенка» (по В.Г. Щур)

3.Игра-приветствие «Вежливые слова»

4.Подвижная игра «Клеевой дождик»

5.Упражнение «Я – хороший, я – плохой»

6.Ритуал завершения занятия

1

Я - хороший,        я -

плохой.

- осознание        и

принятие себя, своих черт.

-развитие адекватной самооценки.

- нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Наоборот».

3.Сказка «Чертенок»

4. Игра «Собаки

бывают».

5. Игра «Я умею»

6. Игра-релаксация

7.Рисование цветка.

8.Ритуал завершения занятия

1

Как справиться с плохим настроением?

  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие психоэмоционального напряжения;

1. Ритуал приветствия

2. Упр. «Рисуем эмоции»

3.Упр. «Цвет настроения»

4.Ритуал завершения занятия

1

Что я люблю? Чего не люблю?

Мои радости и огорчения.

  • повышение самопринятия;
  • развитие у детей интереса к себе;
  • самораскрытие членов группы.

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Мои любимые»

3.Упр. «Я хвалюсь»

4.Упр. «Это - я!»

5.Ритуал завершения занятия

1

Эмоции в нашей жизни (14ч.)

Что такое эмоции?

  • знакомство с эмоцией радости;
  • развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям;
  • формирование начальных рефлексивных умений.

1. Ритуал приветствия

2.Игра«Путешествие в Волшебную страну» Сказка о гномах.

3.Упр. « Я радуюсь, когда...»

5.Ритуал завершения занятия

1

Знаю как освободиться от негативных эмоций

- Развитие        умения

осознавать        своё

эмоциональное состояние        и

освобождаться        от

негативных эмоций

1. Ритуал приветствия 2.Упражнение        «Два

мешочка»

3.Игра «Заколдованный принц».

4.«Сказка о волшебных зеркалах».

5.Упражнение «Саморисование».

6.Игра «Зеркала».

7.Ритуал завершения занятия

1

Сбрасываю негативные эмоции

-обучение ребенка приемлемым способам разрядки

гнева и агрессивности.

- отреагирование негативной ситуации в целом.

- развитие саморегуляции, высвобождение накопившейся энергии.

- отреагирование гнева.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Добрый - злой, веселый - грустный».

3.гра «Драка».

4.Упражнения        на

отреагирование гнева:

5. Упражнения        на

релаксацию        и

управление        своим

гневом:

снежная баба

апельсин (или лимон)

сдвинь камень

сдвинь камень

6.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией злости. Как справиться со злостью?

  • знакомство с эмоцией злости;
  • развитие умения узнавать эмоцию злости по внешним проявлениям;
  • снятие напряженности, невротических состояний.

1. Ритуал приветствия 2.Приветствие «Улыбка»

3.Игра « Хвост дракона»

4.Упр. «Два барашка»

5.Упр. «Борьба спинами»

6. Ритуал завершения занятия

1

Мне хорошо, мне спокойно!

- гармонизировать эмоциональный фон, развивать воображение;

- способствовать снятию психомышечного напряжения

1. Ритуал приветствия 2.Психомедитация «Волшебный сон»;

3.Статическая медитация «Путешествие на облаке»;

4. Игра «Волшебные рисунки»,«Кляксы»;

5. Упражнение «Ласковый дождик».

6.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией грусти

- знакомство с эмоцией грусти;

  • развитие узнавать эмоцию грусти по внешним проявлениям;
  • снятие напряжения, стабилизация психических процессов.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «В магазине зеркал»

3.Сказка о гноме- плаксе по имени Ох;

4.Игра «Грустные шарики»

5.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией удивления

- знакомство с эмоцией удивления;

  • развитие узнавать эмоцию удивления по внешним проявлениям;
  • снятие напряжения,
  • получение опыта конструктивного сотрудничества.

1. Ритуал приветствия 2. «Эмоциональная разминка»

3. Сказка о гномике-удивляке Ого

4.Упр. «Совместный рисунок на тему 5.«Праздник»

6.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией страха. Как победить страх

  • знакомство с эмоцией страха;
  • развитие узнавать эмоцию страха по внешним проявлениям;
  • получение опыта конструктивного сотрудничества;
  • уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе;
  • осознание своих страхов, снятие страхов.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Обрыв»

3.Игра «Боюсь- не боюсь»

4.Упр. «Нарисуй свой страх»

5.Сказка о гномике- бояке Ой.

6.Упр. «Мусорная корзина»

7.Ритуал завершения занятия

1

Я не хочу бояться!

- способствовать осознанию страха, как нормального человеческого чувства человека;

- учить детей выражать чувство страха в рисунке;

- дать возможность поработать с предметом своего страха;

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Художники-натуралисты»;

3.Психогимнастика «Волшебный клубочек»;

4.Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек»;

5.Рисование «Смешной страх».

6.Ритуал завершения занятия

1

Эмоции и я! Хочу управлять собой

- способствовать обогащению эмоциональной сферы;

- формировать навыки самоконтроля;

1.Ритуал приветствия.

2.Игра «Три характера»;

3.Этюд «Повторяка»;

4.Игра «Встреча настроений»;

5.Игра «Тренируем эмоции»;

6.Игра «Воздушное настроение».

7.Ритуал завершения занятия

1

Путешествие по стране эмоций

  • формирование осознанного восприятия эмоций, умения понимать эмоциональное состояние другого человека;

- развитие умения адекватно выражать свои эмоции

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Школа эмоций»

3.Игра «Телеграмма»

4.Обыгрывание эмоциональных состояний (этюды- сказочные истории)

5.Ритуал завершения занятия

1

Волшебная линия

Обогащение опыта

отреагирования эмоций.

1. Ритуал приветствия

2.Рисование «Волшебная линия».

3.Создание картины с помощью линий.

4.Беседа по рисункам.

5.Игра «Нехочуха».

6 .Игра-релаксация

Ритуал завершения занятия

1

Я взаимодействую с другими (8ч.)

Я и другие

  • формирование осознанного восприятия эмоций, умения понимать эмоциональное состояние другого человека;
  • развитие коммуникативных навыков

1. Ритуал приветствия

2. Игра «Зеркало»

3.Игра «Найди друга»

4.Упр. «Волшебный сундук»

5.Ритуал завершения занятия

1

Добрые слова

  • преодоление барьеров общения;
  • снятие напряжения, стабилизация психических процессов;
  • развитие способности самостоятельно принимать решения

1. Ритуал приветствия

2.Упр. « Поприветствуй друга»

3.Упр. «Похвали меня»

4.Чтение «Рассказа о добре», беседа по рассказу

5.Ритуал завершения занятия

1

Проигрывание ситуации. Учимся ссориться и мириться

  • преодоление барьеров общения;
  • снятие напряжения, стабилизация психических процессов

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Путаница»

3.Упр. «Ссора»

4.Ритуал завершения занятия

1

Что такое дружба?

развивать представление детей о дружбе;

- развивать умение сотрудничать;

- содействовать формированию доброжелательных отношений в коллективе;

1.Ритуал приветствия

2.Игра «Клубочек»

3. Малоподвижная игра «Сиамские близнецы»

4.Игра «Найди друга»

5.Игра «Рукавички»

6.Ролевое проигрывание ситуации («Волшебные средства»)

7.Ритуал завершения занятия

1

Я умею определять чувства других

Развитие        умения

распознавать чувства и настроения других людей,        развитие

языка        жестов,

мимики;        развитие

внимания, логического мышления, воображения, слуховой памяти,

умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля.

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра на развитие

внимания:«Запретное слово».

  1. Упражнение,

направленное        на

развитие жестов        и

мимики

«Разговариваем        без

слов».

4.Игра        на        развитие

воображения

«Волшебный мелок».

5.Упражнение        на

развитие        умения

контролировать        своё

тело: «Марионетка».

6.Ритуал завершения занятия

1

Общение

Развитие коммуникативных навыков

  1. Ритуал приветствия 2.Психогимнастика упражнение «Костёр».

3.Упражнение «Вигвам».

4.Игра «Следопыты».

5.Ритуал завершения занятия

1

Хорошо и плохо

Расширение опыта

позитивного взаимодействия.

Развитие        умения

соотносить свои

желания с желаниями и действиями других

1.Ритуал приветствия 2.Сценка        «Вместе и

порознь».

3.Обсуждение сценки.

4.Игра «Вежливые

слова».

5.Игра «Гамак».

6.Игра«Гусеничка»

7.Сочинение сказки.

8. Игра «Колокольчик».

9.Ритуал завершения занятия

1

Самооценка

повышение самооценки

1. Ритуал приветствия

 2. Игра «Встаньте те, кто...»

 3. Упражнение «Ладошка»

4. «Маяк»

5. Ритуал завершения занятия

1

Владею собой (6 ч.)

Могу найти решение

сформировать умения находить альтернативные решения эмоциогенных ситуаций

1. Ритуал приветствия

2. Сказка «Я не могу этого вынести!»

3. Обсуждение проблемной ситуации

4. Сказка «Я не могу этого вынести!»

5. Ритуал завершения занятия

1

Переживаю

сформировать умения переживать эмоциональные состояния без их подавления

1. Ритуал приветствия

2. Сказка «Мне плохо!»

3. Обсуждение проблемной ситуации

4. Сказка «Мне плохо!»

5. Упражнение «Мусорное ведро» 6. Ритуал завершения занятия

1

Расслабляюсь

Развитие        умения

  • расслабляться, формирование чувства уверенности в себе

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Мудрец».

3.Упр.        «Что

изменилось?»

4.Упр. «Подари цветок».

5.Упр. «Дорисуй».

6.Упр.

«Благодарность        без

слов».

7.Ритуал завершения занятия

1

Снимаю напряжение

 Развитие умения снимать

психоэмоциональное напряжение

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Голова, пол, потолок».

3.Психогимнастика упражнение:

«Достанем яблоко».

4. Упр."Кто старше?"        «Кто

5. Упр. «Яблоко».

6. Упр. «В мире животных».

7. Ритуал завершения занятия

1

Несу ответственность

формировать ответственность за свое поведение и умения представить последствия поступка

1. Ритуал приветствия

2. Игра «Колечко» 3. Сказка «Памси выбирает»

4. Обсуждение сказки

5. Ритуал завершения занятия

1

Проигрывание ситуаций

Итоговое занятие «Вместе весело шагать»

Закрепление умения:

  • адекватно выражать свои эмоции;
  • понимать эмоциональное состояние другого человека:
  • управлять своим поведением во время негативного эмоционального состояния

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Азбука эмоций»

3.Упр. «Избавляюсь от злости»

4.Ритуал завершения занятия

1


Список используемой литературы

1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе / Е. А. Алябьева ; - Москва : Сфера, 2005. - 88 с.

2. . Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009

3.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева ; - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 248 с.

4.  Слободяник, Н. П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей программе формирования эмоциональной стабильности / Н. П.

Слободяник ; - Москва : АРКТИ, 2019. - 32с.

5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему «Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.:уроки психологии в школе. / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001. - 208 с

6.Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова ; - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.



Предварительный просмотр:

Актуальность.

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  

Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, нарушается эмоционально - волевая сфера.

        У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях,  у детей с ОВЗ,  возможны более серьезные нарушения, отклонения.

        У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и  истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.

        Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.

        Анализ нарушений у подростков с ОВЗ подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

        В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.

         Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы  подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы» для обучающихся 5-9  классов с ОВЗ, составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся  на основе авторских программ  "Тропинка к своему Я»" Хухлаевой О.В., "Я -подросток"А.В. Микляева.

        Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Данная программа ориентирована на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам среднего школьного возраста.        
         Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Программа рассчитана на 34 часов(5-7 класс); 46 часов (8-9 класс).

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

Рабочая программа коррекционных занятий  «Формирование коммуникативного поведения» является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);

Конституция Российской Федерации;

Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;

Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.

Цель и задачи программы.

Цель программы: коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.
Задачи:

  • снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
  • коррекция настроения и негативных черт характера;
  • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию.

Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:

Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.

Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Формы реализации программы:

  •  этюды;
  • упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
  • игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
  • дидактические и развивающие игры;
  • чтение художественных произведений;
  • беседы;
  • рассказы взрослого и рассказы детей;
  • свободное и тематическое рисование;
  • релаксация.

Планируемые  результаты освоения предмета:

  • восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
  • коррекция несформированных психических функций;
  • развитие самостоятельности и самоорганизации.

Воспитанники должны знать:

  • об адекватных представлениях  собственных возможностях,        о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение         социально- бытовыми        умениями, используемыми        в повседневной жизни допускать         возможность существования различных точек зрения

Воспитанники должны уметь:

  • владеть        навыками коммуникации и принятыми нормами        социального

взаимодействия;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками        в        разных социальных ситуациях;

адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • контролировать   свои действия и  партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Формы организации учебного процесса

В учебном плане для 5-7 класса предусмотрены занятия - 1 час в неделю. На занятие отводится 20 минут. В год 34 часа. Для 8-9 класса-2 часа в  неделю. В год 46 часов

Критерии оценки умений и навыков обучающихся.

  • повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с программой коррекционно-развивающих занятий;
  • развитие личности обучающегося;
  • повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
  • социализация и повышение жизненной компетенции.

Тематическое планирование 5-7  класс

Раздел

№ занятия

Тема

Цель занятия

Кол-во часов

Самопознание «Какой «Я»?

Мой внутренний мир

 Кто Я? Какой Я?

обследование эмоционально-волевой сферы;

определение принципов работы на занятиях;
повышение самооценки.

1

Познай самого себя и других

определение достоинств и недостатков своих и других людей; понимание причин их поступков;

закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека;

развитие интереса к себе.

1

Моя самооценка

создание условий для самоанализа собственных достоинств и недостатков;

повышение уровня самопринятия;

формирование уверенности в себе.

1

Мои способности

осознание детьми своих особенностей.

1

Мой характер

развитие способности к самоанализу и рефлексии; развитие системы самосознания и самооценки; формирование адекватного отношения к себе и другим;

формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе.

1

Мир эмоций. «Я и эмоции»

Мое настроение

 

развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния;

повышение самооценки;

развитие творческой активности учащихся.

1

Мир моих эмоций и чувств

развитие стрессоустойчивости; рефлексивных особенностей; снятие напряжения; развитие эмпатии.

Эмоции – внутренние друзья и враги

знакомство учащихся с эмоциями; обучение умению определять эмоциональное состояние других людей; тренировка умения владеть своими эмоциями.

1

 Мой внутренний мир

установление атмосферы принятия и безопасности; обучение способам регуляции эмоциональных состояний. развитие воображения, снятие напряжения.

Радость.
Удовольствие.
Интерес.
Счастье.

определение понятия положительных эмоций;

способствование адекватному самовыражению; рефлексии эмоциональных состояний.

1

Грусть.
Обида.

Гнев.

определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний;

развитие способности отличать отрицательные эмоции от положительных.

1

Страх. Он помогает или мешает?

 

 

 

определение понятий «страх», «тревога», «одиночество»;

помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека.

1

Как управлять эмоциями?

осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения;

обучение самоконтролю и закрепление этих навыков;

Обучение навыкам релаксации.

1

Конкурс чувствоведов

формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей;

развитие взаимопонимания;

повышение самооценки.

1

Позитивное общение «Мой язык общения»

Я и мир вокруг меня

 

 

развитие чувства принадлежности к группе; формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства.

1

Общение в жизни человека

определение первоначального представления о значении общения в жизни человека; формирование представлений о различных средствах общения;

развитие социально-коммуникативных навыков .

1

Я глазами других

формирование способности к самоанализу;

способствование возникновению желания самосовершенствоваться;
развитие способности принимать друг друга.

1

Мои поведенческие реакции

коррекция поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии; отработка конструктивных форм поведения.

Почему люди ссорятся?

Споры и ссоры

знакомство учащихся с понятием «конфликт»;

выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

1

Предотвращение конфликтов

знакомство с вербальными барьерами общения;

обучение альтернативным вариантам поведения;

обучение анализу различных состояний.

1

Учимся слушать друг друга

помощь в осознании собственного «Я»;

формирование  понимания необходимости жить в согласии с собой и другими;

формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия.

1

Уверенное и неуверенное поведение

знакомство с понятием о сильной личности;

выработка навыки уверенного поведения;

формирование негативного отношения к агрессии.

1

Нужна ли агрессия?

познакомить учащихся с признаками агрессивного поведения;

определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

1

Регуляция эмоционального состояния.

обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоциональных состояний; формирование адекватной самооценки, позитивное отношение к себе и к своим возможностям; формирование навыка произвольного контроля.

Путешествие на остров дружбы

обучение способам выражения собственных эмоций и чтение их у окружающих; расширение знаний об эмоциях человека.

Узнай меня лучше

развитие навыков эффективного общения; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков.

Я и мои друзья
Правила дружбы

развитие коммуникативных навыков;

помощь в осознании качеств настоящего друга; повышение самооценки.

1

Мы – дружный класс

развитие чувства эмпатии; развитие навыков координации совместных действий.

1

Дружба девочек и мальчиков

 

 

 

формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу;

определение – что такое дружба девочек и мальчиков.

1

Я и  моя школа

 

помощь детям в осознании особенностей позиции ученика; развитие умения высказывать свое мнение; повышение самооценки; развитие навыков общения

1

Я и моя семья

 

оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок»

1

Мое настоящее и будущее

определение интересов детей;

отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению  цели;

актуализация личностных ресурсов.

1

Будь собой, но в лучшем виде

активизация процесса самопознания;

закрепление благоприятного отношения к себе.

1

Итоговое занятие «Всем спасибо»

подведение итогов;

закрепление полученных навыков; развитие эмпатии, рефлексии.

1

Тематическое планирование 8-9 класс

Раздел

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Чувства бывают разные.

обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.

1

Стыдно ли бояться?

развитие эмоциональной сферы, рефлексии эмоциональных состояний, способности к адекватному самовыражению чувств и эмоций

1

Мои чувства.

осознание собственных чувств в различных ситуациях взаимодействия; способствовать пониманию их проявления в поведении.

1

Чувства вокруг

расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.

1

Имею ли я право сердиться и обижаться?

подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Зачем человеку нужна уверенность в себе?

помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека;

формировать способность концентрации сил и внимания для достижения уверенности в себе;

развитие навыков уверенного поведения.

1

Источники уверенности в себе.

развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку

1

Источники уверенности в себе (продолжение)

развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку

1

Какого человека мы называем неуверенным в себе?

развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения.

1

Какого человека мы называем неуверенным в себе? (продолжение)

развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения.

1

Я становлюсь увереннее.

помочь социализации и развитию личности воспитанника.

1

Уверенность и самоуважение.

укрепить позитивную самооценку учащихся;

помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки;

обучить методикам формирования позитивной самооценки;

продемонстрировать

негативное влияние употребления психоактивных
веществ на правильную и позитивную самооценку.

1

Уверенность и самоуважение (продолжение).

укрепить позитивную самооценку учащихся;

помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки; обучить методикам формирования позитивной самооценки;

продемонстрировать негативное влияние употребления психоактивных
веществ на правильную и позитивную самооценку.

1

Уверенность и уважение к другим.

предоставить подросткам ценностный

образец (определённое утверждение, так называемый

постулат, на основе которого учащиеся будут оценивать собственные действия и  действия других людей, ? узнать понятия "самоуважение"и "уважение к другим";

а  в дальнейшем регулировать собственную деятельность) неразрывной связи уважения к себе и уважения к другим людям.

1

Уверенность и уважение к другим (продолжение).

понять взаимосвязь уважения к  себе и  уважения к  другим.

1

Уверенность в себе и милосердие.

обогащение представлений об отношениях между людьми

1

Уверенность в себе и непокорность.

сформировать адекватное понимание  уверенности в себе и непокорности и непослушания, уметь распознавать эти понятия, уметь их корректировать.

1

Уверенность в себе.

формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов;

формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности;

формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

1

Эмоциональная сфера человека

Эмоциональный интеллект

мотивировать детей на развитие своего эмоционального интеллекта

1

Эмоциональный интеллект(продолжение)

раскрыть с учащимися  понятие «эмоциональный интеллект»;

подвести учащихся к пониманию того, почему необходимо научиться управлять своими эмоциями;

развитие эмоциональной сферы ребенка.

1

Закон «прорыва плотины»

обучить не сдерживать свои эмоции, правильному выражению своих эмоций

1

Закон «прорыва плотины»(продолжение)

обучить не сдерживать свои эмоции, правильному выражению своих эмоций

1

Закон скрытности

учить выслушивать другую точку зрения и выбирать правильную точку зрения

1

Закон обратного эффекта

помочь ребенку справиться с негативными чувствами.

1

Передача чувств «по наследству».

передавать свои эмоции и чувства , используя примеры из жизни

1

Психическое состояние- Напряжение

снятие психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции в моменты жизненных трудностей. 

1

Приемы внешней регуляции состояния

знакомство с основными психологическими способами снятия нервно-психического напряжения в различных жизненных ситуациях, формирование навыков саморегуляции.

1

Приемы внутренней регуляции состояния

дать подросткам психологическую информацию о навыках и приемах самопомощи.

1

Приемы внутренней регуляции состояния

расширить представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них.

1

Приемы саморегуляции

развитие процессов саморегуляции деятельности и поведения, умение владеть собой и организовывать собственную деятельность

1

Приемы саморегуляции

развитие процессов саморегуляции деятельности и поведения, умение владеть собой и организовывать собственную деятельность

1

Настроение.

развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.

1

Настроение и активность человека.

выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние.

1

Стресс.

формирование навыков преодоления стрессовых состояний здоровыми способами.

1

Стресс и стрессоустойчивость

объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития;

познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса; помочь овладеть навыками их применения.

1

Я контролирую свой гнев

снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения,

- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;

- развитие коммуникативной культуры поведения подростков и формирования навыков саморегуляции.

1

Как противостоять агрессии?

расширение у подростков знаний о проблеме агрессивного поведения;

обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;

обучение способам конструктивного выражения эмоций;формирование у обучающихся навыков самоконтроля.

1

Жизнь без агрессии

предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;

развитие коммуникативной культуры поведения подростков и формирования навыков саморегуляции.

1

Агрессия под контролем

предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;

формирование чувства эмпатии, умение оценивать

ситуацию окружающих;

обучение «ненаправленным» способам преодоления собственных отрицательных

эмоций, состояний и приёмам регуляций психического равновесия.

1

Берем агрессию под контроль

расширение у подростков знаний о проблеме агрессивного поведения; обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;обучение способам конструктивного выражения эмоций; формирование у обучающихся навыков самоконтроля

1

Мотивационная сфера личности

Мотив и его функции.

  1. повышение ответственности подростков за собственное поведение;развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.
  2. ;развитие личностных качеств: самооценки, уверенности и в своих возможностях, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим.

1

«Борьба мотивов»

  • снижение уровня тревожности и агрессивности подростков ;
  • развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции и самоанализу.

1

Привычки, интересы, мечты.

расширение знаний подростков о  себе; формирование адекватной самооценки.

1

Привычки, интересы, мечты

расширение знаний подростков о себе; формирование адекватной самооценки.

1

Мотивация помощи и альтруистического поведения.

способствовать осознанию подростками своей мотивации; развитие способности помогать другим.

1

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление  изученных тем

1


Учебно-методическое обеспечение:

1.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. - Волгоград: Учитель. 2013.- 100с.

2.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 240с.

  1. Рогов Е.И. Психология человека. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320с.
  1. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2006. -72с.
  1. Силина О.И. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. Школьный психолог № 15, 2008.стр.16-47.


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»

Название курса

Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников

класс

1-4 класс

УМК

  • Компьютер
  • МФУ
  • Музыкальный центр
  • Кресло - подушка музыкальная
  • Мягкие модули
  • Воздушно- пузырьковая колба
  • Панель «Огненное колесо»
  • Вибротактильная доска  с усилителем, сабвуфером, колонками
  • Зеркальное панно с фиброоптическими нитями «Разноцветный дождь»
  • Лампа-лава
  • Стол для песочной анимации
  • Качели скорлупа
  • Тактильная змейка с песком
  • Лабиринт в форме змеи
  • Световое мерцающее полотно «Звездное небо»
  • Проектор направленного света
  • Акриловое  зеркало
  • Стол письменный
  • Светооптическая  тактильная панель
  • Панель цветные фигуры
  • Интерактивное панно «Бесконечность»
  • Стол ученический
  • Тумбочки
  • Тактильная панель № 3 «Декоративные элементы»
  • Набор психолога «Петра»
  • Тактильно-развивающий комплекс «Улитка»

Цель курса

Предметные: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи курса

Задачи:

  • Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
  • Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  • Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.

Структура курса

  • Я познаю себя ( 6ч.)
  • Эмоции в нашей жизни (14ч.)
  • Я взаимодействую с другими (8ч.)
  • Владею собой (6 ч.)



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников»

Название курса

Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников

класс

5-7 класс

УМК

  • Компьютер
  • МФУ
  • Музыкальный центр
  • Кресло - подушка музыкальная
  • Мягкие модули
  • Воздушно- пузырьковая колба
  • Панель «Огненное колесо»
  • Вибротактильная доска  с усилителем, сабвуфером, колонками
  • Зеркальное панно с фиброоптическими нитями «Разноцветный дождь»
  • Лампа-лава
  • Стол для песочной анимации
  • Качели скорлупа
  • Тактильная змейка с песком
  • Лабиринт в форме змеи
  • Световое мерцающее полотно «Звездное небо»
  • Проектор направленного света
  • Акриловое  зеркало
  • Стол письменный
  • Светооптическая  тактильная панель
  • Панель цветные фигуры
  • Интерактивное панно «Бесконечность»
  • Стол ученический
  • Тумбочки
  • Тактильная панель № 3 «Декоративные элементы»
  • Набор психолога «Петра»
  • Тактильно-развивающий комплекс «Улитка»

Цель курса

Предметные: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи курса

Задачи:

  • Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
  • Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  • Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.

Структура курса

  • Самопознание «Какой «Я»?
  • Мир эмоций. «Я и эмоции»
  • Позитивное общение «Мой язык общения»



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников»

Название курса

Развитие эмоционально-волевой сферы старших школьников

класс

8-9 класс

УМК

  • Компьютер
  • МФУ
  • Музыкальный центр
  • Кресло - подушка музыкальная
  • Мягкие модули
  • Воздушно- пузырьковая колба
  • Панель «Огненное колесо»
  • Вибротактильная доска  с усилителем, сабвуфером, колонками
  • Зеркальное панно с фиброоптическими нитями «Разноцветный дождь»
  • Лампа-лава
  • Стол для песочной анимации
  • Качели скорлупа
  • Тактильная змейка с песком
  • Лабиринт в форме змеи
  • Световое мерцающее полотно «Звездное небо»
  • Проектор направленного света
  • Акриловое  зеркало
  • Стол письменный
  • Светооптическая  тактильная панель
  • Панель цветные фигуры
  • Интерактивное панно «Бесконечность»
  • Стол ученический
  • Тумбочки
  • Тактильная панель № 3 «Декоративные элементы»
  • Набор психолога «Петра»
  • Тактильно-развивающий комплекс «Улитка»

Цель курса

Предметные: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи курса

Задачи:

  • Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
  • Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  • Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.

Структура курса

  • Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
  • Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
  • Эмоциональная сфера человека
  • Мотивационная сфера личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Развитие эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"

           Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...

Программа развития эмоционально - волевой и коммуникативной сферы в сенсорной комнате у детей младшего школьного возраста «В волшебном мире»

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков для детей с ОВЗ в ГКП «Круг»

С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных...

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫУ ДЕТЕЙ   С   ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...