«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»
материал на тему

Лукичёва Марина Анатольевна

 

Доклад

на педагогическом совете

по теме:

«Развитие личности младшего школьника

в процессе профориентационной работы

и трудового воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukichyova_m.a._-_doklad_-_pedsovet.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА»

Доклад

на педагогическом совете

по теме:

«Развитие личности младшего школьника

в процессе профориентационной работы

и трудового воспитания»

                                                     Воспитатель: Лукичёва Марина Анатольевна

г. Подольск – 2014

«Развитие личности младшего школьника в процессе

профориентационной работы и трудового воспитания»

Цель: выявление особенностей использования методов и приёмов профориентационной работы  в нравственном воспитании младших школьников

Гипотеза: если использовать в работе систематизорованную, комплексную, организованную систему профориентац. работы, то будет происходить благоприятное, гармоничное развитие личности младшего школьника.

План:

I. Вступление

II. Работа по профессиональной ориентации младших школьников

III. Трудовое воспитание младших школьников

IV. Развитие личности младшего школьника

V. Заключение

I.Вступление

     «Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким» (Аристотель).

     Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб.

     Ведущей целью в деятельности педагога является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Необходимо вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание нравственного сознания.  В результате это определит уровень развития личности младшего школьника.  В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

     Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации.

    Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях.

     Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с педагогом, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно - полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека.

     Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к  работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: «Кто я? чего я хочу? что я могу?»  -  окажет психодиагностика.    

      Главные принципы этой области знаний:

     1. Всеобщая талантливость.  Без таланта людей нет, а есть занятые не своим делом.

     2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получиться лучше.

     3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

     Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

II.Работа по профориентации младших школьников

     

     Более подробно было сделано сообщение «Приёмы и методы профориентационной работы» на школьном методическом объединении, опыт работы представлен в презентации.

      Цель профориентационной работы в начальной школе: расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.

     В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

-  расширение интересов и способностей детей в учебном процессе;

-  расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей;

- развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

- выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

- побуждение школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.

     В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей,  важно расширять его представления о различных профессиях. На этой стадии создается определенная наглядная основа,  на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

     В своей работе я использую различные методы и приёмы: занятия по профориентации, тематические классные часы, встречи с родителями и педагогами, конкурсы-выставки детских работ, выполнение творческих заданий, экскурсии на производство.

III.Трудовое воспитание младших школьников

    Задачами воспитания трудовой активности в начальной школе является  формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда.

     Воспитание у младших школьников трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание ( способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей).

      Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.

       В трудах К.Д. Ушинского и А.С.Макаренко говорится о выработке у ребёнка любви к труду.  А.С. Макаренко говорил: «Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры».

     В.А. Сухомлинский  говорил о том, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы  и товарищества, развивает  пытливость и  любознательность,  рождает  волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающий  мир, пробуждает  первое гражданское  чувство  – чувство  созидателя  материальных  благ, без которых невозможна жизнь человека.

     Трудовое воспитание младших школьников формирует самостоятельность, инициативность, готовность творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в труде.

     Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.

     К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

–знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;

– привитие элементарных трудовых навыков;

– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

     В начальной школе продолжается работа по ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата детском саду. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям.

     Составным элементом трудового воспитания в начальной школе является формирование  уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Младшие школьники должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям.  

     Примером работы по формированию уважительного отношения к труду окружающих людей может служить «Путешествие по Молочной стране», совершённое ребятами. Дети обсуждали труд людей, его значение в жизни общества. На Олимпийском уроке мы говорили об огромной работе, совершённой людьми разных специальностей в подготовке и проведении Олимпийских игр.                

     Для развития трудовой активности можно использовать экскурсии. Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

     Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей младшего школьного возраста важно увидеть, как производится та или иная продукция, иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства.

     Мы совершили экскурсии на кондитерскую фабрику «Богатырь», на хлебокомбинат «Московский пекарь», в агрохолдинг «Московский», в образовательный центр «Этномир».

     В ходе заключительных бесед задавались вопросы, которые бы заставляли детей вспоминать те ощущения, запахи и впечатления, которые они испытали на экскурсии. Это способствует не только развитию образной памяти у детей младшего школьного возраста, но и формирует положительную направленность к труду.

    Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая в начальной школе реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, выполнение творческих работ  увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов.

IV.Развитие личности младших школьников

     Всестороннее развитие личности – одна из задач  профориентационной работы в школе. Задача воспитателей – воспитать детей так, чтобы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не калеча, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом, а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.

« Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

Посеешь привычку – пожнёшь характер,

Посеешь характер – пожнёшь судьбу»

(Восточная пословица)

     Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку,  который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

     Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

     Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

     Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

     Большое значение имеют методы примера,  когда дети имеют возможность увидеть, убедиться, обратить внимание на кого-нибудь, увидеть что-нибудь, ознакомиться,  удостовериться (иллюстрации, описания, показы, просмотры).

     Только собственным примером и отношением к труду можно воспитывать детей. Беседы на темы:  «Труд человека кормит, а лень портит», «Учусь всё делать сам», «Помогаю своим трудом дома и в школе», «Организованность в труде».         

     Права народная мудрость, говорящая о том, что:

1. Дурные примеры заразительны.

2. Пример лучше правила.

3. Добрый пример лучше ста слов.

4. Пример героев зовёт на подвиг.

5. Ничто не убеждает людей лучше примера.

6. Дан пример, по нему и работай.

7. Хороший пример подражания достоин.

8. Дурные примеры дают дурные плоды.

    Ни лекции, ни беседы не принесут ощутимой пользы учащимся, если они не будут участвовать одновременно в интересной и общественно значимой деятельности.

     «Младший школьник в своём стремлении стать взрослым, берёт в качестве образца для подражания пример старших уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребёнка ещё весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребёнок копирует образ поведения уважаемого человека…»

      К.Д.Ушинский  писал, что в воспитании нельзя ограничиваться тем, что ребёнок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность. В качестве  примера для младших школьников могут выступать старшие братья и сёстры в семье, отец и мать, дедушка и бабушка, любимый учитель… Большой притягательной силой обладают образцы героев, людей труда… Важное условие повышения воспитательной силы личного примера взрослых – единство слова и дела… (встречи - беседы с родителями, участие родителей в школьных мероприятиях).

      Необходимо учащимся знать, что когда придёте в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:

     1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

     2. Важно понимать другого человека.

     3. Нужно научиться искренне ценить людей.

     4. Нужно быть внимательным к людям.

      5. Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения.

    Анализ вышесказанного показывает, что содержание воспитания нравственной культуры должно включать в себя вовлечение младших школьников в работу по профориентации и в трудовую деятельность.

V. Заключение

     Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни.

     Итак, работа по профориентации и трудовому воспитанию необходима для развития личности младшего школьника, формирования нравственных качеств личности. Это необходимо, чтобы школьники правильно определили своё место в жизни, уважали людей, ценили всё то, что сделано руками людей и сами были созидателями, находили удовлетворение от собственной деятельности.

      Для развития ребёнка необходим постоянный труд. Человека и страну спасёт только дело. «Душа обязана трудиться и день и ночь …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"

Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Методика воспитания и развития личности младшего школьника

        Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании...

Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника

Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника...

Роль эколого - биологической направленности образовательного процесса в развитии личности младшего школьника

В истории нашей планеты непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли.С появлением могущественного фактора – человеческого разума &ndash...

Конспект лекций "Развитие личности младшего школьника"

Оглавление:1. Развитие личности_ - 3 -2. Эмоциональная и мотивационная сфера_ - 4 -2.1. Общая характеристика эмоциональной сферы_ - 4 -2.2. Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявле...