«Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности»
статья

Хабарова Агафия Петровна

Развитие речи детей  одна из главных задач начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. Таким образом, развитие координаций движений мелкой моторики способствует эффективной коррекции речевых недостатков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности» 

Развитие речи детей — одна из главных задач начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность данной темы заключается в том, что у младшего школьника с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Как известно развитие координаций движений мелкой моторики способствует эффективной коррекции речевых недостатков.

Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение «трудных» звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики — тем лучше малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, мы  вносим  большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит ускоренное и  правильное становление речи.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга;

Таким образом, на внеурочных занятиях «Развитие речи», «Произношение», «Логопедия» мною выбран проект на данную тему: «Пальчиковые упражнения – как средство развития речи и мышления у младших школьников с ТНР во внеурочной деятельности» 

 Составлена программа на 5 лет, с усложнением по годам обучения.

Исходя, из этого определена цель: «Коррекция нарушений речи через развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ТНР».

Задачи:

  1. Выбрать комплекс упражнений для развития мелкой моторики, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
  2. Апробировать якутские национальные настольные игры как один из элементов коррекционной работы.
  3. Развитие коммуникативных навыков: монолог, диалог
  4. Совершенствование основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
  5. Повысить компетентность родителей в оказании помощи своим детям с ТНР (консультации, присутствие на внеурочных занятиях)

Ожидаемые результаты:

  1. Кисти рук приобретут подвижность гибкость, исчезнет скованность движений.
  2. Обогатится словарный запас слов и грамматический строй речи.
  3. Коррекция произношения звуков.
  4. Улучшится память и внимание.
  5. Родители станут главными помощниками учителя.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.  

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

А известный  русский и советский учёный, физиолог Павлов Иван Петрович считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» .

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их делят на следующие группы: 1.  Игры-манипуляции.

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга").

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

6. Театр в руке.

Я в своей работе системно использую разнообразные, комбинированные формы, упражнения, направленные как на развитие общих движений кистей, так и на развитие мелких движений пальцев рук, которые способствуют детям формировать правильную речь. Также активно использую на занятиях ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии) для зрительного, слухового восприятия и повторения упражнений, стишков.  Дети с интересом включаются в работе при зрительном и слуховом восприятии. На занятиях по развитию речи, произношения, логопедии и логоритмики использую:

  1. Игры-манипуляции

В основном использую игры и  упражнения Бардышева Т. Ю.  «Вышли пальчики гулять»,  «Привет ладошки». Например:

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/412/103412094_4979214_Zsas79yH8NI.jpg

Жили-были зайчики 
        На лесной опушке.
        Жили-были зайчики 
       В беленькой избушке. 
       Мыли свои ушки, 
       Мыли свои лапочки, 
       Наряжались зайчики, 

Надевали тапочки.  [1]

  1. Сюжетно-пальчиковые упражнения

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья и. т.д. Например: Цветы растут

1774693_html_2fe776f9.gif

Высокие,  красивые

Цветы у нас растут.

А корни под землею

Для них водичку  пьют

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария.

 Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Повторяем 8-10 раз.

Например:

  1. «Зеркальное рисование»
  2. «Кулак – ребро – ладонь»
  3. Упражнение "Ухо — нос"
  4. «Колено-локоть7»
  5. «ленивые восьмерки для письма [7]

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

Например: 1. Пальчиковая гимнастика с карандашом [4]

     

       Массаж карандашами_03

   «Вертолёт»

       Массаж карандашами_03_04

«Подъёмный кран»

      Массаж карандашами_01_02

     «Волчок»

    Массаж карандашами_01

      «Галочка»

2. Пальчиковая гимнастика с шариком «Су–Джок»

Например: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его? [3;6;]

А также, ввела во внеурочных занятиях якутские настольные   национальные игры «Тырыынка», «Хабылык», «Хаамыска», которые также развивают не только мелкую моторику, но и общую координацию движений, ловкость, смекалку и счет.

  1. Игра «Тырыынка»

Участник, держа «Тырыынка» вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек-тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных «Тырыынка». [5]

  1. Игра «Хабылык»

Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает «Хабылык» вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один «Хабылык». Побеждает тот, кто набрал больше палочек. [5]

  1. Игра «Хаамыска» («Камушки»)

Игра пятью «Хаамыска» состоит из шести этапов.

 До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает «Хаамыска» на столе перед собой и берет одну из них.

1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной «Хаамыска» и поймать подброшенную.

2 этап: Подбрасывая вверх одну «Хаамыска», участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную.

3 этап: Подбрасывая вверх одну «Хаамыска»., участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот.

4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.

5 этап: Игрок бросает на стол все «Хаамыска». Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной.

6 этап: Все «Хаамыска» участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.[5]

Данные пальчиковые упражнения мы применили в течении 3 лет и получили следующие результаты:

  1. Улучшилось произношение звуков.
  2. Улучшилась память и внимание у обучающихся.
  3. Улучшилось качество обучения. По итогам 1 четверти за 2019-20 уч. года успеваемость 100%, качество – 58, 3%, а по итогам 2 четверти успеваемость 100%, качество – 61, 5 %. Улучшилось качество на 3,2%
  4. Заметно улучшился почерк у детей.
  5. Обогатился словарный запас слов.
  6. Дети активно стали использовать диалогическую и монологическую речь в повседневной жизни.  
  7. С удовольствием пересказывают прочитанный рассказ или сказку. Читают: выше нормы – 10 (83,3%), норма – 1 (8,3%), ниже нормы – 1 (8,3%) Пересказывают - 10 (83,3%), не понимают прочитанного – 2 (16,6%)
  8. Вывод в массовую школу – 50%, переведены по другим программам ФГОС ОВЗ – 8%, продолжают обучение - 42%

Использованная литература:

  1. Бардышева Т. Ю.  «Вышли пальчики гулять»
  2. Бардышева Т. Ю.  «Привет ладошки»
  3. М. В. Еромыгина «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика»
  4. Пятница Т.В., Т.В. Солоухина-Башинская «Справочник дошкольного логопеда» из.2-е.- Ростов н/Дону: Феникс, 2011.- 479 с.
  5. Саха торут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха, Федоров А.С., г. Якутск, Бичик, 2011г. -96с.
  6. https://mersibo.ru/пальчиковаягимнастика
  7. https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2015/06/04/kineziologiya-gimnastika-dlya-mozga


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...

ИГРА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В  статье  рассматриваются  предпосылки к применению игровых  технологий  и  особенности их использования в  обучении  школьников. Также  указывается...

Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках информатики и внеурочной деятельности...

Доклад"Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."

Доклад "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."...