Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
методическая разработка по теме

Нимаева Баира Намсараевна

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.

Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Воспитателем в детском саду я работаю пятый год. Но с такими маленькими детьми работаю второй год. В первые дни мне было очень страшно, в голову приходили разные вопросы: как с ними обращаться, как утешить плачущего ребёнка, чем с ними заниматься, чтобы придумать такое интересное, чтобы они тебя слушали, ведь они в первый раз пришли в детский сад, а до этого с ними была только мама и самые близкие родственники.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - заключал Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения - все ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. 

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

 

Вот несколько самых популярных пальчиковых игр, которые сразу же поднимут настроение ваших малышей:

           «Прятки»

Наши пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так, вот так

Вот так, вот так -

Так головки все убрали.

Поиграть всеми пальчиками сразу, а потом сгибать поочередно пальчики, начиная с большого, сначала одной руки, потом другой.

 

            «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

 Этот пальчик - папочка, 

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Начиная с больших пальцев попарно соединять пальчики, прикасаясь подушечками по очереди, на последней строчке скрести пальцы, изображая замок.

 

            «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём.

 

1 - движения прямыми кистями вверх-вниз

2 - пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя

3 - имитировать посыпание солью из щепотки

4 - сжимать и разжимать пальцы.

        «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе

Мальчики и девочки.

Мы с тобой подружим

Наши пальчики.

1-  одновременно соприкасаться подушечками всех пальчиков попарно

2-  поиграть пальчиками

3-  потом скрестить

4-  снова поиграть.

            «Обезьянки»

Обезьянки вышли погулять,      

Обезьянки стали танцевать,            

Но одна из них ушла домой поспать,    

Потому что надоело танцевать.

1 - выполняем движение «фонарики»

2 – сжимаем и разжимаем кулачки

3 – складываем ладони, кладем под щеку

4 – выполняем стряхивающие движения руками.

Играйте с детьми дома, на улице, используя разные пальчиковые игры. Желаю Вам успехов!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.

Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Воспитателем в детском саду я работаю четвёртый год. Но с такими маленькими детьми приходится работать впервые. В первые дни мне было очень страшно, в голову приходили разные вопросы: как с ними обращаться, как утешить плачущего ребёнка, чем с ними заниматься, чтобы придумать такое интересное, чтобы они тебя слушали, ведь они в первый раз пришли в детский сад, а до этого с ними была только мама и самые близкие родственники.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - заключал Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка.

           Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения - все ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.  

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Вот несколько самых популярных пальчиковых игр, которые сразу же поднимут настроение ваших малышей:

           «Прятки»

Наши пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так, вот так

Вот так, вот так -

Так головки все убрали.

Поиграть всеми пальчиками сразу, а потом сгибать поочередно пальчики, начиная с большого, сначала одной руки, потом другой.

            «Моя семья» 

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

 Этот пальчик - папочка, 

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Начиная с больших пальцев попарно соединять пальчики, прикасаясь подушечками по очереди, на последней строчке скрести пальцы, изображая замок.

            «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём.

1 - движения прямыми кистями вверх-вниз

2 - пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя

3 - имитировать посыпание солью из щепотки

4 - сжимать и разжимать пальцы.

        «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе

Мальчики и девочки.

Мы с тобой подружим

Наши пальчики.

  1. одновременно соприкасаться подушечками всех пальчиков попарно
  2. поиграть пальчиками
  3. потом скрестить
  4. снова поиграть.

            «Обезьянки»

Обезьянки вышли погулять,      

Обезьянки стали танцевать,            

Но одна из них ушла домой поспать,    

Потому что надоело танцевать.

1 - выполняем движение «фонарики»

2 – сжимаем и разжимаем кулачки

3 – складываем ладони, кладем под щеку

4 – выполняем стряхивающие движения руками.

         Играйте с детьми дома, на улице, используя разные пальчиковые игры.

Желаю Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании по...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...