Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»
материал на тему

Трофименко Ирина Владимировна

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании показал, что у детей очень плохо развита речь, а это влияет на дальнейшее развитие ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного и младшего школьного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка, способствуют развитию творческого воображения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._opyt.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества ст. Советской

Муниципальное образование  Новокубанский район

 Тема:

«Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Автор опыта:

                    Трофименко Ирина Владимировна,        

педагог МБУДО  ДДТ

 станицы Советской

станица Советская

2017г.

Структура описания педагогического опыта

1. Литературный обзор  состояния вопроса._______________________3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике._________________ 7

1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта._____10

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.____________________________________________11

 3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте._____________________________________________12

3.2. Актуальность педагогического опыта.____________________________15

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте________________16

3.4. Результативность педагогического опыта._________________________17

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта._18

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта___________19

3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.___________________________________________________________19

                 4. Выводы.__________________________________________________22

        5. Список используемой литературы____________________________22

1. Литературный обзор состояния вопроса

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом. Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги - психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Это самое благодарное времяпрепровождение.

Как играть с ребёнком, чтобы эта деятельность приносила не только удовольствие, но и пользу? В наше время стоит уделить большое внимание «пальчиковым» играм. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением – то назвать сложно! Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель же сказал: «Рука – это инструмент всех инструментов». «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» написал о потребностях маленького ребёнка: «…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит,   с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание.

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка, развивают творческие способности и фантазию.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, открывать и закрывать коробки, отвинчивать    и завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.). Это важно при речевом развитии. Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Таким образом, чем лучше работают пальцы   и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Таким образом, чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста нужно начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов мира пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой и систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетнего возраста учили детей в «Ладушки», «Сороку - Белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать из без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

- стимуляция развития речи у детей раннего возраста

- помощь детям с задержкой в развитии речи;

- подготовка руки к письму у старших дошкольников;

- тренировка внимания, пространственного мышления;

- воспитание эмоциональной выразительности.

Почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании показал, что у детей очень плохо развита речь, а это влияет на дальнейшее развитие ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного и младшего школьного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка, способствуют развитию творческого воображения детей.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н. А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят страстно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь.

Пальчиковая гимнастика – развитие движений пальцев рук через игры и упражнения, а также инсценировку каких - либо рифмованных историй.

Физкультминутка – игра с физическим компонентом.

Игра-вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим. Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Пальчиковая игра - это система движения пальцев рук и кисти, с цель достижения поставленной педагогической задачи.

2. Психолого - педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования педагогического опыта.

По мнению учёных, младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций. Наиболее интенсивно развивающейся функцией в младшем дошкольном возрасте является речь. Речь – это не только слова произнесенные вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Ребёнок овладевает речью в общении со взрослым. С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятным слушателями. Значительно возрастает его активный словарь. Ребёнок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребёнка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У ребенка не только резко возрастает число понимаемых им слов, понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

На данный момент в объединении занимаются 8 детей. Из них 5 девочек и 3 мальчика. Основная часть группы посещает детский сад,  но некоторые ребята находятся дома с родителями. Учащиеся объединения очень активны, с интересом воспринимают новую информацию и делятся своими знаниями с ровесниками.        

Дисциплина: дети очень активны, можно сказать «непоседы». На занятиях ведут себя спокойно, усидчивы, внимательны, но всегда ждут перемены, любят физминутки и динамические паузы.        

Отношение к занятиям: дети всегда добросовестно готовятся к занятиям. Внимательно слушают педагога, выполняют домашние задания.

        Интересы: учащиеся имеют схожие интересы. Большинство слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и телепередачами.

        Мотивация трудовой деятельности: дети активно участвуют в проведении учебных занятий, подготовке и уборке своих рабочих мест.

        Характер выполнения работы: учащиеся добросовестно относятся к своей работе. В свободное от посещения дошкольного образовательного учреждения  время, дети  находят себе занятие по душе в  объединении Дома детского творчества.        

        Конфликты в объединении наблюдаются редко. Дети могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся.

        Эмоциональный климат в объединении  благоприятный. Дети открыты, терпимы к чужому мнению и критике. В целом группа  характеризуется общительностью, сплоченностью. Прошедший период показал, что коллектив  сформировался, стал сплоченным и дружным.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.

Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблеме, я выбрала наиболее эффективные формы, методы, приемы для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

На основе  изученной литературы систематизировала игры, дополнила предметно-развивающую группу  дидактическим материалом.

Одной из форм работы с детьми являются занятия с использованием пальчиковых игр построенные в игровой форме.

- Игры - занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. Игре на занятии придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.  Игра в сочетании         с художественным словом, словом с движением, имитаций, звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

Упражнения для кистей рук:

-развивают подражательную способность;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

Упражнения для пальцев условно статические - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Упражнения для пальцев динамические

-развивают точную координацию движений;

-учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

-игры с пальчиками с речевым сопровождением;

-пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

-графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

-предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

-игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, --игры с вкладышами, складывание матрёшек;

-кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

-игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

-игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Виды пальчиковых игр:

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

Пальчиковые игры со скороговорками.

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

Пальчиковый алфавит.

Пальчиковый театр.

Театр теней. (Приложение № 1)

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

-универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

-кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

-активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

-невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

-наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка- дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. 

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Свою работу по развитию речи начала с детьми старшего дошкольного возраста. У них не были сформированы навыки самообслуживаниям. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:

1. Пальчиковые игры.

2. Игры с предметами.

3. Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.

4. Развитие графической моторики.

5. Дидактические игры.

Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Использование пальчиковых игр в процессе обучения позволило мне значительно повысить уровень обученности и качество знаний.

 

2016 - 2017 уч.г.

В объединении детей

8

% успеваемости в начале учебного года

80%

% успеваемости в конце учебного года

98%

3.5. Новизна (инновационность) педагогического опыта.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию речи  детей, в подборе  методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика;  упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий  по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Задачи педагогического опыта:

- Исследование уровня развития мелкой моторики рук у детей.

- Внедрение в деятельность детей упражнения на развитие мелкой моторики рук.

- Создание условий при, котором, родители будут непассивными созерцателями итогов работы ребенка, а активными участниками и помощниками ребенка.

О том, что любой ребенок нуждается в развитии мелкой моторики, слышал, наверное, каждый родитель. Однако все ли знают, что такое эта самая мелкая моторика и как ее развивать? Какие же упражнения помогут в этой не такой уж и простой задаче.

Для начала нужно иметь точное представление о том, что же такое мелкая моторика. Под этим понятием физиологи подразумевают функционирование мелких мышц, находящихся в кистях рук. Кроме того, мелкая моторика рук – это еще и координация глаз и рук – все движения мышц выполняются под контролем зрения. Почему же так важно развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста? Все очень просто и сложно одновременно – те центры, которые отвечают и за речь, и за движение пальцев, расположены в мозгу человека очень близко друг к другу. Проще говоря, стимуляция мелкой моторики неизбежно влечет за собой развитие речевого центра. Да и про практическую сторону забывать ни в коем случае нельзя, ведь она очень необходима в повседневной жизни – застегнуть пуговицы, завязать шнурки. И это не говоря о том, что ребенку необходимо учиться рисовать, лепить из пластилина, а потом и писать. Поэтому стоит облегчить жизнь своему ребенку дошкольного возраста и заняться развитием мелкой моторики. Не стоит откладывать развитие мелкой моторики ” в дальний ящик” – это необходимо начинать как можно раньше.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском собрании я ознакомила родителей с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей с  раннего возраста.

Я предложила родителям осуществлять эту работу в нескольких направлениях:

- самомассаж и специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

- приобретение навыков самообслуживания, обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, посильно помогать членам семьи;

- формирование моторики в специально — организованной деятельности (на занятиях), с использованием настольных и подвижных игр;

- использование физкультминуток - оптимальный вариант развития мелкой моторики;

- пальчиковая гимнастика — одна из оздоровительных технологий.

Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Пальчиковая гимнастика — одна из оздоровительных технологий. Неоспоримо влияние уровня развития мелкой моторики на речевую и мыслительную деятельность ребёнка. Специальные упражнения необходимо использовать и в дошкольном образовательном учреждении, и в  школе, и в дополнительном образовании. Так как известно, что формирование кисти рук к семи годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10 -13лет. Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребёнок овладевает двигательными умениями навыками, у него развивается координация движений, совершенствуя деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. При условии систематических занятий постепенно пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребёнка начинает развиваться интенсивнее.

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил:

а) Пальчиковые игры должны использоваться систематически, ежедневно.

б) Место не имеет значение, главное – интерес ребёнка.

в) Длительность упражнения зависит от эмоционального отклика детей – не заставляйте их выполнять упражнения насильно.

Родители являются первыми помощниками. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, — а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма. Они принимали активное участие в оформлении предметно-развивающей среды учебного кабинета, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.

Актуальной формой взаимодействия с родителями определена совместная деятельность, где родители являются участниками образовательного процесса. Мною искались и внедрялись разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

 - семинар - практикум;

- тематические консультации;

- выпуск памяток, информационных листков.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем в обучении. Одним из главных условий, влияющим на качество образования является и профессионализм педагога, постоянная работа над повышением своей профессиональной компетентности.

 В этом мне помогают:

- участие в методических мероприятиях Дома детского творчества;

- самообразование.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.

4. Выводы.

Таким образом, пальчиковые игры действительно развивают речь, эмоциональные способности детей дошкольного возраста, способствует физическому развитию, формированию мелкой и крупной моторики. Комплексность заключается в интеграции обучения, игровой деятельности и физической активности. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных движений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Литература

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., «АСТ Астель»,2007

2. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте. - М. Детская психология для родителей, 2008. – 55с.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2005. – 98с.

4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. / Книга «В защиту живого слова». - М. Логос, 2006. – 241с.

8. Железнова Е. Паучок ходил по ветке…- М.: Изд-во «Карапуз», 2008.

9. Железнова Е. Тюк-тюк кулачок (2 – 4 года).- М.: Изд-во «Карапуз», 2012.

10. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.

11. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

12. Луговская Ю. Развитие мелкой моторики в быту. http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml, М., 2009.

13. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001. – 85с.

14. Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга.http://eraland.ru/progress/

15. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 2002.

16.Общая психология. // http://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html //

17. Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. – М., 2009.

Общая психология. // http://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html //.

18. Развитие моторики у детей // http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml.

19. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

20. В.А.Сухомлинский специально организовывал "эмоциональные ситуации" (которые трактует как педагогические).

21.Смирнова Е.О. Ранний возраст. Психологическая характеристика. – М. http://www.childpsy.ru/rubricator/index.php?rid=20307&detail=Y

22. Шатлова С., Анонова С., Рябинина О. Играем пальчиками – развиваем речь // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5 – С. 72.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Роль книги и иллюстраций в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Презентация разработана с целью расширить представления родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений о необходимости чтения детям и познакомить с критериями выбора литературы для дет...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста .

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений....