Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста .
статья

Шурухина Лариса Геннадьевна

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

Современные исследования показывают что, появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, с СДВГ. Данную закономерность наблюдаем и мы – дефектологи, работая в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В. Ахутиной).

Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи: 1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. 2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение) 3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног. 4. Развивается слуховое и зрительное внимание. 5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-дефектолога и реализуется вместе с ней.

Преимущества использования нейроигр в дефектологической практике: - игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – дефектологом, между детьми.

Существует огромное количество нейропсихологических игр и упражнений, которые можно разделить на категории:

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

2. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

 3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения. 4. Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.

6. Массаж.

7. Ритмы. Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.

В коррекционной работе методики коррекции: двигательную и когнитивную. Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебной деятельности.

Нейропсихологические игры и приёмы, которые можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми в коррекционной работе.

1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование) С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. При выполнении различных действий с мячами можно подключать речевое сопровождение, например, повторять автоматизирующий в речи слоги или ряд слогов/слов; подбирать признании предметов, действия, признаки времён года и т.д. в зависимости от того, что изучается по основной программа, согласно планированию коррекционной работы.

2. Кинезиологические упражнения В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их стихами.

3. Нейрогимнастика В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Данные упражнения использую в качестве физминутки.

4. Игры с шариками Су-Джок.

5. Использование сенсорных мешочков. Перекладывание мешочков, согласно предлагаемым схемам с подключением речевого сопровождения.

6. Рисование двумя руками.

7. Работа с ритмами Прохлопывание ритмов по образцу. Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений.     8.«Нейроклассики». Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики, координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает настроение.

 9. Игры с использованием массажных ковриков либо ковриков пазлов, использую для тренировки ориентации в пространстве и закрепления понятия цвета; можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, например, на желтый коврик наступаем говорим –ша-, на зелёный – - са- и т.д.

10. Игры с использованием кольцеброса. Можно бросать кольца и проговаривать слова по слогам, либо любой отрабатываемый материал,

11. Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров.

 12. Дыхательная гимнастика Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения.

Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга. Что делать: • пускать мыльные пузыри; • дуть через соломинку; • дуть на игрушечный флюгер/ветродуй; • задувать свечки; • сдувать ватку со стола; • дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой; • самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть; • делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.

13. Использование игры «Чудесный мешочек» (Ощупывание букв, цифр, различных предметов без зрительного подкрепления).    

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с задержкой психического развития.

Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт возможность дефектологу более качественно выполнять свою работу.