Мнемотехника как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку

Дубровец Татьяна Владимировна

Формирование  у дошкольников связной речи с помощью мнемотехники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_mnemotehnike_2_.pptx2.93 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx316.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит все на лету». К.Д. Ушинский

Слайд 2

«Ребенок мыслит образами» К.Д. Ушинский Мнемотехника – мнемоника Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника – совокупность правил и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение и нформации и развитие речи .

Слайд 3

М ожно в ылететь з а М арс, ю велирно с вернув у н ашей п ланеты К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун

Слайд 4

Цель обучения мнемотехнике - Формирование у дошкольников связной речи. Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, специальных карточек для запоминания , сохранения и воспроизведения информации.

Слайд 5

Задачи : Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни; Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; развивать мелкую моторику у детей ; Снять речевой негативизм; воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 6

Последовательность работы с мнемотаблицами

Слайд 7

1 этап - мнемоквадраты Отдельный схематический рисунок с определенной информацией; одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение

Слайд 8

Мнемоквадраты

Слайд 9

2 этап - мнемодорожки Таблица из четырех и более клеток – мнемоквадратов, расположенных линейно, по которым можно составить рассказ в 2 -4 предложениях, в каждом квадрате располагается либо одно слово, либо словосочетание

Слайд 10

Мнемодорожки

Слайд 11

3 этап - мнемотаблицы Целая схема, в которой заложен текст (рассказ, стих, сказка)

Слайд 12

Мнемотаблицы

Слайд 13

Мнемотаблицы

Слайд 14

Правила работы с мнемотаблицами: Начинать всегда надо от простого к сложному ; Мнемотаблицы без подготовки сложны; Мнемотаблицы не должны содержать больше 9 рисунков; В день предлагать не более 2 – х таблиц; Изображения должны быть цветными, старшему дошкольнику можно предлагать черно – белый вариант; Следует менять тему занятий, чтобы у детей не пропал интерес.

Слайд 16

Алгоритм работы для заучивания стихотворения, когда ребенок сам зарисовывает мнемотаблицу:

Слайд 17

Алгоритм работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:

Слайд 18

Работа с мнемотаблицей при пересказе сказки, рассказа:

Слайд 19

Что нам дает мнемотехника: Расширяется словарный запас и знания об окружающем мире Развивается мелкая моторика рук Появляется желание пересказывать Заучивание стихов превращается в игру Развитие связной речи, ассоциативного мышления дошкольников Развитие зрительной и слуховой памяти Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией Включаются в работу оба полушария головного мозга Совершенствование монологической речи дошкольников

Слайд 20

«Прежде всего следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» ( Плутарх) Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Мнемотехника

 как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

1 слайд.

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Это слова русского педагога, писателя и основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского, которые подтверждают суть современной педагогической технологии «Мнемотехника».

2 слайд. 

Приведу в пример еще одну фразу Ушинского: «Ребенок мыслит образами». Что педагог пытался нам донести? Ребенок, например, слушая рассказ о путешествии капли воды, будет рисовать в своем представлении и серебристые волны утреннего тумана, и темную тучу и раскаты грома, и весенний дождь, и чем ярче он будет представлять эти картины, тем глубже ребенок осмысливает закономерности природы.

В современном мире наши дети получают огромное количество информации, ловко используя различные гаджеты. Но при всем этом, даже им сложно удержать в памяти большой объем информации. При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память, которая облегчит обучение, ребенок будет получать хорошие оценки, а отсюда и учение в удовольствие. Из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе, нарушается внимательность.

Вернемся к дошкольнику. У детей в дошкольном возрасте наиболее развита наглядно – образная память.  Запоминание в основном носит непроизвольный характер. Например, запоминание произошло просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю дошкольник учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства, как схемы, зарисовки, записи помогут детям лучше запомнить материал. Условием успешности процесса обучения, бесспорно, является не только багаж знаний, умений, навыков, но и креативность, умение подходить к процессу творчески. Именно поэтому в педагогической науке всё более востребованными становятся развивающие образовательные технологии, одна из таких -  мнемотехника или ее еще называют мнемоника, которая помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Кроме того, грамотное использование мнемотехники воспитателем на занятиях приведет к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Мнемотехника облегчает запоминание у детей, увеличивая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Поэтому на данной современной педагогической технологии хотелось бы остановиться более подробно.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

3 слайд.  

Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она же несколько тысячелетий, окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Считается, что термин «Мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ее интересовался Аристотель.

В мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания.

Одна из них всем известная: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», фраза из нашего детства. По первым буквам мы запоминали, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

С помощью фразы «Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты» мы запоминали порядок планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Чтобы запомнить порядок падежей, мы вспоминаем со школьной скамьи фразу «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».

Так вот в этих случаях мы пользовались мнемотехникой, облегчали себе запоминание путем образования ассоциаций.

Первые две фразы мы используем на НОД в детском саду.

4 слайд.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, специальных карточек для запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

5 слайд.

Мнемотехника отлично применяется в детских садах, как результативный метод. Осваивается на простых примерах. Работать начинают от простого к сложном. Структуру мнемотехники можно представить следующим образом: мнемоквадраты – мнемодорожки – мнемотаблицы.

6, 7 слайд. Мнемоквадраты - отдельный схематический рисунок с определенной информацией; одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. С помощью мнемоквадратов дети преобразуют абстрактные символы в образы. Мнемоквадраты дети видят и запоминают с младшей группы (своя картинка на шкафчике в раздевалке, на кровати в спальне и рядом с крючком, где висит их полотенце. В старшем возрасте своя картинка появляется на рабочих тетрадях по ФЭМП и альбомах по развитию речи, на плакате «Мы молодцы!» есть у каждого свой кармашек со своей картинкой, куда вкладывается ежедневно утром мнемоквадрат с обязанностью в течение дня). С мнемоквадратами дети знакомятся и запоминают правила дорожного движения на улицах города.

Используя приемы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки.

8, 9 слайд. Мнемолорожки - таблица из четырех и более клеток – мнемоквадратов, расположенных линейно, по которым можно составить рассказ в 2 -4 предложениях, в каждом квадрате располагается либо одно слово, либо словосочетание, и по ним же составляются истории. Задача ребенка при использовании мнемодорожки – найти что-то общее между картинками.

В старшем дошкольном возрасте используем готовые мнемодорожки при работе с пословицами, поговорками, чистоговорками, пробуем сами зарисовать, например, пословицу в виде символов, составляя мнемодорожку.

Из мнемодорожек составляют мнемотаблицы.

10,11 слайд. Мнемотаблицы - целая схема, в которой заложен текст (рассказ, стих, сказка). Суть мнемотаблиц такая же, как и мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Принцип работы с мнемотаблицей от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов. Сначала проводится работа над словом. В мнемотаблице можно изображать практически  все (графически или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, можно рисовать то, что посчитаем нужным). Дошкольникам от 3-5 лет лучше давать цветные таблицы, так ка они легче запоминают цветные образы (апельсин – оранжевый, помидор - красный), а в старшем дошкольном возрасте можно использовать черно-белые варианты мнемотаблиц. В процессе рассказывания можно раскрасить мнемотаблицу.

Мнемодорожка и мнемотаблица несут обучающую информацию.

Мнемотаблицы бывают: развивающие и обучающие. В работе со старшим дошкольным возрастом используем готовые мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д., которые помогают самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, что обогащает словарный запас детей.

Поэтом, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке,  у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

12 слайд.

Правила работы с мнемотаблицами

  • Начинать всегда надо от простого к сложному;
  • Мнемотаблицы без подготовки сложны;
  • Мнемотаблицы не должны содержать больше 9 рисунков;
  • В день предлагать не более 2 – х таблиц;
  • Изображения должны быть цветными, старшему дошкольнику можно предлагать черно – белый вариант;
  • Следует менять тему занятий, чтобы у детей не пропал интерес.

13 слайд.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать, но не все могут их быстро запоминать.  Некоторых возникают трудности при заучивании.

Алгоритм работы по заучиванию стихотворения по готовой мнемотаблице:

  • Выразительное  чтение стихотворения взрослым;
  • Повторное  чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть::
  • Вопросы по содержанию стихотворения;
  • Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме;
  • Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение ее ребенком с опорой на мнемотаблицу;
  • Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на изображение.

14 слайд.

Алгоритм работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения, когда ребенок сам зарисовывает мнемотаблицу:

1. выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2. беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3. воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), ребёнок придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог);

4. дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы;

5. дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

15 слайд.

Алгоритм работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:

  • Учимся сначала выделять признаки  и свойства предмета; установить последовательность изложения выявленных признаков;
  • Детям раздать альбомные листы с заготовками для схем – моделей, например, в виде окружностей, та окружность, с которой начинаем рассказ отмечается красным цветом
  • Замена ключевых слов в предложениях значками – символами, зарисовывание предметов и явлений действительности не только символами, но и картинками; педагог может предложить свой вариант зарисовывания, но последнее слово остается за ребенком;
  • Использование схемы – модели как плана рассказа;
  • Закрепление навыков рассказывания путем неоднократного повторения текста с опорой на схем у- модель;
  • При составлении творческих рассказов, можно оставлять пустые мнемоквадраты для фантазии или разных продолжений истории.

16 слайд.

Работа с мнемотаблицей  при пересказе сказки, рассказа:

  • Чтение взрослым текста;
  • Рассматривание мнемотаблицы (дети видят всех действующих лиц, основные объекты);
  • Ответы на вопросы по содержанию. Свое внимание  дети концентрируют на правильном построении предложений;
  • Повторное чтение рассказа  с установкой на пересказ;
  • Пересказ текста ребенком своими словами по мнемотаблице.

17 слайд.

        Что нам дает мнемотехника:

  • Расширяется словарный запас и знания об окружающем мире;
  • Развивается мелкая моторика рук;
  • Появляется желание перессказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;
  • Заучивание стихов превращается в игру;
  • Это один из эффективных способов развития связной речи дошкольников; ассоциативного мышления;
  • Развитие зрительной и слуховой памяти;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • Включается в работу оба полушария головного мозга.

18 слайд.

«Прежде всего следует тщательно упражнять память
у детей, потому что упражнения памяти оказывают
большое влияние не только на ученость, но и на все
дела практической жизни, потому что память о
прошедшем делает нас умнее для будущего»
                                                        (Плутарх)



Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста .

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений....

Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Использование математических игр – один из самых...