Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»
план-конспект урока по теме

Макарова Татьяна Владимировна

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизировать представления детей о временах года, признаках зимы, названиях месяцев; повышение речевой активности детей.

Развивающие задачи: развивать творческое мышление, общую, мелкую, артикуляционную моторику, направленную воздушную струю; совершенствовать умение координировать речь с движением; активизировать словарный запас; расширять представлений детей об образе Деда Мороза.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками, к изменениям в природе, происходящим зимой.

Ожидаемые образовательные результаты: расширение информационного пространства; обогащение словарного запаса.

Ожидаемые развивающие результаты: развитие творческого мышления через умение решать проблемные ситуации; развитие интонационной выразительности речи, ритма, координации движений и речи; привитие элементарных навыков самоанализа; формирование познавательного интереса.

Ожидаемые воспитательные результаты: развитие внимания, усидчивости, терпения; развитие навыка коллективной работы.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе; чтение художественной литературы о зиме; использование художественного слова (заучивание стихотворений о зиме, отгадывание загадок о зимних явлениях).

Материалы: презентация «День рождения деда Мороза» (Приложение 1), колокольчики, деревянные ложки, дыхательный тренажёр «Снеговик», маски зайчиков и волков, почтовый ящик с зефиром, ватман с изображением 3х ступенчатой лестницы для самоанализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dr_deda_moroza.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Татьяна Владимировна 228-924-462,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД №1»

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизировать представления детей о временах года, признаках зимы, названиях месяцев; повышение речевой активности детей.

Развивающие задачи: развивать творческое мышление, общую, мелкую, артикуляционную моторику, направленную воздушную струю; совершенствовать умение координировать речь с движением; активизировать словарный запас; расширять представлений детей об образе Деда Мороза.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками, к изменениям в природе, происходящим зимой.

Ожидаемые образовательные результаты: расширение информационного пространства; обогащение словарного запаса.

Ожидаемые развивающие результаты: развитие творческого мышления через умение решать проблемные ситуации; развитие интонационной выразительности речи, ритма, координации движений и речи; привитие элементарных навыков самоанализа; формирование познавательного интереса.

Ожидаемые воспитательные результаты: развитие внимания, усидчивости, терпения; развитие навыка коллективной работы.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе; чтение художественной литературы о зиме; использование художественного слова (заучивание стихотворений о зиме, отгадывание загадок о зимних явлениях).

Материалы: презентация «День рождения деда Мороза» (Приложение 1), колокольчики, деревянные ложки, дыхательный тренажёр «Снеговик», маски зайчиков и волков, почтовый ящик с зефиром, ватман с изображением 3х ступенчатой лестницы для самоанализа.

Организационный момент.

Дети под музыку (муз. М. Минкова сл. В. Коростылёва «Отворите волшебные двери») входят в кабинет стилизованный под зимний лес.

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поприветствуем их. А как изменился наш кабинет! Вам нравится? Садитесь на свои места, и мы начнём занятие.

Эмоциональная настройка.

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей… Здравствуйте!

Постановка учебной цели. Описательная загадка.

Звук пришедшего по электронной почте письма. Что это за звук? Ребята к нам по электронной почте пришло письмо.

«Дорогие друзья! Приглашаю вас на мой день рождения. Жду с нетерпением встречи!

Ваш волшебник белобородый, кудесник – сказочник, властелин вьюг и метелей, снегов сыпучих да морозов трескучих».

Ребята, кто же пригласил нас на день рождения? Да, вы правы – это Дедушка Мороз.

Обогащение словарного запаса детей по теме, расширение представлений детей об образе Деда Мороза

Каждый год 18 ноября вся наша страна отмечает день рождения главного волшебника знакомого нам с детства – Деда Мороза. Никто не знает точно, сколько ему лет, но утверждают, что не меньше двух тысяч. Дату рождения ему придумали дети и неспроста; ведь в этот день на его родине начинается настоящая зима: земля плотно укрывается снегом, реки заковываются в ледяной панцирь, и управление природой передаётся Морозу. В этот день на стене его дома открывается специальный почтовый ящик, и каждый может бросить туда своё письмо с просьбой о долгожданном подарке.

Дальние и не очень дальние родственники приезжают поздравить Деда Мороза именно 18 ноября. Тут и Санта-Клаус, и Йоулупукки, и Паккайнен и многие другие.

Ну а мы отправимся на день рождения к Дедушке Морозу?

Проблемная ситуация.

Как нам добраться до Вотчины деда Мороза? Резиденция Деда Мороза, так иногда называют Вотчину Деда Мороза, расположена в сосновом бору на берегу реки Сухона и называется Великий Устюг.  Посмотрите на карту, друзья, Великий Устюг находится недалеко от Москвы, но очень далеко от Астрахани. На чём туда можно доехать? Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда? Садимся в поезд. Едем.

Динамическая пауза «Едет, едет паровоз». Координация движения с музыкой, речь с движением.

Едет, едет паровоз

Три трубы и пять колёс.

Три трубы и пять колёс

Машинист рыжий пёс.

Согласование существительного с прилагательными.

Посмотрите друзья, вот мы и оказались в зимнем лесу. Зимой лес выглядит сказочно. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания леса.

Какой снег в лесу? Пушистый, белый, блестящий, мягкий, искристый, серебристый, мокрый, холодный, скрипучий.

Как выглядят деревья зимой? Тихие, задумчивые, грустные, сонные, замерзшие, продрогшие.

Так выглядит обычный лес, а теперь пройдем по сказочному лесу и посмотрим на него.

А вот и тропа сказок. Кто же преградил нам дорогу? Действительно – это баба Яга. Ребята, а как ещё можно её назвать? Бабка Ёжка не пропустит нас, пока мы не споём ей её любимую потешку и не сыграем на музыкальных инструментах.

Потешка «Бабка Ёжка». Развитие интонационной выразительности речи, отработка речевого выдоха, формирование чувства ритма, координации движения.

Бабка Ёжка – костяная ножка.

С печки упала – ножку сломала.

Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, речевого дыхания и силы голоса.

Ну что ж, отправляемся в путь. А чтоб в пути у нас не замёрзли губы, давайте их разомнём.

Ма-ма-ма - наступила зима.

Ме-ме-ме – рады мы зиме.

Ду-ду-ду – в зимний лес иду.

Та-та-та – кругом красота.

Сы-сы-сы – мерзнут носы.

Ну а теперь покатаемся. Выполняем упражнения: «Горка», «Лошадка».

Пальчиковая гимнастика «Орешник». Развитие внимания, усидчивости, памяти, мелкой моторики рук. Координация речи с движением.

Наклонил орешник ветки –    Дети поднимают руки вверх, раскачивая из стороны в сторону.

Дарит всем зверям орешки.

Вот орешек для бельчонка,   Дети загибают пальчики.

вот орешек для мышонка,

вот орешек хомячку,

вот орех бурундучку.

И орешек для меня приготовил он, друзья!

Вот мы и на территории Вотчины Деда Мороза. Это здание - почта Деда Мороза в Великом Устюге. Здесь неустанно трудятся его помощники, разбирая десятки тысяч детских писем, пришедших на адрес мудрого и доброго Дедушки со всех концов необъятной России. Из всех городов и сёл России и даже других стран мира приходят десятки тысяч детских писем.

Терем Деда Мороза – со стенами бревенчатыми, с крыльцом тесовым, резным, со ступенями белыми да  с кружевными наличниками по окнам.

В Тереме есть комнаты, где проходят самые  разнообразные  и необыкновенные выставки; рабочий кабинет Деда Мороза; гардеробная комната; волшебная комната, в которой все желания сбываются. Предлагаю и вам загадать желания, а поможет нам…. А в прочем отгадайте сами…

Во дворе катали ком

Шляпа старая на нём

Нос приделали и вмиг

Получился… снеговик

Упражнение на дыхание «Ветерок» с дыхательным тренажёром «Снеговик». Развитие речевого дыхания, воображения. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ребята, нашего снеговика снегом замело! Давайте снег с него сдуем. Сначала подуем тихо: «Ф-ф-ф», потом подуем, как сильно: «В-в-в». А пока мы будем дуть на снеговика, надо загадать самое-самое важное желание и снеговик обязательно расскажет о нём Дедушке Морозу.

Согласование существительного с числительными. Развитие внимания.

В Тереме есть спальня – опочивальня Деда Мороза. Очень любит Дедушка Мороз после долгого рабочего дня на подушках мягких поспать. А сколько у него подушек? Давайте сосчитаем: одна подушка, две подушки, три подушки, четыре полушки, пять подушек, шесть подушек, семь подушек.

Есть комната, в которой дети оставляют свои записки о том, что они были в  резиденции Деда Мороза.

Но самая главная комната – тронный зал. Именно в тронном зале встречает своих гостей Дедушка Мороз. А вот и он восседает на троне. Здравствуй, Дедушка Мороз.

Здравствуйте!

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец!

Игра «Подскажи словечко». Развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей.

Дети, вы поняли задание дедушки Мороза? Помогите закончить строку стихотворения подходящим по смыслу и рифме словом.

Зима всё в белое одела, зимой ребятам много … дела

Скорей за шапку, за платок, бери коньки и на… каток

Вот на коньках бежит Серёжа. Бежит… Упал! И едет… лёжа

А вот компания Егора, забрав салазки лезет… в гору

Пошли салазки еле-еле, ну а потом как… полетели

Упал Алёша маленький, торчат из снега… валенки

Молодцы! С этим заданием вы справились. А загадки отгадывать вы умеете?

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… зима

Не умеет он играть,

А заставит танцевать,

Нарумянит всех людей,

Кто же этот чародей?   Мороз

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт т красит белым

Всё, что видит на пути.    Снег.

Не колючий, светло синий,

По кустам развешен… иней.

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. Сосулька.

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году.  Ёлка

Молодцы! И с этим заданием вы справились! А песенку про маленькую ёлочку вы знаете?

Гимнастика для глаз «Ёлочка». Сохранение зрения, снятие усталости  с глаз.

А сейчас мы будем внимательно следить за картинкой на экране, и подпевать всем нам знакомую песенку «Маленькой ёлочке холодно зимой».

Элемент драматизации по стихотворению А.Барто «Дело было в январе». Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления. Воспитание умения вслушиваться в художественное произведение, чувствовать определенное настроение, создаваемое характером стихотворения.  Координации речи с движением.

Молодцы! Поёте вы просто замечательно. А теперь пора и поиграть. Мальчики превращаются в стаю волков, а девочки в зайчат. Дети надевают маски. Готовы? Внимательно слушаем строки стихотворения и выполняем соответствующие им движения.

Дело было в январе,

стояла елка на горе,

А возле этой елки

бродили злые волки. Мальчики в масках обходят ёлку, останавливаются невдалеке от неё.

Вот как-то раз,

ночной порой,

когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

зайчата и зайчиха… Девочки скачут к ёлочке.

Кому охота в Новый год

попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперед

и прыгнули на елку. Девочки берутся за руки, образовывая круг вокруг ёлки.

Они прижали ушки,

повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

висят на елке  и молчат.

Обманули волка. Мальчики в масках обходят ёлку, останавливаются невдалеке от неё.

Дело было в январе,

подумал он,

что на горе украшенная елка.

Молодцы! Вы замечательные и очень умненькие детки! Я очень рад, что вы побывали у меня в гостях. Сюрпризный момент

А на память о нашей встрече я дарю вам вкусные снежные снежки. Дедушка Мороз нам нельзя есть снежные снежки! Почему? Ответы детей.

Снежки снежные

Превратитесь в снежки

Сладкие и нежные.

Дети, снежные комочки превратились в зефир. Сейчас мы его есть не будем, потому что руки у нас не совсем чистые. Поэтому мы съедим его дома с горячим чаем. Ну а теперь в путь!

Ну а теперь вам пора возвращаться, моя внучка Снегурочка проводит вас своей песенкой! Дети имитируют скольжение на лыжах, прыжки белок и зайчиков в соответствии с текстом песни.

Вот мы и оказались в нашем кабинете. Занятие-путешествие подошло к концу. Ребята, можете ли вы дополнить фразу:

  1. Я узнал…. Ответы детей.
  2. Я вспомнил… Ответы детей.
  3. Я запомнил… Ответы детей.
  4. Я повторил… Ответы детей.

Если представить ваши знания по теме занятия в виде 3х ступенчатой лестницы, то куда бы вы стали? Ответы детей и изображение себя на «ступенях».


Знаю всё


Кое-что повторил


Узнал много нового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"

Конспект логопедического занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Праздник "День Победы"...