Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».
презентация к уроку

Пулина Нина Павловна

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пескотерапия ( sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка . « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Слайд 2

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка ». К. Д. Ушинский Научно-методической основой опыта является технология «терапии песком», который был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» ( sand - play ) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф . Карл Густав Юнг Маргарет Ловенфельд Дора Калфф

Слайд 3

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева Татьяна Дмитриевна Доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии . Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии . Автор ряда монографий по сказкотерапии . Грабенко Татьяна Михайловна Сурдопедагог , кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, игротерапевт , научный руководитель специальных (коррекционных) школ II вида Санкт-Петербурга и пос. Зеленоградска Калининградской области. Автор монографий в области креативных психолого-педагогических технологий , а также ряда книг по сказкотерапии , выходивших в издательстве " Речь". Обладатель знака "За гуманизацию школы".

Слайд 4

Методические условия: изучение опыта отечественных педагогов Организационно-педагогические условия: Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через интернет; участие в сетевом сообществе «Дефектология Проф », участие в вебинарах по пескотерапии , изучение опыта коллег. Получение сертификатов слушателя вебинаров .

Слайд 5

Актуальность Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия . Актуальность пескотерапии очевидна на сегодняшний день: -Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка. -Совершенствование системы коррекционного образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной жизни. - Я считаю, что ч астичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Слайд 6

Цель: коррекция разных компонентов речи посредством песочной терапии Задачи по реализации цели: Коррекционно-образовательные : Активизация и актуализация словарного запаса детей с помощью песочной терапии. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие синтаксической стороны речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация звуков в речи. Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, памяти, мышления, творческого воображения, тонкой и артикуляционной моторики . Развитие фонематического восприятия. Развитие диафрагмального дыхания. Воспитательные: Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Гипотеза: Использование песочной терапии будет способствовать эффективному развитию речи детей с ОВЗ

Слайд 7

Все игры с использованием песочной терапии делятся на три направления: Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Главное - идет подготовка к обучению письму и чтению. Познавательные игры : с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры : с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Игры с песком можно использовать как индивидуальную работу, так и подгрупповую, или же на фронтальных занятиях.

Слайд 8

Предметно-развивающая среда Материалы для песочной терапии Песочница малая Песочница надувная Световой планшет Наборы лексических игрушек и аксессуаров.

Слайд 9

Виды песка Кинетический Речной Радужный Кварцевый

Слайд 10

Работа по развитию речи у детей предполагает 3 этап а : 1 этап: Знакомство с песочной страной Цели: пробуждение интереса к занятиям с песком; знакомство детей с правилами поведения в песочнице. развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений

Слайд 11

2 этап: Путешествие по песочной стране Цели: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

Слайд 12

3 этап: В царстве песочной грамоты Цели : развитие диафрагмального дыхания; развитие артикуляции; автоматизация звуков в речи; развитие фонематического слуха и восприятия; коррекция лексико-грамматических нарушений речи; развитие связной речи детей, обучение рассказыванию проговаривание действий с песком

Слайд 13

Игры для развития диафрагмального дыхания « Дорога в гараж" « Найди домашнее животное» « Добрый великан»

Слайд 14

Упражнения для развития артикуляции с элементами биоэнергопластики Упражнение «Лошадка» Упражнение «Часики» Упражнение «Качели»

Слайд 15

Игры для автоматизации звуков « Звуковые дорожки » « Горочка» « По камушкам шагай, звук называй»

Слайд 16

Игры для развития фонематического слуха и восприятия «Спрячь ручки, когда услышишь звук» «Две поляны» «Выложи узор»

Слайд 17

Формирование лексико-грамматического строя речи - « Строители»; «Подбери слово»; «Загадки»; «Родные слова»; «Я делал – я сделал»; - «Секрет».

Слайд 18

Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию -«Мой клад»; -«Нарисуй и расскажи»; -«Дорисуй и составь предложение»; -«Две игрушки»; -«Что случилось».

Слайд 19

Мастер-класс для родителей Работа с буквами-трафаретами « Два домика » « Секретики » «Звуковые дорожки»

Слайд 20

Литература 1.Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеев Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия ». Методическое пособие для педагогов и родителей – СПб.: 2003 г. 3.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений М.: Линка -Пресс, 2008. 4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. М.: Речь, 2003. 5.Зинкевич -Евстигнеева Т. Д, ГрабенкоТ М. «Практикум по песочной терапии» СПб., Изд-во «Речь», 2002. 6. Конаныхина Е.Ю. «Волшебство в песочнице»( Песочная терапия в работе с детьми) 7..Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком СПб.: Речь, 2006 8. Сапожникова О.Б. , Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии 9.Сайт Института сказкотерапии : http://www.cka3ka-pro.ru/ 10.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. – 11.«Тренинг по сказкотерапии » ( Авторы:Зинкевич-ЕвстигнееваТ . Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...

Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...

Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...