Главные вкладки

    ПРОЕКТ "Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей третьего года жизни"
    статья по теме

    Доронина Екатерина Юрьевна

    Проектная деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ 

    альчиковая гимнастика, 

    как средство развития речи  

    детей третьего года жизни"

    Снежинск, 2010 год .

    МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №29.

    Снежинский городской округ.

    Актуальность 

    Анализ внешней среды 

    Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей. 

    Связь пальцевой моторики и речевой функции 

    Развитие тонких движений пальцев рук 

    Функционирование речевых зон коры головного мозга 

    Анализ диагностики последних лет показал, что количество детей с низким уровнем развития речи увеличивается с каждым годом 

    Анализ внутренней среды 

    Появление новых частных методик и технологий обучения детей: И.Кривенчук «Ладушки», Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика», К.Белая «Первые шаги». 

    Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе 

    Низкая оснащённость методической литературой и дидактическим материалом 

    Целесообразность реализации проекта

    Отсутствие научно-обоснованных методик комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе. 

    Формирование отвлечённого мышления 

    С помощью слова выражают свои мысли 

    Рост объёма знаний 

    Формирование у детей правильной речи.

     Развивать потребность и способность пользоваться речью, как средством осознания и обозначения своих действий, способность слышать и понимать речь окружающих. 
     

    Воспитывать интерес к малым формам народного фольклора, звуковой стороны слова, её ритмичности, выразительности.  
     

    Формировать интерес к узнаванию и называнию предметов и явлений окружающего мира, его свойств, качеств, словесных обозначений. 
     

    Формировать потребность пользоваться речью, как средством общения со взрослыми, уметь рассказывать о том, что видел, слышал, узнал. 
     

    Цели и задачи проекта.

    Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах
     
     

    Задачи

     I этап Аналитический (Август-сентябрь 2010) - Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию у детей речи, определение основных целей.

    1. II этап Организационный (Сентябрь-ноябрь 2010) Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию речи у детей. Создание развивающей среды 
    2. III этап Практический (2010-2011 уч. год) Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметной развивающей среды. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития речи детей. 
    3. IV этап Итоговый, диагностический (май 2011г) Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий. 
    4. Этапы реализации проекта.

    Участники проекта 

    Дети 

    воспитатель 
     

    Родители 


     
    Модель реализации проекта

    педагог,

    дети, 

    родители,

    организованное обучение,

    совместная деятельность, 

    консультации,

    беседы,

    домашние задания,

    игры,

    Методическое

    сопровождение 

    Педагоги д/с

     
    Специальные
     упражнения для пальчиковой гимнастики 

    Самомассаж пальцев рук 

    Пальчиковые игры и упражнения на занятиях по развитию речи и других видах деятельности 
     

    Направления работы по развитию мелкой моторики 

    Развитие мелкой моторики пальцев рук

    Дидактические игры 

    Художественно-творческая деятельность 
     

    Организованная форма обучения 
     

    Занятия по развитию речи 
     

    Музыкально-ритмическая деятельность 

    Чтение стихов, потешек 
     

    Двигательная деятельность 

    Модель организации совместной деятельности

    Совместная деятельность 

    Сюжетно-ролевая игра 

    Проведение диагностики 

    Изобразительная деятельность 

    Рассматривание иллюстраций 

    Разучивание пальчиковых упражнений 

    Чтение художественной литературы 

    Обыгрывание игрушек 

    Наблюдения

    Алгоритм ознакомления с пальчиковыми упражнениями 
     

    Упражнение 
     

    Постепенный показ 

    Чёткое произношение 
     

    Темп 
     

    Расслабление 
     

    Комплекс упражнений 
     

    Домашнее задание

    Методическое сопровождение проекта

    1. Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением пальчиковых упражнений и игр. 
    2. Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений. 
    3. Разработка картотеки дидактических игр. 
    4. Разработка циклов проведения пальчиковых игр и упражнений на год. 
    5. Конспекты занятий по использованию пальчиковых игр и упражнений. 
    6. Сценарии и развлечения на основе пальчиковых игр и упражнений. 
    7. Консультационный материал для родителей.

    Модель предметно-развивающей среды

    Игры с мозаикой, конструктором 

    Волшебный пенёчек

    застёжки 

    Панно «Весёлая полянка» 
     

    Игры с бусами, прищепками 

    Предметно развивающая среда 

    Умные шнурочки 

    Чудо-дерево, пальчиковые упражнения и игры 
     

    Весёлый карандаш 
     

    Уголок ряженья

    Ожидаемые результаты

    Дети 

    Родители 

    Педагоги 

    Сформированность игровых навыков с пальчиками 

    Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу 

    Расширение диапазона игр дополнительным материалом: бус, крышек, камешков 

    Познавательное, индивидуальное развитие. 

    Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи 

    Совершенствуют в домашних условиях  навыков пальчиковых упражнений, применяемых  детском саду 

    Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений 

    Повышение теоретического уровня и профессионализма 

    Внедрение современных методов и технологий по развитию речи у детей 

    Самореализация 

    Обобщение и распространение опыта

    Результаты

    Дети станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям.

    Для педагогов в детском саду будет собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр и упражнений 

    Перспективы дальнейшего развития проекта 

    Создание зоны песка и воды 

    Оснащение предметно-развивающей среды камешками, бусами, крышками, пуговицами. 

    Развитие интеллектуальных способностей у детей, мышление, восприятие, внимание, память. 

    Проект по развитию у детей речи при помощи пальчиковых упражнений может быть принят к реализации другими педагогами 
     

    Эффект проекта в долгосрочной перспективе 

    У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими 

    Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых) 

    Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе 

    Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

    данный материал содержит выступление на муниципальных  педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...

    Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста

    Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...

    Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости и координационных способностей девушек 15-16 лет

    квалификационная работа на высшую категорию В настоящее время на фоне интенсификации учебного процесса в профтехучилищах наметилась тревожная тенденция снижения объема двигательной активности обу...

    « Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"

    Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...

    Презентация "Диагностика психического развития ребенка третьего года жизни"

    Приемы диагностики психического развития ребенка третьего года жизни...

    Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики».

    Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику? Пальчиковые игры-упражнения  необходимы детям с само...

    Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

    Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...