Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
статья по информатике и икт на тему

Толстиков Сергей Викторович

Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках информатики и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_ikt._tolstikovsv.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,

 а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире. Перемещаются акценты с усвоения определенной суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Эти задачи конкретизированы в Федеральном государственном стандарте (далее – ФГОС) начального общего образования в виде требований к образовательным результатам учащихся. Прежде всего, это требования к метапредметным образовательным результатам:

  • активное использование информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в то числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Также информационные компетенции отражены в требованиях к результатам отдельных предметных областей основной образовательной программы начального общего образования. Если рассматривать отдельно некоторые предметы учебного плана, то, например, в предметной области «Математика и информатика» предметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают приобретение учащимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности, т.е. умений работать с информацией на всех уроках по предметам начального образования. При этом важно, чтобы формирование того или иного компонента ИКТ – компетентности было непосредственно связано с его применением. Тем самым обеспечивается естественная мотивация, цель обучения, контроль результатов освоения ИКТ, повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете, формирование портфеля достижений, что необходимо для оценивания результатов освоения каждого предмета.

Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ - компетенций, способности использовать информационно-коммуникативные технологии для доступа информации, ее поиска, обработки, оценки, а также для продуцирования и распространения, учитывая потребности формирующегося информационного общества. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Формирование ИКТ - компетенций в Лицее рассматривается как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной среды информационными средствами, информационными технологиями, доступом к ресурсам Интернет, формированием соответствующих компетентностей у младших школьников.

В ОУ реализуется программа внеурочной деятельности по курсу «Информатика и ИКТ», разработанная на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах». Целью данного курса является формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, информационных процессах как элементов реальной действительности; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов, информационных объектов с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач.

Курс информатики соответственно становится условием реализации требований ФГОС начального общего образования, так как именно в его рамках у младших школьников формируются ИКТ - компетенции, необходимые для выполнения проектов. Существует несколько определений понятия «проект». Для начальной школы более всего подходит определение, которое дал А.В. Горячев: «Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий. Завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем)».

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». Создавая простейшие мини-проекты, у учащихся формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
  • навыки публичного выступления (ораторское искусство);
  • умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
  • умения выражать свои мысли, доказывать свои идеи, работать в группе, команде, самостоятельно;
  • умения основательно изучить компьютерную программу, в которой создается проект;
  • умения воплощать свои творческие замыслы;
  • расширяются и углубляются знания в различных предметных областях;
  • повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

В рамках реализации курса разработан целый комплекс мини-проектов. Уже в третьем и четвертом классе предполагается развивать умения выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой, запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ, работать с файлами и папками, выполнять операции на компьютере, относящиеся к работе с графическими, текстовыми редакторами, создавать простейшие презентации, осуществлять поиск информации.

Формы работы над проектом выбираются в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса - индивидуальные для одаренных учеников и групповые для менее подготовленных учащихся.

В качестве одного из решений, позволяющих формировать ключевые компетенции учащихся на уроках, предлагается встраивание в образовательную деятельность робототехники. Основу этой новой технологии обучения составляет применение, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, образовательных конструкторов LEGO. Программа LEGO® Digital Designer позволяет создавать разнообразные трехмерные объекты виртуальной реальности, которые конструируются при помощи огромного количества виртуальных LEGO – элементов, точно таких же, как во всемирно известном конструкторе. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволяет легко и эффективно изучить алгоритмизацию и начальные навыки программирования.

Использование LEGO-технологий в образовательной деятельности позволяет организовать творческую и исследовательскую работу учащихся, создает условия для применения знаний, умений и внешних ресурсов при решении задач реального мира, тем самым, создавая предпосылки для формирования ключевых компетенций, то есть готовности к эффективной деятельности в различных жизненных ситуациях в дальнейшем.

Другой формой внеурочной деятельности для эффективного формирования ИКТ - компетентности являются предметные дистанционные конкурсы, игры, которые способствуют развитию интереса школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, повышению мотивации изучения данной предметной области. Наши учащиеся являются постоянными участниками таких конкурсов, как «Кит», «Инфознайка», «Бобер», «Найди свой ответ в WWW».

Преподавание ИКТ направлено не только на освоение теоретических знаний и формирование практических навыков, но и стимулируют развитие логического мышления, творческих способностей, умения ставить цели деятельности и доводить работу по созданию информационных объектов до конечного результата.

В заключении хотелось бы отметить, что формирование ИКТ - компетентности у учащихся позволяет им приобретать качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности. Развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде; прививает общую информационную культуру школьника; реализует индивидуальный подход в обучении учащихся; является платформой для реализации межпредметных связей.

Толстиков Сергей Викторович,

учитель информатики МБОУ ЛИТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Электронное пособие «Play and learn» как тренажер для формирования коммуникативной компетенции младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем...

Электронное пособие «Play and learn» как тренажер для формирования коммуникативной компетенции младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности (по УМК «Spotlight» -2)

ВведениеАктуальность темы. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потр...