ИГРА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья на тему

Белая Лариса Олеговна

 

В  статье  рассматриваются  предпосылки к применению игровых  технологий  и  особенности их использования в  обучении  школьников. Также  указывается значение  применения  игровых  технологий  в  обучении  и  развитии  детей. Сравниваются  игра  человеческой  практики и функции  игровой  деятельности  в  процессе  обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.О. Белая,

МБОУ г. Мурманска  СОШ № 20

г. Мурманск,  Россия

ИГРА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ  И  ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  

МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНИКА

Аннотация.  В  статье  рассматриваются  предпосылки к применению игровых  технологий  и  особенности их использования в  обучении  школьников. Также  указывается значение  применения  игровых  технологий  в  обучении  и  развитии  детей. Сравниваются  игра  человеческой  практики и функции  игровой  деятельности  в  процессе  обучения.

Ключевые  слова: игра, игровые  технологии, образовательный процесс, функции  игры, эффективное  средство интеллектуального развития, младший  школьный  возраст.

L.O.Belaya,

Secondary School #20

Murmansk, Russia

A  GAME  IS  AN EFFECTIVE  DEVELOPMENT OF THE

PERSONAL  AND  INTELLECTUAL  ABILITIES

                              OF  JUNIOR  SCHOOLCHILDREN

Abstract. The  article  discusses the prerequisites to the  use  of  gaming  technologies  and  their  use  in  teaching schoolchildren. Also indicated  the  importance  of  the  application  of  gaming  technologies in  the  education  and  development of  children. The  game  of  human  practices  is  compared with the  functions  of  gaming  activities in  the  learning  process. The  article has  a  small  history.

Keywords: game, gaming  technologies, educational process, functions  of  the  game, an  effective means  of the  intellectual abilities  development, junior  schoolchildren.

Каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто-либо из учащихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал учитель, все безрезультатно. Как сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь может оказать использование в обучении игровых технологий.

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения. В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра.

Игра – регулятор  всех  жизненных  позиций  учащегося. Школа  игры  такова,  что  в  ней  обучаемый – и  ученик,  и  учитель  одновременно.

Любая  технология  обладает  средствами,  активизирующими  и  интенсифицирующими  деятельность  учащихся,  в  некоторых  же  технологиях  эти  средства  составляют  главную  идею  и  основу  эффективности  результатов. К  таким  технологиям  можно  отнести  и  игровую  технологию.

Значение игровых технологий невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании

Игра  таит  в  себе  богатые  обучающие  возможности. Ученики,  естественно, над  этим  не  задумываются. Для  них  игра, прежде  всего, - увлекательное  занятие.  Использование  игровой  технологии  делает  учебно – воспитательный  процесс  более  содержательным  и  более  качественным,  так  как:

- игра  втягивает  в  активную  познавательную  деятельность  каждого  учащегося  в  отдельности  и  всех  вместе  и,  тем  самым,  является  эффективным  средством  управления  учебным  процессом;

- игра  имеет  определённый  результат  и  стимулирует  учащегося  к  достижению  цели  и  осознанию  пути  достижения  цели;

- в  игре  всегда  есть  некое  таинство – неполученный  ответ,  что  активизирует  мыслительную  деятельность  ученика,  толкает  на  поиск  ответа.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами  и появляются неимитационные игры. Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются

эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме. Задачей учителя является совместить значимое для ребенка и значимое с точки зрения процесса обучения, науки.

Каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто-либо из учащихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал учитель, все безрезультатно. Как сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь может оказать использование в обучении игровых технологий.

Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении[1].

Анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы показывает, что в современной науке нет целостной теории игры, существует ряд ее концепций в разных отраслях науки. В философии и культурологии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира, изучаются аксиологические основания игры и этнокультурная ценность игрового феномена. В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения. В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен. Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры[2]. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра[3]. Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Использование  игры  помогает  сделать  урок  более  интересным  и  увлекательным. Игровая  деятельность  не  только  организует  процесс  общения,   но  и  максимально  приближает  его к  естественной  коммуникации. Игра  развивает  умственную  и  волевую  активность. Являясь  сложным  и  одновременно  увлекательным  занятием,  она  требует  огромной  концентрации  внимания,  тренирует  память,  развивает  речь. Игровые  упражнения  увлекают  даже  пассивных  и  слабо  подготовленных  учеников,  что  положительно  сказывается  на  их  успеваемости.

Игра – уникальный  феномен  общечеловеческой  культуры,  её  исток  и  вершина. Ни  в  каких  видах  деятельности  человек  не  демонстрирует  такого  самозабвения,  обнажая  свои  психофизические,  интеллектуальные  способности,  как  в  игре.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  следующие функции:[4]

-    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-  социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра – регулятор  всех  жизненных  позиций  учащегося. Школа  игры  такова,  что  в  ней  обучаемый – и  ученик,  и  учитель  одновременно.

Любая  технология  обладает  средствами,  активизирующими  и  интенсифицирующими  деятельность  учащихся,  в  некоторых  же  технологиях  эти  средства  составляют  главную  идею  и  основу  эффективности  результатов. К  таким  технологиям  можно  отнести  и  игровую  технологию.

Использование  игровых  технологий  считается  наиболее  эффективным ( особенно  с  учащимися  начальной  школы),  потому  что с  помощью игры обучение становится  важным делом, ибо игра  является частью  детской жизни  и   игра – средство, снимающее неприятные или запретные   для  личности  школьника  переживания )

Экспериментальные  данные  свидетельствуют,  что  при  лекционной  подаче  материала  усваивается  не  более  20 – 30% информации,  при  самостоятельной  работе – до 50%,  при  проговаривании – до 70%,  а  при  личном  участии  в  изучаемой  деятельности,  т.е., игре – до 90% .[5]

Игровая  деятельность  в  процессе  обучения  выполняет  следующие  функции:[6]

  1. обучающую

( заключается  в  развитии  памяти,  внимания,  восприятии  информации,  развитии  общеучебных  умений  и  навыков);

  1. воспитательную

( заключается  в  воспитании  такого  качества  как  внимательное,  гуманное  отношение  к  партнёру  по  игре;  также  развивается  чувство  взаимопомощи  и  взаимоподдержки);

  1. развлекательную

( состоит  в  создании  благоприятной  атмосферы  на  уроке,  превращение  урока  в  интересное  и  необычное  событие,  увлекательное  приключение,  а  порой  и  сказочный  мир );

  1. коммуникативную

( заключается  в  создании  атмосферы    общения,  объединения  коллектива  учащихся,  установлении  новых  эмоционально – коммуникативных  отношений,  основанных  на  взаимодействии учащихся  друг  с  другом);

  1. релаксационную

( снятие  эмоционального  напряжения,  вызванного  нагрузкой  на  нервную  систему  при  интенсивности  подачи  изучаемого  материала);

  1. психологическую

( состоит  в  формировании навыков  подготовки  своего  физиологического  состояния  для  более  эффективной  деятельности,  а  также  перестройки  психики  для  усвоения  больших  объёмов  информации );

  1. развивающую

( направлена  на  гармоническое  развитие  личностных  качеств  для  активизации  резервных  возможностей  личности ).

Как  видим, игра  в  человеческой  практике  и  в  педагогической  деятельности  выполняет  одни  и  те же  функции, значит  опора  на  жизненный  опыт  ребёнка – одно  из  обязательных  условий  игры.

Значение игровых технологий невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.[7] 

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровые технологии используются в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Игра  таит  в  себе  богатые  обучающие  возможности. Ученики,  естественно, над  этим  не  задумываются. Для  них  игра, прежде  всего, - увлекательное  занятие.  Использование  игровой  технологии  делает  учебно – воспитательный  процесс  более  содержательным  и  более  качественным,  так  как:

- игра  втягивает  в  активную  познавательную  деятельность  каждого  учащегося  в  отдельности  и  всех  вместе  и,  тем  самым,  является  эффективным  средством  управления  учебным  процессом;

- игра  имеет  определённый  результат  и  стимулирует  учащегося  к  достижению  цели  и  осознанию  пути  достижения  цели;

- в  игре  всегда  есть  некое  таинство – неполученный  ответ,  что  активизирует  мыслительную  деятельность  ученика,  толкает  на  поиск  ответа.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами  и появляются неимитационные игры. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются

эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.[8]

В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют роли контролёра, судьи, учителя и т.д. Использование игровых технологий в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме.

Задачей учителя является совместить значимое для ребенка и значимое с точки зрения процесса обучения, науки.[9]

Список использованной литературы

  1. Абжамалова, Н. Д. Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку[Текст]/ Н. Д. Абжамалова,  Э. А. Жданова // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 419-423.
  2. Банников,   С.В. Использование  игровых  технологий  в  обучении  школьников. [Текст]/ С.В. Банников // Справочник классного руководителя. 2009 № 2— С.28-30
  3. Конышева,  А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку [Текст]/  А.В  Конышева. — Санкт- Петербург: Каро, 2006. —192с.
  4. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования[Текст]/ В.С. Кукушин,  А.В. Болдырева-Вараксина. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. —  592 с.
  5. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий[Текст]// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  6. Пукина, Т. В. Игровые технологии на уроках и на досуге. [Текст]/ Т.В. Пукина. —  Волгоград: Учитель, 2008. — 95с.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии[Текст]: учебное пособие /  Г.К. Селевко. — Москва: Народное образование, 1998. —256 с.
  8. Селевко,  Г.К.Энциклопедия образовательных технологий[Текст]: в 2-х т./ Г.К. Селевко. — Москва:  Народное образование, 2005. — 556с. —  1 т.
  9. Штарина, А.Г. Компетентностный подход в преподавании английского языка[Текст]/ А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011. —191 с.
  10. Хёйзинга Йохан.  Homo  ludens.  Человек играющий [Текст] / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. — Санкт - Пнтербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 416 с.


[1] Банников,   С.В. Использование  игровых  технологий  в  обучении  школьников./ С.В. Банников // Справочник классного руководителя. 2009 № 2— С.28-30

[2] Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

[3] Хёйзинга Йохан.  Homo  ludens.  Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. — Санкт - Пнтербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 416 с.

[4] Абжамалова, Н. Д. Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку/Н. Д. Абжамалова,  Э. А. Жданова // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 419-423

[5] Штарина, А.Г. Компетентностный подход в преподавании английского языка/А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011. — С.3 - 12

[6] Селевко,  Г.К.Энциклопедия образовательных технологий в 2-х т./ Г.К. Селевко. — Москва:  Народное образование, 2005. — 556с. —  1 т.

[7] Михайленко,  Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

[8] Конышева,  А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку /  А.В  Конышева. — Санкт- Петербург: Каро, 2006. —192с

[9]Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие /  Г.К. Селевко. — Москва: Народное образование, 1998. —256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по информатике в виде игры "Своя игра"

Урок повторения и закрепления основного программного материала по школьному курсу предмета «Информатика» за 10 класс; проверка общего уровня эрудиции; подготовка учащихся к экзамену по информати...

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...