Дополнительное образование, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями.
статья по теме

Колосова Ольга Ивановна

В статье даются рекомендации о необходимости включения воспитанников с особыми образовательными потребностия в различные виды внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями.

        Колосова Ольга Ивановна, воспитатель,

        Коррекционная школа-интернат №8, г. Саяногорск.

        Распад прежней воспитательной системы, социально-экономический кризис в стране сказались, прежде всего, на детях. Даже благополучные семьи бьют тревогу: детей затягивает улица, «новые», зачастую нежелательные влияния заполняют вакуум отсутствия воспитательной работы.

        Есть мнение, что все дело в том, что отсутствует социальный заказ на воспитание. Но время идет, дети растут и их надо воспитывать. А как?

        В своем педагогическом коллективе мы решили создавать в школе среду, которая воспитывала бы, развивала, корректировала бы психофизические недостатки детей с ограниченными возможностями. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - говорит народная мудрость. Значит, создание в школе среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать полезные привычки и сформировать модели поведения- особенно актуальная задача в наше время.

        Комплексный подход к сознанию благотворной социальной коррекционно-развивающей среды предполагает не только работу во время учебных занятий, но и во внеурочное время. Организовать свободное время с пользой для развития и воспитания детей - задача педагогов дополнительного образования.

        Исследования современных авторов доказывают, необходимость включения детей с особыми образовательными потребностями в различные виды внеурочной физкультурно-спортивной, социально-бытовой, эколого-биологической, туристко-краеведческой, технической, трудовой активности. ( В.М. Мозговой, Е.Д. Худенко и др.) В свое время еще А.С.Макаренко указывал, что развитию творческих возможностей школьника способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, где дети могут показать  неповторимость изделий, созданных своими руками.

        В коррекционной школе-интернате №8 г. Саяногорска дети занимаются в различных кружках, клубах, секциях и других творческих объединениях.

        На занятиях в ИЗО – студии разработаны различные способы действия с художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности бумаги пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации, с целью восстановления их психической чувствительности, пластические материалы подходят при работе с детьми, имеющими выраженную агрессию и т.д. То есть к развитию каждого ребенка педагог подходит строго индивидуально.

        В процессе занятия хореографией дети овладевают танцевально-плясовыми движениями, знакомятся с различными видами танца: от русского народного до современного. Их движения становятся правильнее, выразительнее, улучшается рече-двигательная координация.

        На занятиях по хоровому пению педагог старается повысить уровень певческих навыков, способствовать развитию артикуляции, музыкальных способностей и музыкальной культуры.

        Использование фольклорного материала на занятиях в кружке русских народных инструментов нацелено на формирование у детей знаний о традициях русского народа, обычаях, песнях и т.д. Воспитанник, шаг за шагом получающий знания о русской народной культуре, постепенно осознает свою принадлежность к родному народу и начинает ощущать себя гражданином страны.

        Занятия в кукольном театре способствует развитию мелкой моторики, речи. Дети не только слушают сказки, но и изготавливают куклы, заучивают роли, а затем приглашают на свои представления сверстников.

        Очень интересно проходят занятия по вязанию. Вязать своими руками, что бы участвовать на выставке прикладного творчества разных ровней – это огромная победа над собой для нашей категории детей.

        Так же в школе работают многочисленные спортивные секции, где детей приобщают к здоровому образу жизни.

        На дополнительных занятиях усваивается тот материал, который не изучается на уроках. Успешность зависит от атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованного отношения к действиям каждого ребенка, как со стороны педагога, так и со стороны коллектива. В связи с этим воспитанники чувствуют себя составной частью объединения единомышленников, что оказывает влияние на формирование таких положительных личностных качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление завершить начатое до конца. Таким образом  целью дополнительного образования является разностороннее развитие детей и,  как следствие этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни. Данный результат служит своеобразным ориентиром деятельности педагога, осуществляющего дополнительное образование. Способствовать этому будет решение таких задач, как:

  1. овладение воспитанниками теоретическими знаниями художественно-прикладного характера, способствующими изучению процессов, происходящих в природе, в обществе, в коллективе;
  2. ознакомление каждого воспитанника со способами взаимодействия с другими людьми;
  3. воспитание у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, честность, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению, потребность в здоровом образе жизни;
  4. преодоление отклонений познавательной, эмоционально-волевой, поведенческих сфер, характерных для этой категории детей.

        Основными принципами организации работы по дополнительному образованию являются: толерантность, учет коррекционного воздействия, индивидуализация, педагогический оптимизм, последовательность, комплексный подход.

        Хотелось бы особо подчеркнуть, что все занятия в нашей школе бесплатные, что немаловажно для детей из малообеспеченных семей.

        Таким образом, занятия в секциях, кружках, клубах и т.д. позволяют более успешно решать вопросы коррекции личности с нарушением интеллекта, оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют закреплению положительных эмоций,, увеличивают длительность, хорошего, уравновешенного настроения, повышают самооценку ребенка. Эти занятия способны реально помочь ребенку социально адаптироваться, что и является главной целью педагогов коррекционных школ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»

Общая незрелость личности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вы­ражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...

Статья. Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.

Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возмо...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...