Тема урока: Стародубская война с Польшей и Литвой.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

ОЛЬГА ИВАНОВНА ЛАЙКОВА
Конспект урока по теме: "Стародубская война с Польшей и Литвой."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starodubskaya_voyna_s_polshey_i_litvoy._7kl_.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Рассмотреть причины, ход и результаты  Стародубской войны с Польшей и Литвой

Образовательные
ресурсы

1) Андреев И.Л. История России  XVI – конец  XVII  в. 7 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016.

План урока

  1. Причины
  2. Ход и результаты  Стародубской войны с Польшей и Литвой

Личностно значимая проблема

Почему первая половина XVI века была отмечена успехами во внешней политике России

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Венчание на великое княжение, челобитная, ханства

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Тема:  Стародубская война с Польшей и Литвой.    7 класс

Модули

урока

Учебные задачи для организации

образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание

образовательных

результатов

Проверка и актуализация знаний

Исторический диктант

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

Работа с вопросами

Изучение нового материала в группах

Учитель организует работу с презентацией (рассказ учителя) дополнительным материалом по теме урока

Приложение 1

Учащиеся читают первоисточник, отвечают на вопрос.

Работа с текстом первоисточника. Беседа.

Обсуждение нового материала

Презентация результатов работы групп

Учитель организует выступления групп.

Учащиеся выступают перед классом, отвечая на поставленные перед ними вопросы.

Презентация самостоятельной работы

Первичное закрепление материала

Вопрос:

- Сформулируйте предпосылки Русско-литовской (Стародубской) войны 1534–1537.

- Проследите ход войны на карте.

-Каковы условия Московского перемирия (Приложение 2)

Учащиеся формулируют при помощи учителя предпосылки Русско-литовской (Стародубской) войны 1534–1537 и условия Московского перемирия.

Домашнее задание

Записи в тетради


Елена Глинская предложила Сигизмунду I заключить мир на базе перемирия, заключенного в 1522 году после предыдущей русско-литовской войны и продлевавшегося в 1526 и 1532 годах. Однако Литва в расчёте на внутренние смуты и бессилие правительства в период малолетства наследника престола, надеясь отвоевать у Русского государства потерянные ранее земли, объявила ему в феврале 1534 года ультиматум с требованием вернуться к границам 1508 года. После того, как ультиматум был отвергнут, Великое княжество Литовское начало боевые действия.

Ход войны

Литовское войско было разделено на три отряда. Первый, под командованием киевского воеводы Андрея Немировича и Анатолия Чижа 9 августа выступил в Северскую землю и захватил Радогощ. В то же время были предприняты безуспешные попытки взять Чернигов, Стародуб и Почеп. Второй отряд под командованием князей И. Вишневецкого и А. Коверского перешёл границу 13 сентября и двинулся на Смоленск, однако взять город не смог, а контратака русского гарнизона во главе с Н. В. Оболенским отбила литовские войска от города. Третий отряд под командованием гетмана Ю. Радзивилла оставался в Могилёве в качестве стратегического резерва.

После отступления литовцев от Смоленска Сигизмунд I 1 октября 1534 года распустил своё войско, оставив только 3 тысячи человек для охраны пограничных крепостей. Этим немедленно воспользовались русские, которые перешли в наступление и продвинулись на 300 вёрст вглубь литовской территории до Долгиново и Витебска, значительно её опустошив и взяв богатый полон. Вскоре последовало ещё более крупное наступление русской армии численностью до 60—70 тысяч человек.[1] Три войска выступили 3—5 февраля 1535 года из-под Смоленска, Опочки и Стародуба. Они не пыталось штурмовать укреплённые города, а предпочитали разорять обширные сельские территории, где литовцы не могли оказать какого-либо сопротивления. Русские отряды доходили вплоть до окрестностей Вильны и Новогрудка. В конце февраля — начале марта русские войска благополучно возвратились в рубежи Русского государства с богатой добычей. Этот рейд подорвал экономику Литвы, которая не могла продолжать войну в одиночку. На помощь литовцам были собраны польские войска.

Русское государство, укрепляя западное направление, построило крепость Себеж и попыталось взять Мстиславль. Польское войско, однако, перешло в наступление на юго-западном направлении и 16 июля взяло Гомель, а 30 июля осадило Стародуб. В это же время на рязанские земли начался набег крымских татар, и значительная часть русского войска была переброшена туда. Поэтому русское командование не имело возможность послать войско на помощь Стародубу. Его гарнизон под командованием воеводы князя Фёдора Овчины-Оболенского упорно оборонялся, отбивая многочисленные атаки. Литовцы впервые применили мины и, взорвав часть стены, вновь атаковали город. Овчина-Оболенский отбил две атаки, однако силы наступавших значительно преобладали и город был взят и сожжён, мирных жителей в количестве 13 тысяч человек поляки и литовцы полностью истребили.[2] По оценкам М. М. Крома, учинённая Тарновским жестокость выбивалась из практики того времени. Позже Иван IV в переписке вспоминал: «в наши не в свершенные лета отец государя вашего Жигимонт король прислал своих людей с бесермены к нашей вотчине к Стародубу, и город взяли, и воевод наших, и детей боярских с женами и с детьми многих поимали и порезали, как овец».[3]

14 сентября 1535 великий князь отправил письмо гетману ВКЛ, который находился с войском под Стародубом, о необходимости восстановления замка Стародубского и заселению людьми[4].

Для предотвращения дальнейших польско-литовских завоеваний жители Почепа были переведены в Брянск, а сам город был сожжён. Польско-литовская армия заняла пепелище, но затем отошла в Литву. Неудача наступления заставила Сигизмунда I начать переговоры о мире. Боевые действия на время переговоров временно приостановились, чем попытались воспользоваться литовцы. 20-тысячный отряд Андрея Немировича и Яна Глебовича 27 февраля 1536 осадил крепость Себеж. Все попытки овладеть крепостью штурмом оканчивались неудачей. Наконец, себежский гарнизон контратаковал литовские войска и обратил их в бегство. Когда литовцы отступали по Себежскому озеру, лёд под ними проломился и практически всё войско погибло.

После этого военная инициатива перешла к русской стороне. Были совершены походы под Витебск и Любеч, где были сожжены посады, разорены окрестности и выведен огромный полон. Менее удачным был поход русских под Кричев. Изменившаяся ситуация заставила Сигизмунда активизировать поиски мира. Русские также желали заключения перемирия, так как им угрожали Казанское и Крымское ханства.

Результаты войны

Перемирие было заключено 18 февраля 1537 года в Москве. Согласно ему, Гомельская волость переходила Литве, а Себеж, Велиж и Заволочье оставались в Русском государстве.

По мнению М. М. Крома, война 1534—1537 годов выявила растущую слабость военной организации Великого княжества Литовского и усиление его зависимости в оборонной сфере от помощи соседней Польши[5]. Прежняя система земского ополчения пришла в упадок, а для найма жолнеров не хватало средств. Успехами летней кампании 1535 года литовцы были обязаны полякам. Военная организация Русского государства, основанная на поместной системе, обнаружила в этой войне преимущества перед литовской в отношении дисциплины и единоначалия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме:Вторая Мировая война и Великая Отечественная война

Данный материал может быть использован в качестве проверки знаний после изучения представленной темы....

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Практическая работа по теме «Вторая мировая война и Великая Отечественная война»

Данная работа поможет актуализировать знания обучающихся по ВОВ....