«Система уроков по изучению раздела «История России с древнейших времён до конца XVl века» в контексте внедрения ФГОС ООО»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Щербинкина Наталья Анатольевна

Несколько уроков по истории России в 6 классе рассмотрены с точки зрения внедрения новых образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Московский областной центр интернет Образования.

Тема индивидуального проекта:

«Система уроков по изучению раздела «История России с древнейших времён до конца XVl века»  в контексте внедрения ФГОС основного общего образования»

Щербинкина Наталья Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ Туровской ООШ

Руководитель:

к.и.н., доцент Бухаренкова О.Ю.

Г. Орехово-Зуево 2013 г.

Оглавление.

Введение.

Часть 1. Конспекты уроков к разделу «История России с древнейших времён до конца 16 века».

1.1  Начало раздробления Древнерусского государства.

1.2 Нашествие с Востока.

1.3 Реформы Избранной Рады.

1.4 Русь и Золотая Орда.

1.5 Культура русских земель в Xll – Xlll в. в.

Заключение.

Приложения.

Введение.

К важнейшим личностным результатам изучения данного раздела можно отнести осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Изучение данного раздела позволяет формировать  первичные ориентиры для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России. Тематика этого раздела поможет учащимся понять  место и роль политических центров раздробленной Руси во всемирно-историческом процессе,  показывает значение наследия этого периода для современного общества. Изучение отрицательных последствий раздробленности покажет значение государственной целостности для успешного развития народов и наций во все времена. Знакомство с героическими страницами защиты Руси от нашествия иноплеменниками способствует  воспитанию учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков.

Метапредметные результаты представляют собой освоенные учащимися обобщенные, универсальные способы деятельности. Раздел поможет овладеть  умениями работать с учебной и дополнительной  информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,  формулировать и обосновывать выводы).

Данный раздел позволяет привлечь значительное число ярких, интересных исторических источников.  Это отрывки из «Повести временных лет», из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь, из «Повести о житии Александра Невского», «Поучение детям» Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» и  многие другие. Этот материал способствует  овладению умениями работать с историческими источниками (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы).

Предметные результаты представляют собой усвоенные учащимися при изучении раздела  знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки.

Изучение тем «Нашествие с Востока» и «Борьба Руси с западными завоевателями» позволяет определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, оценивать их.

Работая над темами раздела дети учатся указывать хронологические рамки периода, осваивают такие важнейшие даты, как даты первого упоминания о Москве, Невской битвы, Ледового побоища, битвы на Калке, походы Батыя на Русь и др. Работу с датами можно организовать в игровой форме в виде исторического лото.

Темы данного раздела позволяют привлечь обучающихся к самостоятельной творческой работе над наиболее яркими вопросами. На этом этапе изучения истории особое внимание уделяется расширению опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Учащиеся могут подготовить творческие работы по таким темам как:

  • Оценка деятельности Владимира Мономаха.
  • Юрий Долгорукий: «Приди ко мне брате в Москов».
  • Чингисхан – создатель державы монголов.
  • Александр Невский… и др.

Можно организовать групповую работу над изучением основных политических центров раздробленной Руси.

Особое внимание следует уделить богатому культурному наследию периода. Возможно проведение интегрированного урока истории и литературы на основе изучения «Слова о полку Игореве». Возможно организовать дискуссионный урок по «Поучению детям» Владимира Мономаха.

Дети могут получить индивидуальные задания на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников зодчества данного периода.  

Все эти  виды работы способствую развитию самостоятельной познавательной активности обучающихся,  развивают способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация).

Учебно-методическое и информационное обеспечение раздела «История России с древнейших времён до конца 16 века».

УМК Просвещение издательство «Сфера».

1. А.А. Данилов. История. Россия с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс.

2. Электронное приложение к учебнику. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс"

3. Тетрадь-тренажёр. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс"

4. Тетрадь-экзаменатор. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс"

5. Иллюстрированный атлас. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс"

6. Рабочая программа. 6-9 классы. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс"

7. СD «Энциклопедия истории России»

8. Мультфильм «Евпатий Коловрат».

Часть 1. Конспекты уроков к разделу «История России с древнейших времён до конца 16 века».

1. 1 Начало раздробления Древнерусского государства.

Цели урока:

      Закрепить пройденные темы в виде фронтальной беседы. Выяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса;

      Развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой;

 учить выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

Личностные результаты.

осознание своей идентичности как члена этнической группы.

Метапредметные результаты

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, систематизировать, анализировать и обобщать факты

Предметные результаты

Овладение целостным представлением о единстве исторического пути России и Европы на основе изучения причин и последствий феодальной раздробленности.  Овладение способностью применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения указанного исторического явления. Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха

План урока:

1. Историческая разминка

2. Правление Владимира Мономаха

3. Причины раздробленности Руси

4. Положительные и отрицательные последствия раздробленности.

Новые термины и даты: 1113 год - начало княжения Владимира Мономаха; уделы, экономика, эксплуатация.

                                            Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1.  Историческая разминка

  1. Как называлось народное собрание в Древней Руси?
  2. Какие исторические события отображают рисунки (месть Ольги)
  3. Что такое погосты, кто их установил?
  4. Назовите элементы мужской одежды русского крестьянина.
  5. Назовите памятники культуры, появившиеся на Руси в результате
  6. введения христианства.
  7. Какой князь, отправляясь на войну, говорил: «Иду на Вы»
  8. Назовите имена князей, правивших в порядке очередности.

Отвечают на вопросы устно.

2. Правление Владимира Мономаха.

Вспомним нашу основную тему: Начало раздробленности Руси.

 1. Кому оставил русские земли Ярослав Мудрый, и почему его наказ сыновьям не был выполнен?

2. Каковы решения Любечского съезда князей?

3. Что такое феодальная усобица?

        Учитель рассказывает о восстании в Киеве в 1113 году и вокняжении Владимира Мономаха.  Сообщение учащегося о Владимире Мономахе.

После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава наступает период феодальной раздробленности на Руси.

            Физминутка.

Участвуют в беседе, слушают сообщение ученика, выясняют, что подтолкнуло киевлян пригласить Владимира Мономаха княжить в Киеве.

Использование термина «усобица».

Задача: Использовать слово усобица в различных по смысловому значению предложениях.

Читают Устав, выписывают его основные положения.

Рассматривают карты  Руси XI и XII вв. Сравнивают их. (В XI в. Русь единое государство, в XII - распадается на княжества, теряет территории на юге и продвигается на северо-восток.)

3.  Причины раздробленности Руси

Задание: - Выделите политические причины раздробленности красным                карандашом, экономические - синим.

Раздробленность была характерна только для Руси?

        - Выясним в чем плюсы и минусы раздробленности.

Сравнивают с причинами раздробленности в Европе

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с термином «эксплуатация». Составить с этим термином несколько словосочетаний.

4. Положительные и отрицательные последствия раздробленности.

Сравнить с последствиями раздробленности в Европе.

Учащиеся читают пункт 5 в учебнике и выполняют задание в тетради-тренажёре. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс"

        

Итог урока, выставление оценок, организация домашнего задания по П. 9 , тетради тренажёру.

1, 2 Нашествие с Востока. На доске тема «Множество мертвых лежаша, и град разорен, земля пуста, церкви пожжены..., только дым и земля и пепел» 

Тип урока: урок исследование.

Технология: проблемная.

Цели:

Выяснить причины монгольской экспансии, раскрыть причины завоевания Руси монголами, показать героический характер обороны русских земель, усвоить даты и основные направления походов Батыя на Русь, познакомиться с историческими личностями.

Учить работать с историческими источниками, с картой, анализировать статистические данные, давать оценку событиям.

Воспитывать патриотизм на примерах героической обороны русских земель от монголов.

Даты, имена понятия.

1223 битва на Калке, 1237 – 1238 поход Батыя на Северо-Восточную Русь, 1239-1242 поход на Юго-Западную Русь.

Чингисхан, Батый, Юрий Всеволодович – кн. Владимирский, Е. Коловрат,

Тьма. темник, стан, фураж.

Оборудование урока.

Презентация, интерактивная доска, карточки с документами и вопросами к ним. Книга памяток  в портфолио, набор карточек с несколькими пустыми заготовками.

Ожидаемы результаты:

Личностные

Воспитание патриотизма на героических примерах защитников русской земли.  Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе самостоятельной работы с текстом исторических источников.

Метапредметные.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в соответствии с требованиями рабочего листа к уроку. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для моральной оценки подвига защитников Рязани. устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы на основе самостоятельной и групповой работы с текстом летописей.

Предметные.

учащиеся должны усвоить даты походов Батыя на Русь и сражения на Калке,  уметь показывать на карте направления походов Батыя, познакомиться с подвигом защитников русских городов. Обучающиеся должны понять, что разобщённость, отсутствие взаимопомощи ослабляло людей во все исторические эпохи

Ход урока.  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка проблемы:

 На прошлом уроке мы рассмотрели главные политические центры Руси к началу 13 века. Назовите и покажите их на карте. Эти русские княжества были на пике своего экономического, политического и культурного развития. И вдруг в Суздальской летописи  этого периода расцвета русских земель появляются такие строки «Множество мертвых лежаша, и град разорен, земля пуста, церкви пожжены..., только дым и земля и пепел». Какой могучий враг вторгся на нашу землю? Почему он смог разорить процветающие русские княжества? – Этой проблеме посвящён наш урок.

 Называют русские княжества, показывают их на карте.

1. Держава Чингисхана.

Учитель задаёт вопросы о державе Чингисхана по курсу истории средних веков

Учащиеся отвечают на вопросы, работают у карты,  делают вывод о силе монголо-татар

2. Битва на Калке.

Вопрос учителя.

1. В чём причина поражения русских войск на Калке?

Самостоятельно читают учебник, выполняют задание № 1 в  тетради тренажёре. Затем 1 ученик на карте находит и отмечает место сражения,  Другой ученик записывает на доске дату и событие 1223 г. Битва на Калке.      (после каждой записи на доске учащиеся делают записи на карточках с датами).

3. Вторжение на Русь.

 

Учащиеся смотрят презентацию, читают отрывки из летописей и отвечают на вопросы к ним. (см. приложение к уроку). Смотрят отрывок из мультфильма «Евпатий Коловрат». Находят места сражений на карте.

Подведение итогов, решение проблемы урока. 

Мы познакомились с многочисленными примерами  отваги, самопожертвования и героизма защитников русских городов. Но почему  Русь  оказалась под властью монголо-татар? Для этого сформулируйте, в чём сила монголо-татар и слабость защитников Руси. 

Отвечают на вопросы, формулируют решение проблемы урока.

Организация домашнего задания. П. 12 п. 5. Самостоятельно. В. 1, 3, 4, 5,  Задание по выбору: описать на выбор, Батыя или  Евпатия Коловрата. По памятке.

1, 3 Куликовская битва 1380 г.  на доске тема ««Прииде час и время приближеся… Дерзайте братья  и други!».

Тип урока: урок игра.

Технология: проблемная

Цели: раскрыть значение Куликовской битвы в истории России, показать роль процесса объединения русских земель вокруг Москвы в победе, одержанной на Куликовом поле, познакомить с яркими историческими личностями и с их вкладом в дело освобождения Руси от иноземного ига.

Учить высказывать своё мнение, развивать внимание, самостоятельность.

Воспитывать патриотизм на примерах героизма и самопожертвования русских воинов,

Оборудование.

Картины «поединок Пересвета и Челубея», «Утро на Куликовом поле», иллюстрации снаряжение русского и татарского воинов, карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками». Фотографии из школьного музея, икона Сергия Радонежского, рисунки детей по теме Куликовская битва.  

Литература.

 Хрестоматия по истории России.

Учебники по истории России,

Материалы школьного музея.

Мультимедийное пособие «Энциклопедия истории России».

Ход урока.

1. Постановка проблемы:

Прошло около 150 лет после того, как Русь подверглась сокрушительному набегу хана Батыя. Почему русские княжества не смогли дать отпор врагам?

Сегодня мы должны выяснить, что изменилось на Руси, что позволило одержать победу на поле Куликовом?

Класс за несколько дней был поделён на две команды, каждая из которых получила свои задания. Теперь они будут состязаться в сходных заданиях, набирать баллы, которые ставит жюри.

2. Состязания команд.

1 тур «Бой богатырей» (выступление двух учащихся с сообщениями  «Князь Дмитрий Иванович Донской» и «Князь Владимир Андреевич Серпуховской Хоробрый).

2 тур  «Силы сторон» (выступление двух учащихся с описанием подготовки русского и монгольского войска к битве, описание снаряжения русского и монгольского воина по подготовленным рисункам).

3 тур «Ожившая летопись» (выступление двух учеников с отрывками из «Задонщины», которые описывают ход битвы).

4 тур. «Зашита проектов» («Памятник Дмитрию Донскому в селе Турово», (краеведческий материал), «Сергий Радонежский»).

5 тур. «Ожившая картина» Команды получают репродукцию картин «Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского». и «Утро на Куликовом поле». Они должны охарактеризовать  ее содержание, основное событие, характеры героев, смоделировать беседы, которые могли состояться между героями картин.

Подведение итогов игры, ответ на проблему урока.

Организация домашнего задания: П. 18 В. 1-4.

1.4 Реформы Избранной Рады.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского),

Цели: Познакомить с личностью Ивана Грозного, сформировать представление о том, что реформы Избранной рады способствовали укреплению центральной власти.

Учить работать с текстом исторической монографии, учить оценивать историческую личность и её деятельность.

Воспитывать отрицательное отношение к жестокости и насилию в любых проявлениях.

Ожидаемые результаты.

Личностные

Готовность и способность к саморазвитию, мотивация к познавательной деятельности. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  групповом сотрудничестве.

Метапредметные.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать оценку личности и её деятельности.

Предметные

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

План

  1. Личность Ивана IV.
  2. Укрепление центральной власти, реформы Избранной Рады.

Деятельность учителя,

Деятельность учащихся.

Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный. Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV

  1. Личность Ивана IV.

Записывают тему и план.

Работают  по группам с отрывками из Ключевского, находят, какие факты его детства могли отложить отпечаток на формирующийся характер юного царя. Формулируют личностные характеристики Ивана 4.

После групповой работы беседа, обмен мнениями о личности Ивана 4.

2. Укрепление центральной власти. Реформы Избранной Рады.  Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство.  Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?

Как управлялось государство в начале 15 века?

Так назывался правитель в России в 15 веке? (Великий князь).

Так назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).

Так назывались центральные органы управления (приказы).

Так назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Рассказ учителя о создании и составе Избранной Рады. После самостоятельной работы с учебником и тетрадью тренажёром обобщающая беседа по оценке деятельности царя.

  • Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
  • Перечислите реформы, Которые проводились в первые годы царствования Ивана Грозного.
  • Какую роль играли приказы?
  • Что изменилось в системе местного управления?
  • Способствовали ли они укреплению власти царя, докажите.

Просмотр СD диска. Ответы на вопрос об отличиях княжеской и царской власти.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом учебника и выполняют задания в тетради тренажёре. Затем беседа.

Запись дат реформ на карточки

Подведение итогов урока, выставление оценок, организация домашнего задания.

§23 Творческое задание по желанию: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана

Сильным учащимся карточки: работа с документом: Фрагмент из Уложения о службе (1556) Ивана Грозного. В «Уложении» идет речь о создании дворянского ополчения.

1.5 Просвещение, устное народное творчество, литература, архитектура и живопись в 14-16 веках.

Тип урока: урок проект.

Технология: использование исследовательских методов обучения.

Цели: Показать, как после избавления от Ордынского ига формировалась национальная русская культура. Познакомить с основными достижениями русской культуры этого периода.

Учить самостоятельно находить и обрабатывать информацию, работать с различными источниками.

Воспитывать уважение к достижениям русской культуры.

Ожидаемые результаты.

Личностные.

освоение гуманистических традиций и ценностей, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, уважение к культуре своего и других народов

Метапредметные.

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы.

Предметные.

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Ход урока.

Учащиеся были разделены на группы, которые получили задание подготовить мини-проекты по следующим темам: А) просвещение, Б) устное народное творчество, В) литература, Г) архитектура, Д) живопись.

План урока:

1. Вступительное слово учителя о взлёте в развитии русской культуры периода конца 15-16 веков. Постановка задачи урока «Выделить особенности развития русской культуры конца 15- 16 веков, сравнить их с особенностями предыдущих периодов и с особенностями развития культуры данного этапа в Европе».
2. Выступление групп с мини-проектами по указанным темам. Учащиеся записывают основные достижения культуры в тетрадь. После каждого выступления подводится промежуточный итог по поставленной задаче урока.

3. Обобщающий вывод по задаче урока.

4. Подведение итогов, организация домашнего задания. Составить тест по П. 26, 27, 28.

Заключение.

Предложенные конспекты уроков были уже апробированы на практике, хотя и не в полном объёме. В них применялись проблемные технологии в тестной связи с использованием исследовательских методов обучения. Эти технологии  позволяют активизировать самостоятельную познавательную активность обучающихся. Для детей проблемный урок носит черты научного исторического исследования, подталкивает к творчеству, к поиску неординарных решений задачи, развивает интерес к предмету и активизирует мотивацию изучения истории в школе. Основная  особенность ученического исследования  - это то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Работа над ученическим исследованием может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности  личности в целом – то есть к эффекту развития.    

  • Формируется  аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  •  развивается целеустремленность и системность в деятельности;
  •  осуществляется содействие в профессиональной ориентации школьников;
  • ученик  начинает осознавать, что исследовательские способности и активность – важное и ценное качество личности, изменяется мотивационная сфера;
  • проявляется  способность учащихся ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных,  всё более сложных сферах.

Проблемное обучение на первый план ставит ученика, его интересы, а учитель играет роль  ведущего. Но подготовительная работа к уроку значительно увеличивается, Учитель должен не только сформулировать проблему, но и найти материал для её решения, помочь учащимся овладеть навыками исследования. Но нельзя ожидать от учеников самостоятельного овладения навыками учебного исследования. Это работа учителя и место этой работе на уроке.

 

Список литературы.

  1. Выготский Л.С.  Лекции по психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. М., 2000.
  3. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт. –сост. М. Н. Чернова. – М. : Эксмо, 2006.
  4. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие — М: Гардарики, 2002.
  5. Тэкэкс К. Одаренные дети. — М.: Прогресс, 1991.
  6. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс  — М.: Новое знание, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...

Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

Задания для проверки знаний по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века" для учащихся 6 класса....

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...