Северная война 1700-1721
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Чесных Юлия Андреевна
Конспект урока,поможет и учителю и ученику в изучении и закреплении материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Курс: История России. Конец XVI-XVIII век

Класс: 7

Тема урока: Северная война

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный

Учебное оборудование: История России: Конец XVI-XVIII век: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2002. – 240 с.: ил, карт, компьютерная презентация.

Цель урока: рассказать о ходе, этапах и основных сражениях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и её изменения в течение войны, оценить значение военных реформ в победе России.

Задачи:
Образовательная: познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся;

Развивающая продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой;

Воспитательная воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Основные понятия:

Регулярная армия - постоянная армия;

Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

Редут – земляное укрепление.

Основные даты и события:

1700-1721г.г.- Северная война

1700г.- поражение русских под Нарвой.

1703г.- основание Санкт-Петербурга.

28 сентября 1708г.- сражение у деревни Лесной.

27 июня1709г.   – Полтавская битва.

1711г.- Прутский поход.

27 июля 1714г.- разгром шведов у мыса Гангут.

27 июля 1720г. – победа над шведским флотом у о. Гренгам.

1721г.- Ништадский мир.

Внутрипредметные связи: 1701-1714- война за Испанское наследство в Европе; 1713 г. – Утрехтский мир и окончание войны за Испанское наследство. Бельгия переходит к австрийским Габсбургам; 1718- смерть Карла XII.

Северная война- война между коалицией северных государств и Швецией за прибалтийские земли, продолжавшаяся более 20 лет и закончившаяся поражением Швеции.

Ход урока

1.Орг. момент

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы продолжим мысленное путешествие в эпоху Петра Великого, чтобы еще раз убедиться в его стремлении сделать Россию великой и процветающей страной. Наш урок будет посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великой Северной.

2.Проверка домашнего задания 

Но для начала давайте вспомним основные события, которые предшествовали этой войне. (Слайды 3-9)

Вопрос: Соправителем Петра I был его слабоумный брат:

а) Алексей

б) Василий

в) Борис

г) Иван

д) Даниил

Ответ: Иван

Вопрос: Кто был регентом до совершеннолетия Петра I?

а) его мать Наталья Кирилловна;

б) его мачеха Мария Ильинична;

в) его сестра Софья Алексеевна;

г) его тётка Марфа Михайловна;

Ответ: его сестра Софья Алексеевна.

Вопрос:  Фаворитом  Софьи, совершившим два неудачных похода на Крым, был князь:

а)  Фёдор Апраксин;

б) Артамон Матвеев;

в) Яков Долгорукий;

г) Борис Шереметьев;

д) Василий Голицын;

е) Кондратий Булавин;

ж) Александр Меншиков;

Ответ: Василий Голицын

Вопрос: Первый военный успех Петра I?

а) захват северного побережья Каспийского моря;

б) взятие Азова;

в) присоединение Крыма;

г) захват устья Невы;

д) захват устья Дуная;

Ответ: Взятие Азова

Вопрос: Назовите годы  Великого посольства?

Ответ: 1697-1698г.

Вопрос: Цели Великого посольства?

1)Вербовка (привлечение) на русскую службу иностранных специалистов;

2) поиск  союзников против шведов;

3) обучение Петра I наукам и ремёслам;

Вопрос: Первые гвардейские полки в России («потешные»)

Ответ: Семёновский и Преображенский

3. Изучение Нового материала

1. Начало войны. Поражение под Нарвой.

2. Военные реформы, реорганизация русской армии.

3. Полтавская битва.

4. Прутский поход.

5. Морские сражения Северной войны.

6. Заключение Ништадского мира.

Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. (Слайд 10) В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие? (Слайд 11).

Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них.
Вопрос учителя: Укажите какую?

Ответ: (Выход в Черное море)

Вопрос учителя:  Что было сделано для её решения

Ответ: Петром I были предприняты (Азовские походы 1695, 1696 гг.)

Каковы были причины войны России со Швецией? (Слайд 12)

-Добиться выхода к Балтийскому морю.

-Вернуть побережье Финского залива (Ингрию), отторгнутую Швецией в начале XVII в.

-Повысить международный статус России. Превратить Россию в морскую державу.

I. Начало войны. Сражение под Нарвой

К началу XVIII века все восточное побережье Балтики контролировала Швеция. Под её властью оказались и те территории на востоке Финского залива, которые веками принадлежали России. Балтийское море превратилось в своего рода « Шведское озеро». И это не могло не  вызвать беспокойства соседних со Швецией стран. Для борьбы с её владычеством на Балтике в 1699 году был заключён  Северный союз в составе России, Дании и Саксонии. (Слайд 13)

Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? (Слайд 15)

Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность. Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек. Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил: (Слайд 16) кроме казаков, башкир, она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали только не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим. Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года (Слайд 17). Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян (рекрутской повинности подлежат все сословия и все классы населения; срок службы – пожизненный), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию. (Слайд 18) К этому можно добавить ещё то, что Россия имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.

Учитель: Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

Первый этап войны (1700-1701) 

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны. (Слайд 20) При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.

Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой (Слайд 22)
«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

Вопросы: 

– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
– Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?

1)Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие

3) тогда необходимость победила лень и принудила работать

Новые преобразования Петра

Второй этап – 1701-1706. (Слайд 23)

До вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление . Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.
Первые победы не заставили себя ждать
(Слайд 24). В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов. Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея   Первозданного и чин фельдмаршала). В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал:

«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен» – переименован в Шлиссельбург – «ключ-город»

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт-Петербург. (Слайд 25)

Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

Итог: Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился второй этап войны.

Усвоив уроки «нарвской конфузии» Петр провел реорганизацию армии.

Военные реформы - одни из первых петровских реформ - проводились методами жестокого принуждения как в отношении самих рекрутируемых, так и в отношении налогоплательщиков, т. е крестьян. (Стр 106- 107) прочитать самостоятельно и  найти  меры, принятые Петром 1, для усиления армии и сделайте вывод: Какой стала армия после реформы? (5 минут) (Слайд 27)

Ответ: Из пункта  следует вывод, что армия к 1708 году стала регулярной  т.е. постоянной, сильной и боеспособной.

II.Полтавская битва

Начинается третий этап – 1708-1709 (Слайд 29).

24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию.
В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые для шведов последствия.

Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии».

Полтавская битва 27 июня 1709г.

План шведского короля – достигнуть Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на три месяца (апрель – июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь. На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов  (
укрепление земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны) в линию и четыре редута перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов – до 30 тыс. человек. Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона. Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии. 27 июня в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй – конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва.

Перед  битвой Карл сказал следующее: «Воины! Я призываю вас овладеть этой землей, ее богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»

Пётр тоже обратился к своим войскам: «Воины! Вот пришел час, который решить должен судьбу Отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество…».

В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв. Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены.

Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики.

Значение битвы (Слайд 34)

-Переломный момент в войне.

-Восстановлен антишведский союз.

-Последнее крупное сражение на суше.

-Повысился международный авторитет России.

В 2009 году победе в Полтавской битве исполнилось 300 лет.

Задание классу: определите причины победы русской армии в Полтавской битве.

Ответы: Во-первых, помогли реформы Петра 1.

 Во-вторых, возрос боевой дух армии, в том числе и благодаря личному                  примеру царя.

В-третьих, мужество и героизм  солдат,  и умелое командование.

III.Прутский поход

– Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Начался четвертый этап войны. (Слайд 35)

Новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести: (Слайд 36)
– требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;
– подстрекательство Турции со стороны западных держав;
– захват Азова в 1696 году;
– появление русского флота в Азовском море.

Полтавская победа изменила расстановку сил в войне. Дания и Польша вновь возобновили союз с Россией, а затем к ним присоединилась Пруссия. Однако активных военных действий они не вели.

Тем временем русская армия овладела Ригой, Ревелем, Выборгом, Перновым, Корелой. Восточное балтийское побережье оказалось полностью освобожденным от шведов.

Находившийся в Турции Карл XII, лишившийся своей армии, сумел убедить султана в необходимости совместного выступления против ослабленной войной России. В 1711 году Турция объявила России войну. Это означало для  Петра борьбу на два фронта. Огромная турецко-крымская армия (180 тысяч человек при 440 орудиях) окружила лагерь русских (38 тысяч человек при 120 орудиях) на реке Прут. Здесь находились не только царь Пётр и его жена Екатерина, но и весь двор, всё руководство армией. Ситуация казалась безысходной и крайне опасной. Тогда Екатерина  собрала все драгоценности и золото и передала их турецкому визирю, возглавлявшему армию неприятеля, в обмен на выход русской армии из окружения. По условиям  перемирия Россия возвращала Турции Азов, соглашалась  не препятствовать возвращения Карла XII в Швецию, не  держать своих войск в Речи Посполитой. Турция соглашалась не просто  выпустить русскую армию из окружения, но и сохранить за ней знамёна и оружие, включая артиллерию. Эти события несколько затянули ход Северной войны, которая, казалась, была завершена под Полтавой. (Слайд 37)

Вопрос:
– Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?
Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала, контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.

IV.Морские сражения (39 слайд)

Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713-1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море (Слайд 40).

Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.).
Бой при
Гангуте Петр назвал морской Полтавой. (Слайды 41-42):
– Петр, боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте полуострова.
– Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились.
– Пётр обошёл шведов и, обогнув полуостров, воссоединил эскадру.
А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией.

Вопрос:
– Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?
Ответ: Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции, ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I.

Как доказательство этому служит Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.). (Слайд 43), в котором на глазах британцев русские галеры под командованием М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли. Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.

 V.Ништадтский мир

Не надеясь больше на свои возможности (Слайд 45), шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому

-к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;

-к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.

VI. Значение Северной войны (Слайд 46)

Трудно переоценить значение Северной войны. Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой.

В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей. (47 слайд)
– А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее?

4.Закрепление (Слайд 48)

А узнать, как вы запомнили события войны, нам помогут слайды с вопросами. (Слайды 49-57)

1)в

2) г(16 мая 1703г).

3)а

4)а

5)в

6)г

7)а

8)б

5. Обобщение

Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.

6.Домашнее задание (Слайд 57) 

1. Параграф 14
2. Знать основные даты и события.

7.Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1700-1721

1.Мыс, где одержал победу российский флот в 1720 г.2.Война России со Швецией 1700 - 1721гг.3.Царь, который вёл войну за Балтийское море в 16 веке.4.Город, где был заключен договор между Швецией и Росс...

Урок истории в 7 классе по теме "Северная война 1700-1721 " с использованием ЭОР

Готовая разработка урока в 7 классе "Северная война" со ссылками на разные информационные источники.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР№Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информа...

урок по истории России в 7 классе "Северная война 1700-1721 гг."

План-конспект урока Цели урока:познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;оцен...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

"Северная война 1700–1721 гг."

На уроке рассматривается события и ход Северной войны. Выделяются причины и итоги войны....

Учебно-методическое пособие "Северная война 1700-1721"

К разработке так же прилагается две презентаци...

Задания по карте "Северная война 1700-1721 г.г."

В документе Вы найдете карту Северной войны и задания к ней...