"Северная война 1700–1721 гг."
план-конспект урока по истории (8 класс)

Валентина Александровна Бакулина

На уроке рассматривается события и ход Северной войны. Выделяются причины и итоги войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog_karta_uroka_severnaya_voyna.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока «Северная война 1700-1721 гг.»

Цель урока: Формирование представлений о причинах Северной войны, значении победы России в Северной войне. 

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ.

Развивающая:  Продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой.

Воспитательная:  Содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Необходимое оборудование:  карта «Российское государство в XVIII веке»,  ученические тетради, доска, мел.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомить с личностью Петра Первого- человека, царя, полководца;

-развивать интерес к изучению истории Родины;

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, уважение к его истории.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать исторические факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Личностные УУД: нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение личности.

- Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной монологической речью.

- Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап.    

2 мин. 

Постановка целей и задач урока.

4 мин.

Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня нас ждёт интереснейший материал. Мы продолжаем изучать историю России. Любой урок истории России  дает нам представление о развитии культуры,  экономики, государственности нашей страны.

- Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить  о чем сегодня будет наш урок?
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать на море.
Сюда по новым по волнам
Все флаги в гости будут к нам»
А.С. Пушкин
- Итак, цели намечены.

Проявление интереса к материалу изучения.

Высказывание собственных мыслей.

Выдвигают варианты формулировок целей, участвуют в их обсуждении.

2

Актуализация знаний.

5 мин.

- Для того, чтобы лучше уяснить новую тему, нам нужно вспомнить, что мы знаем о начале правления Петра I. Как началось царствование Петра, в чём была важность для России выхода к незамерзающим морям, какие действия предпринимал Пётр в начале своего царствования, чтобы решить эту задачу, всё ли ему удалось.

- В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи. Какие? 

– Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? 
– Что было сделано для её решения– Когда и как закончилась эта война?

– Вспомните дальнейшее действие Петра I. 

– Его цели и итоги?

Демонстрируют знания, умения  по теме

4

Первичное усвоение новых знаний 20 мин.

- Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным  государством Северной Европы. Она  стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой.

- У России был свой счёт к Швеции. Какой?

- Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их:

- Какую внешнеполитическую проблему Россия должна была решить перед началом войны?

– Давайте посмотрим на причины создания Северного союза – что было общего у этих стран? 

 - Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? 

- Так была ли Россия готова к войне со Швецией?

- Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в 9 августа 1700 года.

- В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов. (Составление таблицы и работа с ней в ходе урока.)

- Однако Россия не могла проводить активную политику на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Поэтому в 8 августа 1700 г. она пошла на заключение 30-летнего перемирия с Османской империей.

После этого Петр объявил Швеции войну и двинул войска к Нарве, рассчитывая на союзников — Саксонию и Данию.

- Но под Нарвой русские войска потерпели поражение. Впоследствии эта битва получит название «Нарвская конфузия».

«Нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.

- Прочитайте п 14, раздел 2, стр. 106 и выпишите основные военные реформы Петра. Сделайте вывод - какой стала русская армия?

- Армия стала боеспособной и сильной.

 И это привело к первым победам.

В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург («ключ-город»)

 В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре столицей России.

- В 1708 г. Карл II предпринимает решение вторгнуться на территорию России через Украину. Навстречу ему Петр I отправляет русские войска.

Учитель рассказывает о сражениях со шведской армией накануне Полтавского сражения. Сражение при деревне Лесной 1708 г.  и Полтавское сражение 1709 г.

- После Полтавской битвы король Швеции и гетман Мазепа вынуждены бежать в Турцию. Там они убеждают турецкого султана вступить в войну с Россией.

-Прутский поход- самостоятельная работа учащихся.

Назовите основные причины объявления Турцией войны России?

- Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713-1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны.

Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России.

Это были и победы на море.

- Рассказ учителя о Гангутском сражении 1714г.  и битве у о. Гренгам 1721г.

- Не надеясь больше на свои возможности, шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому:

- к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;

- к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала ок. 1,5 млн. рублей за полученные земли.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы.

Записывают под диктовку даты в таблицу.

Самостоятельно работают с учебником, организуют поиск информации.

Записывают под диктовку даты в таблицу.

Учащиеся работают с учебником стр 110 -111и отвечают на вопросы.

Анализируют материал, записывают в тетрадь.

5

Первичное осмысление и закрепление изученного.

3 мин.

- Проанализируйте, документ «Приказ Петра Первого перед Полтавской битвой» с точки зрения важности победы в этой битве.

-Найдите в тексте  документа слова, которые утвердили воинов в победе.

Анализ документа, организация поиска информации.

Представление результатов работы

6

Итоги урока. Рефлексия.

2 мин

- Вернемся к цели нашего урока: определить значение Северной войны для России

Какое значение для России имела победа в Северной войне?

- Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.Что Вы сегодня узнали нового? Какая сегодня стояла перед нами цель? Добились ли мы ее?

Высказывают свои точки зрения.

Оценка своей работы на уроке

7

Домашнее задание.

2 мин

Конкретизация домашнего задания.

Параграф 14

Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору шведский или русский солдат).

Запись домашнего задания

Приложение

Северная война

Этап

Дата

Основные события

Значение

Первый этап 1700 — 1706 гг.

9 августа 1700 г.

Объявление Россией войны Швеции.

19 ноября 1700 г.

Сражение под Нарвой.

«Нарвская конфузия»

Поражение русской армии. Военные действия Карл XII переносит в Польшу (против Августа II — курфюрста Саксонского, являвшегося королём Польши). Пётр I получает передышку для реорганизации армии и развития промышленности (указ о переплавке колоколов на пушки, строительство заводов).

11 октября 1702 г.

Сражение под Нотебургом

(бывшая русская крепость Орешек)

Первая победа русской армии. Нотебург переименован в Шлиссельбург (Ключ-город).

16 мая 1703 г.

Основание Санкт-Петербурга (столица России с 21 мая 1713 г.).

Для защиты Санкт-Петербурга закладывается крепость Кроншлот (с 1723 г. — Кронштадт).

1704 г.

Взятие русской армией Дерпта и Нарвы

Большая часть Прибалтики, за исключением Ревеля, Риги, Пернова, была очищена от шведов.

Второй этап 1708 –1710 гг.

1708 г.

Вторжение Карла XII в Россию.

Поражение отряда А. И. Репнина у Головнина (северо-западнее Могилёва) — последнее поражение русской армии.

28 сентября 1708 г.

Битва при д. Лесной

Разгром шведского корпуса Левенгаупта, шедшего из Риги на соединение с главными силами,  подорван моральный дух шведской армии. Войска Карла XII в глубине Украины оказались в изоляции, без резервов и припасов.

27 июня 1709 г.

Полтавская битва

Коренной перелом в ходе Северной войны. Бегство Карла XII и Мазепы в Турцию.

Подписание договоров о союзе России и Саксонии, России и Дании, России и Пруссии. Восстановление Северного союза. Повышение международного авторитета России.

1710 г.

Русские войска в Прибалтике захватывают Ригу, Пернов, Кексгольм (Корелу), Ревель.

Шведы потеряли все морские порты в Прибалтике. В состав России вошло старинное русское владение — Корела.

Третий этап 1710 — 1721 гг.

1710 г.

Османская империя официально объявляет войну России.

Война России на «два фронта»

1711 г.

Прутский поход Петра I 

Договор между Россией и Турцией: Россия теряет Азов и обязуется сдать крепость в Таганроге.

27 июля 1714 г.

Победа русского флота у мыса Гангут.

Первая крупная победа российского флота над шведами. Захват Аландских островов.

27 июля 1720 г.

Победа русского флота у о. Гренгам.

Русский флот господствует на Балтийском море. Возобновление мирных переговоров по инициативе шведов.

30 августа 1721 г.

Ништадтский мирный договор. 

Россия получила Ижорскую землю (Ингерманландию, Ингрию), часть Карелии с Выборгом и Кексгольмом (Корела), Эстляндию, Лифляндию с Ригой и Дерптом, островами Эзель, Даго и Мен. Швеция получала компенсацию (ок. 1,5 млн руб.), право закупать и беспошлинно вывозить на 50 тыс. рублей хлеба