Потенциал курса всеобщей истории при подготовке к ЕГЭ
статья по истории (10 класс) на тему

В связи с введением ЕГЭ учителям пришлось пересмотреть, переделать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации.  На уроках упор делается на курс истории России, это и понятно, ведь экзамен проводится именно по материалу этого предмета. Курсу всеобщей истории уделяется меньше часов, так как считается не столь важным в старшей школе. Хотя основной задачей экзамена является установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории с учетом требований ФГОС (Федеральный компонент государственных стандартов основного и среднего общего образования), а развивать и применять умения можно и в курсе всеобщей истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потенциал курса всеобщей истории при подготовке к ЕГЭ

Подготовка и сдача единого государственного экзамена в наши дни самая волнующая тема для учеников, учителей и методистов. Выпущено много учебных пособий, сборников заданий КИМов и другой литературы, нацеленной на подготовку к сдаче экзамена. На уроках истории уделяется много времени подготовке к нему, зачастую в ущерб программе. Учителя уделяют больше часов именно истории России, считая изучение курса всеобщей истории в старшей школе бесперспективной, т.к. заданий по этому курсу в ЕГЭ нет. Хотя во время изучения всемирного курса истории можно развивать умения, которые требуются от учащихся, особенно во второй части (С), где нужно дать развернутые ответы. В задания второй части   выпускники должны продемонстрировать ряд умений: работа с историческим источником, приводить причинно-следственные, временные, хронологические связи, доказать и опровергнуть авторскую точку зрения, обобщать имеющиеся факты в выводы и т.д. Все это  можно развивать и на уроках всеобщей истории.

Тем более с 2013 года в ЕГЭ были сделаны изменения – в задание 11,  где выпускнику требуется продемонстрировать знания не только из курса истории России, но и курса всеобщей истории. Этот факт говорит о расширении заданий ЕГЭ за счет вопросов из курса всеобщей истории. Так руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории,  директор Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Безбородов в своем интервью высказал идею о включении не только материал по истории России, но и по всеобщей истории, хотя бы на уровне контекстных связей. «Если одной из целей изучения истории в школе является установление связи общеевропейских и общемировых процессов с отечественной историей, то этот аспект должен присутствовать и в КИМ ЕГЭ».[1] Так что не исключено, что через несколько лет появятся задания и по курсу всеобщей истории, что приводит нас к понимаю всей важности изучения ее.

Введение ЕГЭ предполагает совершенствование преподавания истории, изменение традиционных методик и форм подачи материала школьного курса в направлении использования продуктивных методов, увеличение в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений.

Совершенно ясно, что готовить учащихся к ЕГЭ нужно не в последние два года, подготовка должна носить системный характер. На протяжении всего периода изучения всеобщей и отечественной истории следует развивать определенные навыки, которые в комплексе должен будет продемонстрировать выпускник.

Так в пятом классе можно поставить вполне реальную задачу – отрабатывать навык составления логических цепочек и схем. Этот навык способствует выработке логического мышления, выявлению причинно-следственных связей. В шестом классе можно отрабатывать навык – составление таблиц, который помогает выработать умение выделять и четко сформировать главное в тексте. В седьмом   материал усложняется и параграфы становятся больше, что усложняет процесс поиска информации. В этом классе развиваются умения работы с текстом, историческими источниками, развивается критическое мышление, написание планов параграфа и т.д. В восьмом классе можно уже проводить сравнительный анализ событий, а в девятом – обработка различных форм диспута, резюме, эссе, дискуссий, то есть речь идет об анализе исторической ситуации, рассмотрение различных точек зрения и умении их обосновывать. Таким образом к старшей школе у учащихся будут сформированы все нужные для сдачи ЕГЭ умения и остается их отработать за последние два года.

В подготовке к ЕГЭ можно использовать задания на сравнение событий и явлений всеобщей и отечественной истории, так как для ответа на экзамене зачастую требуются познания и фактов зарубежной истории. Например, при изучении внешней политики Александра I невозможно обойти личность Наполеона Бонапарта и взаимоотношения России и Франции на международной арене, или в теме «Промышленный переворот в России», вспомнить, где и когда он начался в Европе. Ю.Г. Гаврилова, автора статьи «Примерное тематическое планирование по истории в X классе с учетом подготовки к ЕГЭ и русским этнокультурным компонентом» предложила включить этнокультурный компонент (русский) в изучение всеобщей истории в старшей школе. Например, в теме «Древняя Греция» провести сравнительный анализ влияния античного наследия на западную европейскую и русскую культуры[2].

Для развития умений, проверяемых на экзамене на уроках можно давать проблемные задания ученикам. Проблемные задания ориентированы на противоречивую ситуацию, побуждение к поиску неизвестного, нового знания. Проблемные вопросы чаще всего ставят ученика в затруднительное положение. Эти задания на практических занятиях способствуют самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитию умения практического использования полученных знаний, оценочных суждений.

Чтобы создать у учащихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения, в процессе выполнения которых и решаются затруднения. У учеников возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи.

Исаак Яковлевич Лернер, доктор педагогических наук, являющийся специалистом по проблемному обучению, выделял несколько типов проблемных задач по уровню самостоятельности их выполнения учениками. Первый вид – это обучающую задача, когда ученики вместе с учителем решают ее, путем рассмотрения версий, гипотез, выдвинутые исследователями, к какому выводу они пришли, как трактуется в настоящее время решение той же проблемы. Вместе с преподавателем учащиеся следят за процессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной версии и отвергают другую как несостоятельную в каком-то отношении.

По образцу обучающей задачи дается новая для самостоятельного решения. Это будут тренировочные задачи, т.к. ученик при решении их не вносит ничего своего ни в способ решения, ни в само решение. Затем учащимся дается поисковая задача. Поисковая задача характеризуется обязательностью самостоятельного решения и одним из двух других условий: 1) либо усвоение новых знаний об истории общества известными ученику способами; 2) либо нахождение новых путей поисков этих знаний.

В основе этой классификации лежит степень самостоятельности учащихся при решении задач, но развитие творческой деятельности, что и хотят добиться от выпускников составители КИМов ЕГЭ, присутствует только в третьем типе задач - поисковых. Первый не подходят потому, что тренаж не формирует процедур творческой деятельности, а второй тип не подходит, поскольку показатели деятельности учащимся подсказываются.  

Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические рассуждения, и собственные выводы. Естественно, этот метод используется в старших классах, он не всегда укладывается в рамки одного урока и имеет продолжение на факультативных и  домашних занятиях учащихся. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод.

        Подготавливать учеников к сдаче экзамена в форме теста можно на контрольных и проверочных работах на основе ЕГЭ, состоящих из заданий первой и второй частей, но включающую только материал по пройденному разделу. После проверки работ учитель проводит анализ результатов и выявляет те типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего. Затем он отрабатывает выполнение этих типов заданий на специальных занятиях или во внеурочное время и даёт учащимся выполнить ещё одну или несколько работ, включающих, только такие задания.


[1] Безбородов, А. Б. ЕГЭ по истории: что меняется? / А. Б. Безбородов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 4. - С. 26-28

[2] Гаврилина Ю.Г. Примерное тематическое планирование по истории в X классе с учетом подготовки к ЕГЭ и русским этнокультурным компонентом // преподавание истории в школе №6, 2010, с. 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...

Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

Тест. 7 класс. Итоговый по курсу Всеобщей Истории (Новой истории).

Тест. 7 класс. Итоговый по курсу Всеобщей Истории (Новой истории). 10 вопросов по 4 варианта ответа. Уровень сложный. Из трех классов две оценки "5". Можно давать отдельно, можно как часть контрольной...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...

Подготовка к заданию 24 ЕГЭ по истории на материале курса Всеобщей истории

В связи с введением ЕГЭ учителям пришлось пересмотреть, переделать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации.  На уроках упор делается на курс истории России, это и понятно, ведь экзамен ...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

Программа по истории 5-9 классы. Интегрированный курс Всеобщая история.История России (линейная система)

Программа по истории 5-9 классы.      Интегрированный курс Всеобщая история.История России (линейная система)...