Подготовка к заданию 24 ЕГЭ по истории на материале курса Всеобщей истории
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

В связи с введением ЕГЭ учителям пришлось пересмотреть, переделать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации.  На уроках упор делается на курс истории России, это и понятно, ведь экзамен проводится именно по материалу этого предмета. Курсу всеобщей истории уделяется меньше часов, так как считается не столь важным в старшей школе. Хотя основной задачей экзамена является установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории с учетом требований ФГОС (Федеральный компонент государственных стандартов основного и среднего общего образования), а развивать и применять умения можно и в курсе всеобщей истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к заданию 24 ЕГЭ по истории на материале курса Всеобщей истории

Появление заданий на оценку исторических событий и явлений в экзаменационных работах по истории - примета нового времени, признак современного образования. Историческое знание становится многообразным и открытым, способным к принятию плюрализма мнений, оценок и взглядов, готовым к пониманию причин этой «знаковости» и диалогу с ней. В связи с этим в научно-исследовательском аппарате российской исторической науки на первые позиции уверенно вышли слова «интерпретация», «версия», «альтернативная точка зрения», «аргументация», «критическая дискуссия» и т.п.

Задание 24 - анализ исторических версий и оценок появилось в 2003 году, когда структура КИМ была изменена и появились задания с четкой смысловой направленностью каждого вопроса. Изначально задание рассмотрение исторических версий и оценок было С7 (с 2006 года задание стало на позицию С5).

В задании требуется привести аргументы в подтверждение предложенной точки зрения и аргументы, опровергающие ее.  Чтобы решить это задание требуется использовать не только знание фактов по определенной теме, но и уметь правильно приводить аргументы.

На примере одного из заданий составим алгоритм работы:

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 «Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Алгоритм решения задания 24:

1.  Внимательно прочитать задание.

2. Уточнить проблему дискуссии (проблемный вопрос) – характер внутренней политики Александра III в социальной и экономической сфере, т.е. нужно дать оценку действиям правительства в данных сферах.

3. Указать положительные черты, которые подтверждают прогрессивное развитие и указать отрицательные.

К прогрессивным чертам отнесем: решение крестьянского вопроса, появление рабочего законодательства, развитие отечественной промышленности и т.д. В опровержение -  создание полицейского государства, введение цензуры, ограничение в местном управлении и т.д.

4.  Указать, сколько аргументов требуется привести для аргументации выбранной точки зрения – в данном задании указано два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение, но лучше всегда приводить большее количество, поскольку какие-то утверждения могут быть неправильными, а эксперты считают количество только правильных ответов (должно быть четыре), тем самым за ошибки бал не снимается, если есть «запас».

5. Сформулировать положения для аргументации. Стоит напомнить, что аргументы в защиту и опровержение точки зрения не должны сводиться к конкретным (частным) историческим примерам (фактам-событиям). В лучшем случае они должны быть проанализированы, обобщены и представлены с вытекающими из них следствиями, имеющими прямое отношение к существу аргументируемой позиции. Аргументы не должны также сводиться к ссылкам на авторитетное мнение или массовое сознание, к «слепому» цитированию каких-либо источников.

1)        в подтверждение, например:

 – при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);

 – при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);

– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;

 – в период правления Александра III начинало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);

 – протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот; в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные  центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);  – в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;

2)        в опровержение, например:

– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;

 – по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах  в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие  с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;

 – изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;

 – при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;

  – законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.

Подготовкой к такому типу заданий возможно заниматься не только при изучении курса истории России, но и в курсе Всеобщей истории. Эти задания можно дать на этапе закрепления нового материала сразу после темы или в конце изучения всего раздела, на повторительно-обобщающем уроке или дать это задание как домашнее задание.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента,  опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

  1. Тема: Античный мир (по Волобуеву), или Цивилизация Древнего Рима (по Загладину), или Римская империя (по Алексашкиной).

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Высказывается точка зрения о причинах падения Римской империи: этнолог Л.Н. Гумилев считает, что виноватыми в гибели Римской империи являются сами же римляне, т.к. римляне в IV в. разучились воевать и даже защищаться.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • Истощение военных ресурсов империи, воевать уже не было возможности. Примером служит то факт, что вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления;
  • В армии служить не хотели, поэтому начали нанимать варваров.
  1. в опровержение, например:
  • Служить в армию брали варваров, которые ослабляли армию и были ненадежными, так как они проживали  на границе и несли службу по ее охране.
  • Варваризация империи шла, варварские племена стали расселяться на территории империи, а относительная легкость, с которой осуществлялось германское переселение, свидетельствует о степени обезлюдения территорий Западной Римской империи.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: Рождение европейской средневековой цивилизации.

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Гуманисты, просветители давали такую оценку средневековому периоду: «“Средние века” - это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков»

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • Средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только так называемых «крестовых походов» (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.
  • Феодальная раздробленность.
  • Церковь пыталась контролировать обычную жизнь прихожан
  • Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.

2) в опровержение, например:

  • Появление книгопечатания в XV в., большого количества переводов с арабского и греческого по математике, астрономии, медицине;
  • В это время зарождаются высшие школы, а затем и университеты (в начале XIII в. — Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье) К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры.;
  • В позднее средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки и пр., проводились различные медицинские опыты;
  • Совершенствовалось ремесленничество, начали использоваться водяные и ветряные мельницы, были разработаны новые конструкции подъёмников для строительства храмов и т. д., появились первые паровые машины;
  • Соответственно менялась и духовная жизнь общества, художественная литература приобретала всё более светский характер, стала набирать силу тенденция обращения к земной жизни.
  •  Особым феноменом культуры средневековья выступает рыцарская литература. Развивается эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах» и др.).

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: На пути к Новому времени. Понятие и периодизация Нового времени.

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Высказывается следующая точка зрения о хронологических рамках окончания эпохи Средневековья: «событие, которое является окончанием периода Средневековья и началом Нового времени является Реформация XVI века».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • Реформация сыграла исключительно важную роль в становлении мировой цивилизации и культуры, она изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты, научила людей самостоятельно мыслить и не находиться под постоянной опекой церкви.
  • Реформация, пропагандируя рациональную предприимчивость свободного индивида, способствовала развитию рыночных отношений, становлению нового, буржуазного типа личности с новым отношением к миру.
  • В странах, где победила реформация, церковь оказалась в большей зависимости от национального государства, пользовалась меньшей властью, чем в странах господства католицизма, что облегчало развитие науки и светской культуры.

2) в опровержение, например:

  • великие географические открытия необычайно расширили сферу внешних контактов и влияния европейских государств, поэтому их можно считать событием, которое начинает новый период истории.
  • Реформацию можно считать явлением изменившим мир и с этого момента начать новый период, потому что следствием ее стало формирование новой духовной культуры и мировоззрения, принципиально отличающегося от средневековых взглядов на мир.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: Наполеоновская эпоха.

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Высказывается следующая оценка деятельности Священного союза, созданного после Венского конгресса: ««Священный союз» - оплот стабильности и баланса в Европе».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
  • Обеспечивал стабильность и мир в Европе. В 1820 г. был созван конгресс Священного союза в Троппау. Итоговый документ предоставлял его членам право вводить войска в другие страны для подавления революционных выступлений. Так были подавлены революции в Неаполе, Пьемонте, Испании.
  • ставился вопрос об одновременном сокращении вооруженных сил европейских государств, о взаимных гарантиях неприкосновенности территорий;
  • Священный союз обеспечил Европе на некоторое время мир после череды непрерывных войн конца XVIII - нач. XIX вв.

  1. в опровержение, например:
  • Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств  с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими тенденциями.
  • подавление революций в Неаполе, Пьемонте, Испании было осуществлено с помощью оружия, хотя по идеи Священного союза конфликты должны были решаться на переговорах.
  • Заговор правителей против народа. Обязывая государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», акт, подписанный монархами,  ничего не говорил о том, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, что давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим «законным» государям.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: Революции и реформы.

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Высказывается следующая точка зрения: «европейские революции XIX века мешали реальным преобразованиям в тех странах, где они произошли».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
  • В некоторых странах в послереволюционное время утвердилась реакция. Например, конституции в Пруссии и Австрийской империи предусматривали укрепление власти монархов, господство аристократической и финансовой верхушки в представительных органах, ограничение демократических свобод, усиление полицейского контроля над общественной жизнью;
  • После подавления революций начинался период реакции, проводились отмены свобод, где они были, ужесточалась цензура.
  1. в опровержение, например:
  • В ряде стран были приняты конституции, ограничивающие или упраздняющие (например, во Франции, где утвердилась вторая республика) власть монархов;
  • В Габсбургской империи, германских государствах были отменены феодальные повинности крестьян;
  • Буржуазно-либеральные организации, просветительские общества, партии получили распространение.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. Национальные вопросы и Национальные государства.

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

 Германский канцлер Отто Бисмарка считал, что государственное объединение возможно только «железом и кровью».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
  • Германские земли объединялись путем «сверху», т.е. через реформы и мероприятия, проводимые руководством страны.
  • Объединение Германии подготавливалось несколько лет, тщательно продуманно каждое действие  Бисмарком, и проводимые войны Пруссией носили цель постепенно воссоединить земли путем присоединения их, поднятия своего авторитета, ослабления противников – Австрии и Франции.
  1. в опровержение, например:
  • Объединить земли можно и путем «снизу», т.е. через народные восстания. Примером такого пути можно назвать объединение Италии.
  • Такой способ более демократичный, чем метод Бисмарка.
  • Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: Колониальные империи

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Высказывается следующая точка зрения о характере колониальной политики стран: «колониальные народы – это экономические жертвы и доноры метрополий».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
  • жестокая эксплуатация труда населения колоний, которое было даровой рабочей силой;
  • колонии стали рынками  сырья и сбыта товаров собственной промышленности. Так, например, экспорт английских хлопчатобумажных тканей в Индию с 1814 по 1835 возрос в 65 раз;
  • В колониальных странах произошел подрыв натурального хозяйства и насильственное вовлечение в мировое капиталистическое хозяйство;
  • Обычным явлением была организация и поддержка метрополиями  конфликтов в среде враждебных племён (в колониальной Африке) или местных религиозных общин (индусов и мусульман в Британской Индии).
  1. в опровержение, например:
  • Колониальные страны приобщились к научным достижениям метрополий. Например, через голландцев, которым было разрешено торговать в некоторых портах Японии,  японцы познакомились с достижениями в технике, военном деле, организацией мануфактурного производства;
  • В колониях после прихода европейцев появились железные дороги, порты, телеграфные линии. В Южно-Африканском союзе, в бельгийских и французских колониях было проложено свыше 7 тысяч миль железных дорог.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: «Первая мировая война»

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Т.Драйзер в своей книге «Америку стоит спасать» дал оценку работы Лиги Нации: «И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну «вне закона». Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли хоть один день, когда   бы где-нибудь не шла война».  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • Под эгидой Лиги Наций был оформлен миропорядок, отвечающий интересам именно стран-победительниц.  Это выразилось в фактическом переделе колоний между этими странами – была введена мандатная система;
  • Версальская система, сформировав новые государства на территории распавшихся империй,  заложила основу для сепаратистских  движений, межнациональных конфликтов. Многие из новообразованных государств оказались ввергнуты в распри, вызванные территориальными претензиями;
  • Изоляция Советской России и антигерманская направленность Лиги Наций увеличивали потенциал будущего мирового конфликта.
  • Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению. Члены Лиги придерживались различных взглядов на разоружению. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с востока;
  • Никаких санкций со стороны Лиги Наций по отношению к Германии, которая стала проводить милитаризацию и ввела свои в войска в демилитаризованную Рейнскую область, не было предпринято.

2)в опровержение, например:

  • Согласно уставу, Лига Наций должна была способствовать развитию сотрудничества между народами, гарантировать мир и безопасность;
  • Страны участницы применяли санкции к государствам - агрессорам как нарушителям мира и безопасности, тем самым выступали гарантом стабильности.
  • В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности, и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.
  • Среди успехов Лиги Наций были попытки бороться с международной торговлей опиумом и работа над облегчением положения беженцев, особенно в Турции в период к 1926 году.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: «Первая мировая война»

Цель: Задание можно дать в конце всей темы в контрольной работе.  Проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран – победительниц: «мандаты являются просто маскировкой для аннексии».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • мандатная система – это всего лишь хитроумная формулировка прикрытия передела колоний
  • мандаты класса С вообще не позволяли странам подмандатным получить самоуправление в ближайшее будущее, таким образом их положение не изменилось.

2) в опровержение, например:

  • мандат обязывал мандатариев (государства, которым был выдан мандат) к соблюдению обязательств Лиги Наций к жителям территорий, а также запрещались работорговля, торговля оружием и алкоголем.
  •  На подмандатной территории запрещалось строительство военных баз и укреплений, создание армии из коренного населения.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1.  Тема: «Страны Европы и США  в 30-е гг»

Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Высказывается следующая точка зрения: страны с тоталитарным режимом являлись «государствами благоденствия»: высокий экономические показатели, низкий уровень безработицы, повышение уровня жизни граждан и т.д.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • Вмешательство государства в экономику, командная система управления, планирование помогали решать острые экономические проблемы, возникшие во время Великой депрессии. Так, например, в Германии после прихода в 1933 году Гитлера к власти, была к 1934 году решена проблема безработицы.
  • Национал-социалистическое объединение «Сила через радость» в Германии занималась досугом рабочих, организацией отдыха, так же проводились в стране спортивные мероприятия, концерты и т.д. В социальной политике проводились мероприятия такие, как денежные выплаты молодым семьям, премии по рождению ребенка.

2)в опровержение, например:

  • Тоталитаризм лишал свободы выбора, альтернативы, так как он выступает за всеобщность, враждебен к либерализму, демократии, свободе мысли, главенство идеологии и одной партии: в Германии –Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, в Италии – Национальная фашистская  партия;
  • Благосостояние получали не все граждане, были «враги народа». «Новый порядок» насаждался насилием и террором;
  • Ограничение частной собственности привело к исчезновению экономической основы свободы личности.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

  1. Тема: Вторая Мировая война. Начало Второй мировой войны.

Цель: Задание можно дать в конце урока по теме «Начало Второй мировой войны» как закрепление изученного материала или в конце большой темы «Вторая мировая война» как проверка полученных знаний. Проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Некоторые историки считают, что СССР виноват в развязывании Второй Мировой войны, подписав пакт Молотова-Риббентропа.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

  • Подписав договор о ненападении с СССР,  Германия обезопасила себя от войны на два фронта, тем самым направив все свои силы против Польши.
  • По секретному протоколу, Советский Союз получил «зону интересов» - Прибалтику и Бессарабию, которые вскоре вошли в Союз, что подтверждает агрессивно настроенные планы СССР.

2)в опровержение, например:

  • Заключение договора о ненападении с Германией было вынужденной мерой для СССР, так как создать англо -франко – советской коалиции не удалось.
  • Если бы Москва не дала бы согласия на приезд Риббентропа в Москву, то состоялась бы поездка Геринга В Англию, о которой уже была договоренность между Берлином и Лондоном.
  • Нельзя обвинять в развязывании Второй Мировой войны только СССР и Германию, потому что политика «умиротворения агрессора», проводимая лидерами западных государств, главным образом Англией и Францией, развязала Гитлеру руки в Европе.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в

опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события

(явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не

являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...

Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

Тест. 7 класс. Итоговый по курсу Всеобщей Истории (Новой истории).

Тест. 7 класс. Итоговый по курсу Всеобщей Истории (Новой истории). 10 вопросов по 4 варианта ответа. Уровень сложный. Из трех классов две оценки "5". Можно давать отдельно, можно как часть контрольной...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...

Потенциал курса всеобщей истории при подготовке к ЕГЭ

В связи с введением ЕГЭ учителям пришлось пересмотреть, переделать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации.  На уроках упор делается на курс истории России, это и понятно, ведь экзамен ...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...