Образование СССР
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Овсянников Артём Андреевич

Урок истории в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_sssr.docx25.65 КБ
Файл dokument_1._predposylki.docx15.55 КБ
Microsoft Office document icon dokument_3._konstitutsiya.doc28 КБ
Файл partbilet.docx13.77 КБ
Файл tekst_4._zakreplenie.docx18.12 КБ
Microsoft Office document icon tekst_no_2._proekt.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образование СССР

Ход урока

I.Этап «Настраивание контакта»

Добрый день.

Сегодня я проведу у вас урок истории.

Меня зовут Артём Андреевич, а с вами я познакомлюсь в течение урока.

II. «Мотивационный»

Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю нашей страны начала XX века. И я предлагаю вам окунуться в атмосферу ярких событий того времени. А в этом нам поможет видеосюжет. Внимание на экран.

(слайд с клипом № 1.)

Итак, давайте вспомним, какие основные события произошли в нашей стране с начала 1917 г. по 1922 год?

(Дети называют свержение монархии, революции, Гражданская войну,

Первую Мировую войну, Распад Российской Империи).

Спасибо.  Действительно, в результате всех этих событий на территории бывшей Российской Империи образовалось полтора десятка независимых государств. (слайд №2, Карта 1918 г). Самое крупное из них  – РСФСР.

Сейчас, предлагаю сконцентрировать внимание на изображение следующего географического объекта. (слайд №3, СССР).

Как вы думаете, какая часть политической карты мира здесь изображена?

(Дети называют ответ «СССР»)

Действительно, этот объект – территория СССР.

Сегодня мы рассмотрим предпосылки и обстоятельства превращения суверенных государств в субъекты единого федерации.

Давайте запишем в тетрадях тему урока: «Образование СССР». (слайд № 5.Тема урока).

III. Этап «Деятельностный»

С момента своего возникновения суверенные республики фактически сразу оказались в рамках общего политического пространства, потому, что власть в этих государствах оказалась в руках большевиков. И к концу 1922 года окончательно сложились предпосылки образования союзного государства.

Я предлагаю вам обратиться к фрагменту выступления Сталина, как руководителя комиссии по подготовке объединения республик.

(слайд № 6, текст речи И.В. Сталина).

Давайте найдём на своих столах документ №1, содержащий текст данной речи.  Прочитаем его  и выделим маркером предпосылки, которые привели к созданию единого государства.

На выполнение задания у вас пара минут.

(Ученики работают 2-3 мин.)

Время закончилось.

Какие предпосылки объединения республик вы выделили в тексте выступления Сталина?

(Ученики говорят о 3-х предпосылках).

Хорошо. На основании ваших ответов можно сделать вывод, что на тот период времени сложились следующие предпосылки образования СССР (слайд №6, предпосылки).  

Предпосылки образования СССР:

  1. Хозяйственное единство, исторически сложившаяся взаимозависимость и разделение труда между республиками.
  2. Стремление к единой внешней безопасности республик.
  3. Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.

Следует отметить, что вопрос объединения был сложным и дискуссионным.

Давайте вернёмся в 1922 год. Я предлагаю вам посетить Пленум Центрального Комитета Российской Коммунистической Партии (большевиков). Представим, что мы все являемся делегатами этого съезда. У нас на столах лежит наш Партийный билет.

Товарищи, сегодня на заседании мы должны обсудить важный вопрос. Речь пойдёт о принципах построения нашего нового союзного государства.

Внимание на экран. (слайд № 7, видео о проектах).

(Ученики смотрят видеофрагмент о проектах образования СССР).

Обратите внимание, товарищи, на текст № 2. В нём приведены основные положения проектов. Товарищи, предлагаю минуту подумать и проголосовать за один из них.

Начинаем голосование. Поднимите вверх свой партийный билет те, кто голосует за  проект  товарища Сталина.

(Ученики поднимают билет)

Хорошо. Теперь поднимите вверх партийный билет те, кто за проект товарища Ленина.

(Ученики поднимают билет)

Итак. Большинство голосов получает модель построения союзного государства товарища Ленина (Сталина). Сейчас я хотел бы услышать, ваши аргументы.

Сначала нам выскажут свои доводы  сторонники сталинского проекта. Пожалуйста, товарищ Иван. Почему вы проголосовали за этот проект?

(Ученик отвечает).

Спасибо! Теперь послушаем другую точку зрения.

(Ученик отвечает).

Спасибо, товарищи за вашу активную позицию. А теперь, если позволите,  я выскажу свою точку зрения.

В каждом проекте имелось рациональное зерно. Товарищ Сталин прав, что на начальной стадии построения единого государства необходима сильная центральная власть. Но стоит заметить, что и ленинская позиция о равноправии союзных республик также логична.

Предлагаю посмотреть, как на самом деле разворачивались события?

(слайд № 7, видео о проектах).

(Ученики смотрят видеоролик).

Предлагаю записать дату образования СССР.

 (Дети записывают в тетрадь: 30 декабря 1922 года – образование СССР).

(слайд№ 9, карта). Первоначально в состав нового государства вошли 4 республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗССР. Затем состав СССР постепенно расширялся:

в 1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан;

в 1929 г. - Таджикистан.

в 1936 г. происходит разделение ЗСФСР – Грузию, Армению, Азербайджан;   

в 1936г. Казахстан и Киргизия также становятся союзными республиками;

И последние советские республики, Литва,  Латвия, Эстония, Молдавия в 1940 году входят в состав СССР. Всего в состав Советского Союза вошло 15 республик.

Любое государство помимо единой территории, обладает рядом основных признаков, в том числе, единой системой законов.

Основный законом большинства государств является ... .

(ученики говорят: «Конституция»)

Первая Конституция была принята 31 января 1924 г. на II Всероссийском съезде Советов.

Она определила систему основных государственных органов нового государства.

(слайд № 10. конституция). Я предлагаю вам прочитать документ №3, который содержит выдержки из текста Конституции и с составить схему высших органов власти и управления СССР. 

(слайд № 11, документ № 3). На выполнение задания  –  2 минуты.

(Ученики читают и заполняют схему).

Предлагаю проверить, что у нас получилось.

(Ученики предлагают варианты ячеек).

Спасибо за работу.

Таким образом, Советский Союз в 1922 году имел все основные признаки государства: (слайд № 12, признаки) единую территорию, единую систему управления на данной территории. Единую систему законов.

Так же, если мы ещё раз обратимся к документу № 3, то увидим, что в ст. 22 говорится о появлении у СССР своей отличительной символики: флага, гЕрба. (слайд № 13 конституция, герб, флаг).

IV. Этап «Рефлексия».

Чтобы закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее задание на тексте № 4. (слайды №13-15).

Вам предстоит работа в парах, где необходимо прочитать приведённый ниже текст и вставить слова на место пропусков. В вашем распоряжении 2 минуты.

(Ученики выполняют задание).

Давайте проверим, что нас получилось. Если у кого-то будет замечание – поднимаем руку.

(Ученики читают).

Спасибо за работу.

Таким образом, образование Советского союза привело в дальнейшем к значительным событиям во всех сферах общественной жизни страны.

Давайте забежим вперёд и подумаем, какие  яркие события мы можем назвать, которые бы позволили нам говорить о СССР как о сверхдержаве?

(Ученики называют события).

Сегодня, ребята, у нас есть уникальная возможность узнать об СССР от людей, которые родились и проживали в этом государстве.

Уважаемые гости, не могли бы вы нам помочь? Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают при упоминании СССР?

(Жюри отвечают).

Если позволите, я тоже хотел бы представить своё видение на триумфы СССР. Внимание на экран.

(Ученики смотрят).

Таким образом, Советский Союз оставил неизгладимы след, как в истории всего человечества, так и в судьбе каждого человека. И мы люди 21 века должны с уважением и пониманием относиться к наследию своей истории.

Я хотел бы поблагодарить вас за урок. Мне было приятно работать с вами, я сегодня оцениваю своё настроение и отношение к работе вот таким смайлом. Предлагаю и вам по окончании урока прикрепить свои смайлы, отражающие ваше настроение.

Всем большое спасибо за урок и до свидания.



Предварительный просмотр:

Документ №1

Прочитайте документ, выделите в тексте предпосылки образования союзного государства.

Текст выступления И. В. Сталина
на Х Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.

«Существуют три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.

Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния.

Во-первых, скудость наших хозяйственных ресурсов заставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных отраслей хозяйства ...

Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда. Например, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком, топливом и т.д.

В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.

Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи, помнить, что, опасность нападения извне не исключена.

Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения Советской власти. В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной ... сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью».

Документ №1

Прочитайте документ, выделите в тексте предпосылки образования союзного государства.

Текст выступления И. В. Сталина
на Х Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.

«Существуют три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.

Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния.

Во-первых, скудость наших хозяйственных ресурсов заставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных отраслей хозяйства ...

Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда. Например, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком, топливом и т.д.

В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.

Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи, помнить, что, опасность нападения извне не исключена.

Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения Советской власти. В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной ... сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью».



Предварительный просмотр:

Документ № 3.

Прочитайте, составьте схему высших органов власти и управления СССР.

Из  Конституции СССР от 31 января 1924 г.

«Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская социалистическая Советская республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская республика (ЗСФСР — Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство — «Союз Советских Социалистических Республик…»

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов, состоящий  из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего...

12. ...Учреждается при Центральном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный суд, с функциями верховного судебного контроля,

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство...

22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва...

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза».

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР



Предварительный просмотр:

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Российская Коммунистическая Партия (большевиков)

№ 00001

П А Р Т И Й Н Ы Й    Б И Л Е Т

 

члена  Российской Коммунистической Партии (большевиков)

Товарища

           

     ________________________

________________________

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Российская Коммунистическая Партия (большевиков)

№ 00001

П А Р Т И Й Н Ы Й    Б И Л Е Т

 

члена  Российской Коммунистической Партии (большевиков)

Товарища

           

     ________________________

________________________



Предварительный просмотр:

Текст № 4.

Работа в группах. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова на место пропусков.

Образование СССР.

1. Распад __________________  и Гражданская война привели к образованию нескольких независимых республик. 2. Для объединения этих республик в одно государство существовали ______________, ____________ и _____________ предпосылки.

3. ________ являясь наркомом по делам национальностей, возглавил комиссию по подготовке к объединению республик. 4. Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. 5. План « __________ » был подвергнут жёсткой критике Председателем СНК __________. 6. Он хотел, чтобы республики сохраняли широкие, равные полномочия. 7. Сталин же был категорически против этого и соглашался только на предоставление республикам автономии.

8. ___________ на  I Всесоюзном съезде Советов было объявлено о создании СССР. 

9. Первоначально в состав СССР вошли 4 республики: _______, ______, ______ и _______.

10.Позже ещё  ___________ республик присоединились к Советскому Союзу.

11. _____________ на II Всесоюзном съезде Советов была утверждена первая ____________ СССР. 12. По данному закону высшим органом власти являлся ___________________ . 13. Всего к 1940 году в состав СССР вошло ________  республик.

Пропущенные слова:

1)  БССР;     2) 31 января 1924 г.;   3) пятнадцать.   4) 30 декабря 1922 г.;  5) УССР;

6) экономические;   7) В.И. Ленин;  8) культурные;   9) РСФСР;   10) И.В. Сталин;

11) автономизация;     12) одиннадцать;    13) ЗССР;    14) Конституция;

15) политические; 16) Всесоюзный съезд Совета СССР;  17) Российская Империя.

Домашнее задание:

1). Прочитайте § 19, ответьте на вопрос № 3 письменно.

2).  Прочитайте § 19, составьте  таблицу: «Этапы объединительного движения советских народов»

Этапы объединительного движения

Сущность

Текст № 4.

Работа в группах. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова на место пропусков.

Образование СССР.

1. Распад __________________  и Гражданская война привели к образованию нескольких независимых республик. 2. Для объединения этих республик в одно государство существовали ______________, ____________ и _____________ предпосылки.

3. ________ являясь наркомом по делам национальностей, возглавил комиссию по подготовке к объединению республик. 4. Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. 5. План « __________ » был подвергнут жёсткой критике Председателем СНК __________. 6. Он хотел, чтобы республики сохраняли широкие, равные полномочия. 7. Сталин же был категорически против этого и соглашался только на предоставление республикам автономии.

8. ___________ на  I Всесоюзном съезде Советов было объявлено о создании СССР. 

9. Первоначально в состав СССР вошли 4 республики: _______, ______, ______ и _______.

10.Позже ещё  ___________ республик присоединились к Советскому Союзу.

11. _____________ на II Всесоюзном съезде Советов была утверждена первая ____________ СССР. 12. По данному закону высшим органом власти являлся ___________________ . 13. Всего к 1940 году в состав СССР вошло ________  республик.

Пропущенные слова:

1)  БССР;     2) 31 января 1924 г.;   3) пятнадцать.   4) 30 декабря 1922 г.;  5) УССР;

6) экономические;   7) В.И. Ленин;  8) культурные;   9) РСФСР;   10) И.В. Сталин;

11) автономизация;     12) одиннадцать;    13) ЗССР;    14) Конституция;

15) политические; 16) Всесоюзный съезд Совета СССР;  17) Российская Империя.

Домашнее задание:

1). Прочитайте § 19, ответьте на вопрос № 3 письменно.

2).  Прочитайте § 19, составьте  таблицу: «Этапы объединительного движения советских народов»

Этапы объединительного движения

Сущность



Предварительный просмотр:

Текст № 2

                                  АВТОНОМИЗАЦИЯ

(Проект И.В.Сталина)C:\Users\Артём\Desktop\hello_html_m24a8097e.jpg

  • Все республики входят в состав РСФСР на правах автономий1.
  • Руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами.
  • Полномочия автономных республик урезаются.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ2

                                   (Проект В.И. Ленина)

C:\Users\Артём\Desktop\ZORoyv0hK9E (1).jpg

  • Все республики, включая РСФСР, образуют союз равных – Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии.
  • Создаются новые центральные руководящие органы.
  • Союзные республики сохраняют широкие, равные полномочия.

  1. Автономия – самоуправление, право самостоятельного решения

внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным

 учреждением.

  1. Федерация – форма государственного устройства, при которой

государство образуют федеральные единицы, имеющие свои

органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти.

Текст № 2

                                  АВТОНОМИЗАЦИЯ

(Проект И.В.Сталина)C:\Users\Артём\Desktop\hello_html_m24a8097e.jpg

  • Все республики входят в состав РСФСР на правах автономий1.
  • Руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами.
  • Полномочия автономных республик урезаются.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ2

                                      (Проект В.И. Ленина)

C:\Users\Артём\Desktop\ZORoyv0hK9E (1).jpg

  • Все республики, включая РСФСР, образуют союз равных – Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии.
  • Создаются новые центральные руководящие органы.
  • Союзные республики сохраняют широкие, равные полномочия.

  1. Автономия – самоуправление, право самостоятельного решения

внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным

 учреждением.

  1. Федерация – форма государственного устройства, при которой

государство образуют федеральные единицы, имеющие свои

органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.

Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....

Урок-презентацуия "Образование СССР"

Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...

Урок-презентацуия "Образование СССР"

Урок дан в форме опорного конкпекта по теме с большим иллюстративным материалом. Рассмотрены основные вопросы темы, а также те проблемы, которые возникали в ходе обсуждения принципов образования ...

план-конспект урока по теме "Образование СССР"

Разработеа урока по теме "Образование СССР"  9 класс....

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»

Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР....

Фестиваль «Радуга народов», посвященный 90-летию образования СССР

Фестиваль был проведен в декабре 2012 года, в нем приняли участие ученики 5-х - 11-х классов. При подготовке презентации своей республики, ребята изучили ее историю, культуру, кухню, современный уклад...