11 класс Открытый урок по истории России Тема: "Борьба за власть (после смерти Сталина)" Проблемно-диалогическое обучение
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Фёдоров Сергей Леонидович

  Открытый урок истории в 11 классе по теме "Борьба за власть (после смерти Сталина)".  Данный урок  построен на  "открытии" знаний.  Используется метод  побуждающий  от проблемной ситуации  диалог. Проблемно-диалогическое обучение представляет собой  современную дидактическую  систему развивающего  образования, позволяющую заменить урок  объяснения  нового материала уроком "открытия" знаний. Урок составлен в соответствии с технологией проблемного диалога. На уроке обеспечивается  постановка  и решение учебных проблем школьниками, а не сообщению учителем темы и знания в готовом виде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 11 классе по теме: «Борьба за власть (после смерти Сталина)»

Анализ

Учитель

Ученики

ПОСТАНОВКА

Подведение

Тема

Термины (фамилии)

- Знакома дата: 5 марта 1953 г.?

- Да, мы начинаем раздел «СССР после смерти Сталина». Но тему этого урока вы определите сами. Посмотрите (учитель показывает фото)

- Опишите фото: кто изображён? Что делают? С каким настроением?

- Что произошло с этими людьми после смерти Сталина?

- Значит какая тема урока?

- Мы уже поняли и зафиксируем, кто боролся за власть (учитель фиксирует)

- Это дата смерти Сталина (рассматривают фотографию)

- Сталин и его соратники: Берия, Маленков, Хрущёв. Они гуляют по Кремлю, беседуют, смеются.

- Они стали бороться друг с другом за власть.

- Борьба за власть после смерти Сталина (тема)

- Берия, Маленков, Хрущёв

ИЗУЧЕНИЕ

Побуждение к плану

Первое понятие

сообщение учителя

Опорные слова

Остальные понятия

Перечисление

- А что про борьбу каждого из этих лиц надо узнать? По какому плану будем работать?

(учитель фиксирует план на доске)

- Я буду рассказывать о каждом лице по плану. Вы в тетрадях заполняете таблицу, а потом озвучите главное.

- Начнём с Берия (учитель рассказывает)

- Проверим, какую информацию вы занесли в таблицу. Пункт «когда»?

(учитель фиксирует опорные слова)

- Пункт «как»?

(учитель фиксирует опорные слова)

- Пункт «результат»? (учитель фиксирует опорные слова)

Аналогичным образом учитель работает с остальными понятиями

- Подведём итоги урока

- Когда боролся? Как боролся? С каким результатом? (пункты плана в вопросительной форме)

(ученики слушают и заполняют таблицу)

- 5 марта Берия стал первым заместителем председателя Совета министров СССР и главой нового Министерства внутренних дел.

- 26 июня он был арестован и освобождён от всех постов

- Берия объявил амнистию для 1,2 миллиона человек, закрыл громкие дела (в т. ч. «дело врачей»), выступил за сокращение расходов на военные нужды, за замораживание дорогостоящих строек, за повышение уровня жизни советского народа

- 23 декабря Берия был проговорён к расстрелу и сразу расстрелян. Его обвинили в предательстве как английского шпиона.

По плану рассказывают о Маленкове и Хрущёве

- После смерти Сталина за власть боролись Берия, Маленков и Хрущёв. В результате Берия был расстрелян, Маленков отстранён,  а Хрущёв пришёл к власти

ДОСКА тема

таблица

Борьба за власть после смерти Сталина

Берия

Маленков

Хрущёв

Когда?

05.03.1953 г. –

1 зам. Совмина, министр внутренних дел

26.06.1953 г. – арест Берии

Председатель Совета министров

Первый секретарь ЦК КПСС

Как?

Амнистия 1,2 млн.;

Закрыты дела (врачей и д.т.);

Сокращение расходов,  прекращение  «холодной войны»; ослабление давления на колхозы и личные хозяйства; развитие лёгкой промышленности

Осуждение культа личности Сталина; за повышение уровня жизни, прекращение  «холодной войны»

Не за слом системы, а за её усовершенствование,  за ликвидацию недостатков системы

Результат?

23.12.1953 г. - расстрелян

отстранён

Используя метод Сталина пришёл к власти (союз Маленкова, Жукова, Молотова, Кагановича против Берии)

Союз Хрущёва, Жукова против Молотова, Кагановича, Маленкова

   1958 г. Н.С. Хрущёв стал единоличным правителем СССР, сосредоточив в своих руках высший партийный пост – первого секретаря ЦК  КПСС и высший государственный – председателя Совета министров, как И.В. Сталин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перезентация к уроку истории "Этапы борьбы за власть после смерти Сталина"

Указаны хронологические рамки борьбы, краткая характеристика исторических личностей, решения XX съезда КПСС, результаты борьбы....

Борьба за власть после смерти сталина

презентация и доклад на тему борьба за власть после смерти сталина...

Тема: «Политическая борьба за власть после смерти И.В.Сталина» урок в 10 классе

Урок с использованием технологии развития критического мышления (РКМ)   В 10 классе .Тема: «Политическая борьба за власть после смерти И.В.Сталина». Оборудование: мультимедийная презентация, порт...

Конспект урока по истории "Борьба за власть после смерти И.В. Сталина"

Открытый урок по теме "Борьба за власть после смерти И.В. Сталина" 9 классТип урока: Формирование новых знаний Цели:развивающие – развитие критического мышления, творческого мышления, развитие от...

Презентация "Борьба за власть после смерти Сталина"

"Борьба за власть после смерти И.В. Сталина"  9 классЦели:развивающие – развитие критического мышления, творческого мышления, образного мышления; развитие ответственности по принятию решения чере...

Методическая разработка по истории России для учащихся 8 класса на тему: «Борьба за власть после смерти царя Федора Алексеевича. Царевна Софья».

В материале дана информация о сложном в жизни Российского государства периоде, когда умер царь Федор Алексеевич, не оставив наследников. Раскрывается роль стрельцов и сестры Петра 1 и Ивана У царевны ...