Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Качановская Лариса Ивановна

Использование дополнительного материала (документы, воспоминания, литературные произведения) позволяет точнее и разносторонне показать работу тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Воплощение лозунга "Все для фронта! Все для победы!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovetskiy_tyl_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  (5-11 классы)
Тема урока.
 Советский тыл в Великой Отечественной войне

ФИО

Качановская Лариса Ивановна

Место работы

Московская область, г.Долгопрудный

АОУ СОШ №14

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

9 класс

Тема урока

Советский тыл в Великой Отечественной войне

Предметная программа и её автор

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в  XX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 кл //.-  М.: Просвещение, 2010

Цель  урока:

Обучающие: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать исторические источники, самостоятельно работать с дополнительной литературой  

Воспитывающие: способствовать воспитанию гражданственности, уважения к героическому прошлому своего народа, гордости за свою Родину.

Межпредметные связи

Обществознание, МХК

Тип урока

Урок изучения нового материала

Применяемые технологии,

методы и приёмы

ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение

Формы работы

Фронтальный опрос, групповая работа, мини-конференция, работа с картой

Необходимое оборудование

Мультимедийный проектор, экран,DVD- диск  «Священная война», карта «Экономика СССР в 1941-1945гг», рабочая тетрадь по истории России XX век1928-1953 (выпуск 2)

Структура и ход  урока

14.  Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ЭОР

1

2

3

4

5

I

Организация урока

Приветствие учителя

Учащиеся поднимают карточки (красная или зеленая) в соответствии со своим настроением

II

1. Актуализация знаний.

Продолжение  изучения раздела, посвященного Великой Отечественной войне.

2. Формулирование темы урока, мотивация учебной деятельности.

Тема нашего с вами сегодняшнего урока : «Тыл в годы Великой Отечественной войны.»

Эпиграф урока:

« В истории России войны – это тяжкий труд всего народа» В.О. Ключевский

Ответы учащихся

Запись темы в тетрадь

Слайд с эпиграфом

3. Постановка цели и задач урока

Познакомиться с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

Рассмотреть новые понятия: «эвакуация», ГКО, местоблюститель

III

Введение новой темы

Проблемный вопрос: Что защищали в годы войны советские люди? Родину, социалистические завоевания, Сталина?

Миллионы советских людей на долгие годы запомнили обращение Сталина к ним: «Братья и сестры!», необходимость единства народа, помогло яснее и ярче осознать смертельную опасность, нависшую над страной.

Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Действительно, с первых дней война стала Отечественной! Решалась судьба не только советской власти, но и самого Отечества.

Мы знаем с вами каким трагическим было для Советского Союза начало войны, значительное техническое превосходство Германии. И неслучайно появляется лозунг: «Все для фронта! Все для победы!»

Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС. Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тыс крупных предприятий и свыше 10 млн. чел.

Что и почему эвакуировалось в первую очередь?

Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов. К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети. Работали дети 12 – 13 лет по  12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. Была введена карточная система. Нормы снабжения в стране были дифференцированы по социально-производственному принципу.

(Приложение №3) 

И несмотря на такие сложные условия жизни и труда, к середине 1942 года завершился перевод экономики на военный лад, по выпуску военной продукции СССР превзошел Германию. Все это создавало экономические предпосылки для разгрома врага.

Эвакуировались и научные центры, их основная деятельность – обеспечить победу, разработав новые образцы военной техники.

На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А,. Фадеев, К.М.Симонов. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. И пожалуй самое известное стихотворение тех лет.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то в годы войны она помогала им выживать и побеждать.

Война изменила многое,  и в том числе отношение власти к церкви. Ее положение было тяжелым: на свободе оставалось лишь 7 епископов, но церковь не только активно призывала к борьбе, но и оказывала помощь армии: были собраны средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского.

Ответы учащихся

Работа учащихся с документами

(Приложение №1)

Запись в тетрадь определений

Работа учащихся с документами

 (Приложение №2)

Ученик читает  стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь»

(Приложение №4)

Мини-конференция (сообщения учащихся. Приложение№5)

Учащиеся работают  с заданиями в рабочей тетради (Приложение№6)

Слайд (плакат «Наши силы неисчислимы»)

Слайд (плакат

 «Все для фронта! Все для победы!»)

Слайд «14-летний рабочий «дядя Саша»

Отрывок кинохроники «Самолеты – фронту»

Слайды «Деятели культуры - фронту»

IV

Первичное закрепление, обобщение и систематизация знаний.

1)В какие регионы СССР проходила эвакуация промышленного оборудования?

2) Найдите на карте города, в которых были сосредоточены крупнейшие предприятия, выпускавшие продукцию для фронта  

Работа с картой «Экономика СССР в 1941-1945гг»

Физминутка

V

Контроль знаний

Перемещение заводов и фабрик на восток страны, многими расценивается как подвиг советского народа.

Составление синквейна

VI

Итог урока.

Рефлексия.

Учитель подводит итоги урока.

VII

Домашнее задание

Написать сочинение «Моя семья в годы войны»

Запись домашнего задания в дневник

Учащиеся поднимают карточки (красная или зеленая) в соответствии со своим настроением

Приложение №1

Из выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941г.

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага… Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма» 

Приложение №2  

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» от 27 июня 1941г.

«… В первую очередь эвакуации подлежат:

а) важнейшие промышленные ценности (оборудование -  важнейшие станки и машины), ценные сырьевые ресурсы и продовольствие (цветные металлы, горючее, хлеб) и другие ценности, имеющие государственное значение;

б) квалифицированные рабочие, инженеры и служащие, население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы, ответственные советские и партийные работники»

Приложение №3                    Установленные в начале войны нормы снабжения населения СССР

Категории населения

Хлеб, г на 1 человека в день

Сахар, кондитерские изделия, 
г на 1 человека в месяц

 

1-я категория

2-я категория

1-я категория

2-я категория

Рабочие
Служащие
Иждивенцы
Дети до 12 лет

800
500
400
400

600
400
400
400

800
400
600
600

600
600
400
400

Дифференцировались и нормы снабжения мясом, рыбой. Обычная месячная норма по рабочей карточке этими продуктами была следующей: мясо, рыба — 1,8 кг, жиры — 0,4 кг, крупа и макаронные изделия — 1,2 кг. Служащие, иждивенцы и дети получали меньше этих норм

Приложение №4  

К.Симонов «Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Позабыть пора.
Пусть поверят отец и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Приложение №5 

За годы Великой Отечественной войны  артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Красной Армией артисты прошли весь путь войны. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, они выпустили около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма.

В Блокадном Ленинграде Д.Шостакович написал Седьмую симфонию и ее первая трансляция из осажденного города воспринималась как проявление невиданного мужества и героизма не только в Советском Союзе, но во всем мире, где велась борьба с фашизмом.

Приложение № 6

Ф а к т ы

Патриарший местоблюститель Сергий за первые два года войны выпустил 23 послания о даровании русскому народу победы. По его предложению верующими были собраны средства на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского.

4 сентября 1943 г. Сталин принял в Кремле митрополита Сергия и двух других высших иерархов Русской Православной церкви. Он высказал одобрение патриотической деятельностью духовенства и верующих Православной церкви и дал согласие на избрание Патриарха Московского и Всея Руси.

8 сентября 1943 г. на Поместном соборе патриархом Русской Православной церкви был избран митрополит Сергий.

Д о к у м е н т ы

Из обращения митрополита Московского и Коломенского, главы Православной церкви в России Сергия

22 июня 1941 г.

Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз поставить народ на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжёлый час испытаний всем, чем каждый может:

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, разбивших наголову Соловья - разбойника.

Список источников и литературы:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант История России XX – начало XXI века. 9 класс. М., «Просвещение», 2013
  2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Поурочные разработки к учебнику «История России» М., «Просвещение»
  3. О.В.Арасланова, А.В.Поздеев. Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI века. М., «Вако», 2005
  4.  Г.А. Куманев «Новая и новейшая история» № 6 2006 г
  5. http://www.wax.su/image/index.php?mode=cat&id=1122&page=5&url=   
  6.  http://voenpravda.ru/tuil.html
  7.  http://zubova-poliana.narod.ru/warheros1.htm
  8. http://istoriacccr.ru/evakuatciya_.html
  9. http://newsinphoto.ru/v-rossii/plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советское государство в годы Великой Отечественной войны.

Некоторые исторические факты, которые необходимы при подготовке мероприятий по патриотическому воспитанию....

презентеция к уроку по истории России " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны""

Данная презентация разработана к уроку истории 9 кл. по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Конспект урока, каждый этап сопровождается слайдами презентаци. Материал посвящен работе тыла и борьбе на оккупированной территории....

Сценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны».

Сценарий открытия фестиваля творческой  защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны». (Составилен: Редькиной Еленой Николаевной, КШИ №11, старший воспи...

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

Урок про Великую Отечественную войну...

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

В работе представлен материал, рассказывающий о жизни тыла во время войны. Представлен краеведческий материал по Саратовской области и по селу....

Тема урока: « Советский тыл в годы Великой Отечественной войны».

Тип урока: изучения нового материала.Предварительная работа:  учащимся заранее предложено задание по конкретным  темам:- Работа над понятием «Тыл».- выяснить промышленные предприятия Хабаров...