Рабочая программа по всеобщей истории 8 - 9 класс.
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование по всеобщей истории 8- 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 322.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Всеобщая история» предназначен для учащихся, изучающих историю в 8-9 классе средних общеобразовательных учебных заведений (базовый уровень).
Настоящая рабочая программа по «Всеобщей истории» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004;
Авторских программ:
Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5- 9 классы. Л.Н.Алексашкина. –М.: Мнемозина, 2009.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об исторических процессах всемирной истории, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям и явлениям прошлого, а также умения аргументированно выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе, причем не только по истории, но и иным предметам.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире (по сравнению с основной школой) реализовать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознания, с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Данная программа отражает основные положения учебников:
А.С. Намозова, Е.Н.Захарова Всеобщая история. История нового времени. 8 класс.
Л.Н. Алексашкина Всеобщая история 20 – начало 21 века. 9 класс.
в которых получили отражение следующие установки:
- акцент на раскрытие сущности исторических процессов;
- необходимость работы с историческим документом как основным источником исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать и анализировать его.
Одна из принципиальных установок курса - взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей.
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Цели курса:
Освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры обществ мира с 19 века до 21 века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей Отечественной и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в курсе всеобщей истории с 19 века до 21 века.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Содержание программы по курсу
Всеобщая история. 8 класс (34 ч.)
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в. (6 ч)
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты.
Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.:
социальные и национальные движения, реформы и революции.
Оформление консервативных, либеральных, радикальных поли-
тических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в. (15 ч)
Великобритания в Викторианскую эпоху («мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи). Франция: от Второй империи к Третьей
республике (внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны). Образование единых государств в Италии и Германии; К. Кавур, Дж. Гарибальди, О. Бисмарк.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь (Север и Юг). Гражданская война 1861—1865 гг. А. Линкольн.
Экономическое и политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс. Монополистический капитализм. Империализм. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны и народы Латинской Америки, Азии, Африки в XIX в. (8 ч)
Османская империя: могущество и упадок, попытки проведения реформ. Индия: держава Великих Моголов и ее распад, установление британского колониального господства. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: образование централизованного государства, внутренняя и внешняя политика в период сёгуната Токугава, преобразования в эпоху Мэйдзи.
Латинская Америка в Новое время. Колониальное общество. Освободительная борьба и провозглашение независимых государств; Ф. Д. Туссен- Лувертюр, С. Боливар.
Народы Африки в Новое время: колониальные порядки и традиционные общественные отношения, выступления против колонизаторов.
Международные отношения в XIX в. (5 ч)
Международные отношения в Европе. Колониальные захваты и колониальные империи. Восточный вопрос. Начало борьбы за передел мира. Складывание военно-политических союзов великих держав.
Обобщение. Историческое и культурное наследие всеобщей истории XIX в.
Содержание программы по курсу
Всеобщая история. 9 класс (34 ч.)
Введение (2 ч). Новейшая история: понятие, периодизация. Мир к началу XX в.
Мир в 1900-1918 гг. (3 ч)
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: экономическое развитие, социальные движения. Расширение спектра политических партий. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. (Турция, Иран, Китай, Мексика). Руководители освободительной борьбы (Сун Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война 1914—1918 гг.: причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918-1939 гг. (10 ч)
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Версальская система.
Революционные события 1918 г.— начала 1920-х гг. в Европе. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. «Новый курс Ф. Д. Рузвельта. Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.
Культура в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций реалистического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.
Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Агрессия и политика «невмешательства».,
Вторая мировая война. 1939—1945 гг. (3 ч)
Причины и начало войны. Основные участники войны, этапы и театры боевых действий. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Мир в середине XX — начале XXI в. (16 ч)
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Биполярный мир. Переход от индустриального общества к
постиндустриальному, информационному обществу.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX—начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти. Социальные движения. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.: экономическое развитие, «государство благосостояния», внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Европейская интеграция.
Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI».: социалистический эксперимент, перемены конца 1980-х — начала 1990-х.гг., проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Государства Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий.
Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины
XX в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
.Международные отношения во второй половине XX — начале
XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные
годы, «Холодная, война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс.
Новое политическое мышление в международных отношениях.
Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.
Обобщение. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.
Тематическое планирование. 8 класс
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в. | 6 | |
1 | Империя Наполеона. Наполеоновские войны | 1 |
2 | Международные отношения в первой половине XIX в. | 1 |
3 | Развитие капитализма в XIX веке | 1 |
4 | Промышленная революция и изменения в социальной структуре общества | 1 |
5 | Социально-политическая и социально-экономическая мысль в эпоху индустриализации | 1 |
6 | Развитие культуры в первой половине XIX в. | 1 |
Раздел 2. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в. | 15 | |
7 | Великобритания в Викторианскую эпоху | 1 |
8 | Франция во второй половине XIX века: от Второй империи к Третьей республике | 1 |
9 | Образование единых государств: объединение Германии | 1 |
10 | Образование единых государств: объединение Италии | 1 |
11 | Австрийская империя в XIX веке | 1 |
12 | США во второй половине XIX века: война между Севером и Югом | 1 |
13 | Население и государства в конце XIX – начале XX вв. | 1 |
14 | Завершение промышленного переворота. Технический прогресс | 1 |
15 | Жизнь горожан в конце | 1 |
16 | Изменениения в положении трудящихся. Рабочее движение и профсоюзы | 1 |
17 | Основные идейно-политические течения | 1 |
18 | Образование политических партий | 1 |
19 | Развитие образования. Секуляризация и демократизация культуры | 1 |
20 | Литература и искусство во второй половине XIX – начале XX вв. | 1 |
21 | Повторительно-обобщающий урок «Развитие стран Европы и Северной Америки в XIX веке». Контрольная работа | 1 |
Раздел 3. Страны и народы Латинской Америки, Азии, Африки в XIX в. | 8 | |
22 | Кризис традиционных обществ | 1 |
23 | Османская империя в XIX в. | 1 |
24 | Индия: от державы Великих Моголов до британской колонии | 1 |
25 | Китай в конце XIX – начале XX вв. | 1 |
26 | Япония в XIX в. Реформы Мэйдзи | 1 |
27 | Страны Латинской Америки в Новое время | 1 |
28 | Народы Африки в Новое время | 1 |
29 | Повторительно-обобщающий урок «Азия, Африка и Латинская Америка в XIX веке» | 1 |
Раздел 4. Международные отношения в XIX веке | 5 | |
30 | Колониальные захваты и колониальные империи | 1 |
31 | Восточный вопрос в европейской политике | 1 |
32 | Начало борьбы за передел мира. Складывание военно-политических союзов великих держав | 1 |
33 | Повторительно-обобщающий урок «Историческое и культурное наследие всеобщей истории XIX века» | 1 |
34 | Итоговая проверочная работа «Мир в XIX веке» | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование. 9 класс
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Мир в 1900 - 1945 гг. | 17 | |
1 | Введение. Мир к началу XX века. | 2 |
Тема. Зарубежные страны в 1900 - 1914 гг. | 3 | |
2 | Страны Европы и США в 1900-1914 гг. | 1 |
3 | Либеральные реформы начала XX века в странах Западной Европы и США. | 1 |
4 | Страны Азии и Латинской Америки в начале XX века. | 1 |
Тема. Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) | 2 | |
5 | Причины и начало войны. Западный фронт. | 1 |
6 | Итоги Первой мировой войны | 1 |
Тема. Зарубежные страны в 1918 - 1923 гг. | 3 | |
7 | От войны к миру. | 1 |
8 | События 1918-начала1920 гг. в Европе. | 1 |
9 | Зарождение фашизма и нацизма. | 1 |
Тема. Зарубежные страны в 1924 - 1939 гг. | 5 | |
10 | Страны Европы и США в 1924-1939 гг. | 1 |
11 | Приход нацистов к власти в Германии. Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании. | 1 |
12 | Страны Азии в 1920-1930 гг. | 1 |
13 | Развитие культуры в 1920-е - 1930-е гг. | 1 |
14 | Международные отношения в 1920-е - 1930-е гг. | 1 |
Тема. Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) | 3 | |
15 | Причины и начало войны. | 1 |
16 | Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. | 1 |
17 | Геноцид. Движение сопротивления. Итоги войны. | 1 |
Раздел 2. Мир в 1945 - 2001 гг. | 17 | |
18 | Введение. Карта мира к концу XX века. | 1 |
Тема. Страны Западной Европы и США в 1945 - 2001 гг. | 4 | |
19 | Соединенные Штаты Америки. Путь к лидерству. | 2 |
20 | Страны Западной Европы. Политическая и экономическая интеграция европейских стран. | 2 |
Тема. Страны Восточной Европы в 1945 - 2001 гг. | 2 | |
21 | Развитие по «советскому образцу». Поиски новых путей и моделей развития; общее и особенное. | 1 |
22 | Смена политических режимов. Распад «восточного блока». Страны Восточной Европы на рубеже XX-XXI вв. | 1 |
Тема. Страны Азии и Африки в 1945 - 2001 гг. | 3 | |
23 | Япония во второй половине XX века: от поражения к лидерству. | 1 |
24 | Освобождение и развитие стран Азии и Африки во второй половине XX века. Место стран Азии и Африки в современном мире. | 1 |
25 | Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. | 1 |
Тема. Страны Латинской Америки в 1945 - 2001 гг. | 1 | |
26 | Экономическое развитие и проблемы модернизации. | 1 |
Тема. Культура зарубежных стран во второй половине XX века | 2 | |
27 | Многообразие стилей и течений в художественной культуре во второй половине XX века. | 1 |
28 | Культура «для избранных» и массовая культура. | 1 |
Тема. Международные отношения во второй половине XX века | 2 | |
29 | Основные периоды в развитии международных отношений. «Биполярный мир» и «холодная война». | 1 |
30 | Новое политическое мышление. ООН, его роль в современном мире | 1 |
31 | Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI века | 1 |
32 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
33 | Итого: | 34 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения истории ученик должен:
Знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Формы и средства контроля
- Фронтальный опрос – с вопросами самопроверки;
- Групповая работа с документами и ответ на вопросы и задания к документам;
- Письменный опрос – хронологический диктант, понятийный диктант;
- Самостоятельная работа в форме теста.
Учебники:
А.С. Намозова, Е.Н.Захарова Всеобщая история. История нового времени. 8 класс.- М.: Мнемозина, 2013
Л.Н. Алексашкина Всеобщая история 20 – начало 21 века. 9 класс. - М.: Мнемозина, 2010
Учебные пособия:
- Учебные карты, видеофильмы.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5- 9 классы. Л.Н.Алексашкина. –М.: Мнемозина, 2009.
- Электронное пособие. Энциклопедия истории России
- Электронное пособие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Критерии оценивания учащихся по предмету
Список дополнительной литературы
1.Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т.: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013.
2. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 816 c.
3. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.
4. Капица, Ф.С. Всеобщая история / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010. - 544 c.
5. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2012. - 640 c.
6. Худеков, С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2010. - 608 c.
7. Шуази, О. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази; Пер. с фр. Н.С. Курдюков, Е.Г. Денисова. - М.: Эксмо, 2012. - 704 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/30/picture-28205.jpg)
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-130277-1351009134.jpg)
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-453911-1401783948.jpg)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980148-1512014906.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980148-1512014906.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...