Программа кружка «Юный краевед» основы музейного дела для детей 12-16 лет
методическая разработка по истории на тему

Софронов Рудольф Георгиевич

Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей  ребёнок   приобщается к духовным ценностям всех поколений.

      Музей  школы действует в сфере дополнительного образования, работает с ____ года.  За  это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа.

   В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа   кружка «Музей воспитывает юных. Экскурсовод  школьной  музейной  экспозиции» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.

Данная программа ориентирована на учащихся 5-10 классов (12-16 лет). Сроки реализации программы 2016 – 2018 годы.

Цель программы:  Целью Программы является формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

 Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;
  2. формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  3. воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  4. Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания;
  5. Формирование навыков работы в музее;
  6. Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
  7. Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
  8. Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.

 

Механизм реализации программы:

  • Изучение  символики  России,  Чувашской Республики, Ядринского района.
  • Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
  • Встречи  с ветеранами войны и труда;
  •  Информационное обеспечение  мероприятий;
  • Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы

 

Основные направления работы

1. Усвоение теоретических знаний;

2. Формирование практических навыков.

 

 

Формы  и  методы работы.

  1. словесные, наглядные, практические
  2. проектно-исследовательская деятельность   
  3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть:

  • лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  участников  кружка ДО);
  • семинарской  (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
  • научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов);
  • оформительской   (изготовление отчётов, иллюстрированных  фотографиями, создание презентаций);
  • организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

     

Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

-  проведение экскурсий в школьном музее,

-  встречи с интересными людьми,

-  выступления членов кружка на занятиях,

-  обсуждение работы кружка,

-  реализация социальных проектов.

       Программа кружка  составлена для учащихся школы на 3  года обучения (384 часа). Занятия проводятся 2 раза   в неделю – по 2  часа.  Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает   вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа  включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

 

 

 

Обучающийся должен знать:

  1. Функции музея в целом, в том числе  школьного музея;
  2. фондовую работу музея;
  3. направления деятельности музея;
  4. основы выставочной,  экскурсионной, оформительской деятельности музея;
  5. методику проектно-исследовательской  деятельности и  оформление работ;
  6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее

                                                          

 

Уметь:

  1. Вести поиск музейных  материалов
  2. Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;
  3. оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
  4. провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
  5. вести интервьюирование;
  6. работать с источниками исследований;
  7. Писать и оформлять исследовательские  работы;
  8. Составлять  и оформлять социально-значимые  проекты;
  9. Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой 

Ожидаемые результаты программы

  1. Расширение знаний о родном крае.
  2. Развитие познавательной деятельности.
  3. Привитие любви к своей  Родине.

4.  Освоение навыков музейного дела.

5.  Сохранение культурного наследия для будущих поколений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_kraeved_2016-18.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

кружка «Юный краевед»

основы  музейного дела

для детей 12-16 лет при МБОУ «Большечурашевская СОШ»

 Срок реализации программы: 3 года

Составитель:

Софронов Рудольф Георгиевич,

педагог дополнительного образования.

г. Ядрин - 2016

Пояснительная записка

    Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей  ребёнок   приобщается к духовным ценностям всех поколений.

      Музей  школы действует в сфере дополнительного образования, работает с ____ года.  За  это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа.

   В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа   кружка «Музей воспитывает юных. Экскурсовод  школьной  музейной  экспозиции» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.

Данная программа ориентирована на учащихся 5-10 классов (12-16 лет). Сроки реализации программы 2016 – 2018 годы.

Цель программы:  Целью Программы является формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

 Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;
  2. формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  3. воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  4. Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания;
  5. Формирование навыков работы в музее;
  6. Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
  7. Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
  8. Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.

Механизм реализации программы: 

  • Изучение  символики  России,  Чувашской Республики, Ядринского района.
  • Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
  • Встречи  с ветеранами войны и труда;
  •  Информационное обеспечение  мероприятий;
  • Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы

Основные направления работы

1. Усвоение теоретических знаний;

2. Формирование практических навыков.

 

Формы  и  методы работы.

  1. словесные, наглядные, практические
  2. проектно-исследовательская деятельность   
  3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть:

  • лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  участников  кружка ДО);
  • семинарской  (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
  • научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов);
  • оформительской   (изготовление отчётов, иллюстрированных  фотографиями, создание презентаций);
  • организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

     

Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

-  проведение экскурсий в школьном музее,

-  встречи с интересными людьми,

-  выступления членов кружка на занятиях,

-  обсуждение работы кружка,

-  реализация социальных проектов.

       Программа кружка  составлена для учащихся школы на 3  года обучения (384 часа). Занятия проводятся 2 раза   в неделю – по 2  часа.  Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает   вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа  включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

Обучающийся должен знать:

  1. Функции музея в целом, в том числе  школьного музея;
  2. фондовую работу музея;
  3. направления деятельности музея;
  4. основы выставочной,  экскурсионной, оформительской деятельности музея;
  5. методику проектно-исследовательской  деятельности и  оформление работ;
  6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее

                                                         

Уметь:

  1. Вести поиск музейных  материалов
  2. Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;
  3. оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
  4. провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
  5. вести интервьюирование;
  6. работать с источниками исследований;
  7. Писать и оформлять исследовательские  работы;
  8. Составлять  и оформлять социально-значимые  проекты;
  9. Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой  

Ожидаемые результаты программы

  1. Расширение знаний о родном крае.
  2. Развитие познавательной деятельности.
  3. Привитие любви к своей  Родине.

4.  Освоение навыков музейного дела.

5.  Сохранение культурного наследия для будущих поколений

Учебно-тематический план

I год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

    в  том числе

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей.

2

2

-

Основы музейных знаний.

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

4

4

-

Где и как собирать материалы для музея.

4

2

2

Работа с историческими источниками.

8

4

4

Изучение архивных документов

4

2

2

Реставрация экспонатов в условиях школьного музея

8

4

4

Как оформить выставку, музейную экспозицию

4

4

-

Как подготовить доклад, экскурсию

8

4

4

Методы проведения экскурсий

4

2

2

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

16

16

-

Методика проведения социологического опроса

8

4

4

Секреты хорошего интервью

8

4

4

Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

10

6

4

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в  конференции, районном конкурсе  творческих работ по  краеведению

20

10

10

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

20

-

20

Итого

128

68

60

Содержание курса программы

1-ый год обучения

  1. Вводное  занятие. ( теория)

Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. (теория)

Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

Где и как собирать материалы для музея. ( практика)

 Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. (теория + практика)

Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника

Изучение архивных документов. (практика)

Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.

Как оформить выставку, музейную экспозицию. (теория + практика)

Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок

Как подготовить доклад, экскурсию (теория + практика)

Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.

Как вести экскурсию (практика)

Маршрут экскурсии. Использование  различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

  1. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (практика)

 . Славное  прошлое  Красносельского  района.

  1.  Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика)

Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

II год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

    в  том числе

теория

практика

Вводное занятие. Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ

2

2

-

Основы музейных знаний.

Свидетели истории

4

2

2

Где и как собирать материалы для музея.

8

-

8

Работа с историческими источниками.

8

-

8

Изучение архивных документов

8

-

8

Учет и хранение собранных документов и вещей.

4

2

2

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее.

8

4

4

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

16

16

-

Методика проведения социологического опроса

4

2

2

Секреты хорошего интервью.

4

2

2

Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

6

4

2

Создание презентаций на основе собранного материала

16

4

12

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ

20

10

10

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

20

-

20

Итого

128

48

80

Содержание курса программы

  1. Вводное занятие. ( теория)

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Основы музейных знаний. Свидетели истории (теория)

Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

Ваши помощники в поисковой работе ( теория)

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации.

Как работать с газетами, журналами, книгами. (практика)

Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение теста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. (практика)

Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видео- аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.

Учет и хранение собранных документов и вещей. (практика)

Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее. (теория)

Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея

  1. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (пратика)

Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное развитие Красносельского  района.. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала

  1. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (практика)

Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

III год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

    в  том числе

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

2

2

-

Научно – исследовательская работа. Как подготовить научно-исследовательскую работу?

8

4

4

Как проводить научное исследование

8

4

4

Как определить и  уточнить  тему?

8

4

4

Как  изучать  литературу?

8

4

4

Как  определить  гипотезу?

8

4

4

Как  сформулировать цель и задачи исследования?

8

4

4

Как  определить  методы исследования?

8

4

4

9.

Требования к оформлению научно-исследова-тельской работы. Составные части работы

8

4

4

10.

Требования к оформлению научно-исследователь-ской работы. Титульный лист

2

-

2

11.

Требования к оформлению научно-исследователь-ской работы. Содержание основной части

8

2

6

12.

Требования к оформлению научно-исследова-тельской работы Заключение, список используемой литературы.

2

-

2

13.

Требования к оформлению реферата. Составные части работы

2

2

-

14.

Требования к оформлению реферата. Титульный лист.

2

-

2

15.

Требования к оформлению реферата. Содержание основной части

4

2

2

16.

Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.

2

-

2

17.

Научно-исследовательская деятельность шко-льного музея. Подготовка научно-исследова-тельских работ

20

-

20

18.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

20

-

20

19.

Итого

128

40

88

Содержание курса программы

 3-ий год обучения.

1.Вводное   занятие. (теория)

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Научно – исследовательская работа. (теория + практика)

Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и  уточнить  тему? Как  изучать  литературу? Как  определить  гипотезу? Как  сформулировать цель и задачи исследования? Как  определить  методы исследования?

3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. (теория + практика)

4. Составные части работы. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.

    5.Требования к оформлению реферата. (теория)

    Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части.

         Заключение. Список литературы.(теория)

6. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня (практика)

Во время реализации программы будут использованы:

1. Организационная работа:

  • Обзорные и тематические экскурсии классов – в течение года
  • Составление и реализация проектов - в течение года
  • Дни воинской славы – в течение года

2. Поисковая, исследовательская работа:

  • Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни – в течение года
  • Исследовательская работа по изучению родного края -  в течение года
  • Исследовательская  работа с архивами  семей  .

3. Работа с фондами

  • Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года
  • Обновление и дополнение стендов – в течение года
  • Создание передвижных выставок – в течение года
  • Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года

 4. Учеба актива музея

  • экскурсоводы

 5. Внешняя деятельность музея

  • Участие в выполнении заданий
  • Работа в микрорайоне школы
  • Участие в  мероприятиях районного масштаба

Календарно-тематический план работы кружка

2013-2014 учебный год.

(2-й год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

    в  том числе

теория

практика

Октябрь

Вводное занятие. Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ

2

2

-

Основы музейных знаний.

Свидетели истории

4

2

2

Где и как собирать материалы для музея.

8

-

8

Ноябрь

Работа с историческими источниками.

8

-

8

Изучение архивных документов

8

-

8

Декабрь

Учет и хранение собранных документов и вещей.

4

2

2

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее.

8

4

4

Январь, Февраль

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

16

16

-

Март

Методика проведения социологического опроса

4

2

2

Апрель

Секреты хорошего интервью.

4

2

2

Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

6

4

2

Май

Создание презентаций на основе собранного материала

16

4

12

В течение года

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ

20

10

10

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

20

-

20

Итого

128

48

80

Методическое обеспечение программы.

 п/п

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы.

Дидактический материал.

Форма подведения итогов.

1

Вводное занятие.

Беседа , экскурсия.

Объяснительно-иллюстративные , демонстра-ционный.

Творческие работы учащихся.

Опрос

2

Основы  музейных  знаний

Экскурсия, беседа.

Объяснительно-иллюстративные .

Материалы  школьного музея.

Тест

3

Работа  с  историческими  источниками

Беседа, практикум.

Объяснительно-иллюстративные , демонстра-ционный,

репродуктивный, эвристический, практическая работа, самостоятельная работа.

Работы  учащихся.

Мультимедий

ные  продукты

     Опрос.

4

Правила  оформления  выставочных  материалов

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

Методическое пособие по  экспониро

ванию   предметов.

Тест

5

Музейная картотека.

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

Музейная карточка.

Опрос

6

Краеведение

Беседа

Объяснительно-иллюстративные .

Фото,  мультимедий

ный  продукт

7

Секреты  хорошего  интервью

Беседа,  практикум

Объяснительно-иллюстративные .

Кинохроника

Дневники

Тест

8

Научно – исследовательская  деятельность  школьного  музея

Беседа,  практикум.

Объяснительно-иллюстративные , репродуктивный, эвристический, практическая работа, самостоятельная работа. Метод контроля.

Экспонаты музея.

Результаты конкурса.

9

Итоговое занятие.

Беседа, викторина

Объяснительно-иллюстративные , практическая работа, самостоятельная работа. Контроль

        

Расписание занятий:

Понедельник                             13.20 - 15.20                2 часа

Пятница                                     13.20 – 15.20               2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программакружка "Юный географ"

Программа расчитана на учпщихся 6-8 классов, содержит 64 часа. Срок реализации программы 1 год....

программа работы кружка "Юный краевед"

Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей  становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

Презентация. Открытый творческий конкурс «Природа Донского края – путешествие юного краеведа» (в рамках открытого творческого проекта «МИР глазами детей»)

В конкурсе приняли участие 250 работ школьников города Ростова-на-Дону в возрасте от 7 до 18 лет. Рисунки 2017 года показали красоту и колорит природы Донского края, отличались яркостью, нежностью и л...

Информация о работе школы интеллектуального и духовно-нравственного развития детей "Юный краевед-исследователь"

В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских ...