Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 7-х классов
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему

Калинина Мария Леонидовна

Рабочая программа по Новой истории и истории Отечества с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа  по истории в 7 классе состоит из двух модулей «История Нового времени» и «История России» и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8, учебного плана на 2017-2018 уч. год, с учетом авторской программы  «Всеобщая история»: История Нового времени под редакцией А.О. Чубарьяна (М.: «Просвещение», 2014 г.) и примерной программы, составленой в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, подготовленной в 2013-14 г

        В программе «Новая история» отведено 26 часов на изучение курса. Я добавила 2 часа на итоговое повторение изученного, т.к на Всеобщую историю традиционно выделяется 28 часов.

        В программе «История России» предусмотрено 42 часа. Я сократила программу на два часа, объединяв темы для повторения материала, т.к. на Историю России должно выделяться 40 часов.

 

                                                     Цели и задачи курса

-  образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли Рос сии во всемирно-историческом процессе;

— воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

— развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе;

-  сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

-  осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия.

                                     Общая характеристика учебного предмета

        При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного, поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 7 класса и их возрастных особенностей, при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества.

       Учащиеся последовательно знакомятся с подъемом светской культуры, переменами в общественных отношениях. Содержание всеобщей истории эпохи Нового времени открывает большие возможности для освещения роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом.

       Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость.

       В процессе изучения курса показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов, осуществляется эстетическое воспитание.

       Изучая курс истории Нового времени, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций народов мира.  

       Курс История России формирует у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.

              Место учебного предмета в учебном плане.

      На изучение истории в 7 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год). На изучение модуля «История Нового времени» - 28 часов, а на изучение «Истории России» - 40 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты

-  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

-  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-  умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

-  расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

-  готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание

 Курса Новая история

            Введение (1час)

Раздел I. Новый мир – новый человек (7 часов)

Тема 1. Встреча миров (2 часа)

Великие географические открытия.

Европейская колонизация.

Тема 2. Высокое возрождение (3 часа)

Предпосылки Возрождения.

Гуманизм.

Искусство Высокого Возрождения.

Тема 3. Реформация и контрреформация (2 часа)

Предпосылки и начало Реформации.

Религиозные войны.

Раздел II. Дворянская и монархическая Европа (9 часов)

Тема 4. Европейский абсолютизм XVII – первой половины XVIII в. (2 часа)

Возникновение абсолютизма.

Габсбурги и Гогенцоллерны.

Тема 5. Короли и парламент в Англии. (2 часа)

Английская революция середины XVII в.

Ограниченная монархия.

Тема 6. Международные отношения в XVII-XVIII вв. (2 часа)

Тридцатилетняя война.

Династические войны.

Тема 7. Век науки и Просвещения (3 часа)

Культура классицизма и барокко.

Просвещенный абсолютизм.

Раздел III. Закат «Старого порядка» (8 часов)

     Тема 8. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-XVIII вв. (2 часа)

Общество и экономика.

Предпосылки и начало промышленной революции

Тема 9. Революции конца XVII в. (4 часа)

Войны за независимость британских колоний в Северной Америке.

Начало революции во Франции.

Якобинская диктатура.

Тема 10. Государства Востока. Особенности развития в XVI-XVIII  вв. (2 часа)

Ближний и Средний Восток. Страны Южной и Восточной Азии.

Итоговое повторение (3 часа)

Содержание

Курса «История России»

Введение (1 час)

Тема 1. Создание Московского царства. (12 часов)

Завершение объединения русских земель.

Общественный строй.

Иван Грозный.

Внешняя политика России.

Внешняя политика России.

Опричнина.

Последние годы правления Ивана Грозного.

Итоги правления Ивана Грозного.

Русская православная церковь в XVI веке.

Тема 2. Смутное время.  (10 часов)

Преддверие Смуты

Лжедмитрий I.

Правление Василия Шуйского.

Лжедмитрий II.

Междуцарствие (1610-1613)

Первое ополчение.

Второе ополчение.

Историческое значение двух народных ополчений.

Земский собор 1613 года.

Тема 3. Россия при первых Романовых. (17 часов)

Правление Алексея Михайловича (1645-1676).

Россия в XVII веке

Русская деревня в XVII веке.

Повторение темы «Росся при Романовых».

Присоединение Украины к России.

Раскол Русской православной церкви.

Старообрядчество.

Народные волнения в 1660-1670- е годы.

Наследники Алексея Михайловича.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке.

Просвещение, литература и театр в XVII веке.

Искусство в XVII веке.

Жизнь и быт различных сословий.

Одежда и обычаи.

 Повторение раздела «Россия при первых Романовых».

        


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

п/п

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Домашнее зада

ние

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

7 а

Введение. (1 час)

1.

 Введение.

Описывать занятия, образ жизни европейцев на кануне географических открытий.  Групповая работа.

Стр.

5-11

Раздел I. Новый мир – новый человек (7 часов)

Тема 1. Встреча миров (2 часа)

2.

Великие географические открытия.

Называть имена известных правителей и религиозных деятелей и путешественников. Индивидуальная работа составление сравнительной таблицы

§1,2

3.

Первые колониальные империи.

Показывать на карте новые земли появившиеся в результате открытий и завоеваний. Объяснять причины возникновения колоний.

§3

Тема 2.  Тема 2. Высокое возрождение (3 часа)

4.

Расцвет денежной экономики.

Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания

§4

5.

Сельский и городской мир.

Групповая работа, анализ текста и иллюстраций учебника, участие в дискуссии.

§5

6.

Власть и сословия.

Называть характерные черты сословий. Работа с документами составление таблицы.

§6

Тема 3.  Тема 3. Реформация и контрреформация (2 часа)

7.

Причины и начало Реформации.

Объяснять причины возникновения Реформации. Называть имена известных реформаторов и их учения. Показывать по карте распространение Реформации в Европе.

§7

8.

Реформация и контрреформация.

§8

Раздел II. Дворянская и монархическая Европа (9 часов)

Тема 4. Европейский абсолютизм XVII – первой половины XVIII в. (2 часа)

9.

Вечные соперники: Франция и Испания.

 Групповая форма работы участие в беседе.

§9

10.

Нидерланды.

Получают информацию о Нидерландах. Описывают быт и  устройство государства

§10

Тема 5. Короли и парламент в Англии. (2 часа)

11.

Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов.

Составляют план развития Англии в определенный период. Знакомятся с ее достижениями и слабыми сторонами.

§11

12

  Век революций в Англии.

Объясняют основные причины всех революций. Называют хронологические рамки.

§12

Тема 6. Международные отношения в XVII - XVIII вв. (2 часа)

13

Страны Центральной Европы.

Работа с картой. Групповая работа. Объяснять основные причины противоречий в обществе Франции и  Англии.

§13

14

Борьба за господство в Европе

Называть основные события преобразований Англии. Работа с картой и историческими  источниками.

§14

Тема 7. Век науки и Просвещения (3 часа)

15

Культура эпохи Возрождения

Называть представления человека о мире в период Нового времени, религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в обществе. Групповая работа.

§15

16

Культура XVII  и  XVIII веков.

Путем исследования документального материала формулирую вывод о причинах быстрого развития культуры в европейских странах.

§16,20

17

Научная революция.

Называют видных научных деятелей и их открытия.

§17

Раздел III. Закат «Старого порядка» (8 часов)

     Тема 8. Экономическое и социальное развитие Европы в  XVII - XVIII вв. (2 часа)

18

 Философы и монархи.

   В процессе работы с учебником выясняют причины быстрого развития философии и называют имена философов..

§18

19

Европа в  XVIII веке.

Сопоставлять успехи хозяйства, культуры и религиозные верования в Европе

§19

Тема 9. Революции конца  XVIII в. (4 часа)

20

Сила и слабость Франции.

Составляют план развития Франции, причины отставания ее развития от Англии.

§20

21

Международные отношения

Выполняют тестовую работу.

§21

22

Образование США.

Работают с картой, отмечая наиболее развитые территории США.

§23

23

Промышленная революция в Великобритании.

Выясняют причины промышленной революции в Англии и ее направления.

§24

Тема 10. Государства Востока. Особенности развития в  XVI -  XVIII вв. (2 часа)

24

Османская империя

Выступают с опережающим заданием, демонстрируют презентации.

§25

25

Иран.

Работа с контурными картами.

Применение поискового метода в процессе изучения темы.

§26

26

Индия.

Называть участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в Индии.

§26-29 §31

27

 Китай, Япония.

Работа с документами с элементами исследования.

 §32

Итоговое повторение (1 час)

28

Итоговое повторение тем за 7-й класс.

Работа с тестами.

История России

п/п

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Домаш

нее зада

ние

Скорректирован

ные сроки прохождения

Плановые сроки прохождения 

7 а

   7 б

7 а

7 б

Россия в XVI – XVII вв.

Учатся работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.

Стр. 4-5

Тема 1. Создание Московского царства. (12 часов)

Завершение объединения русских земель.

Выделяют основные причины раздробленности государства. Учатся работать в парах.

§1

Общественный строй.

Обобщают изученный материал с

использованием исторических документов.

§1

Иван Грозный.

Обобщают изученный материал с

использованием исторических документов. Выделяют основные особенности характера Ивана Грозного.

§2

Внешняя политика России.

Самостоятельно характеризуют первые успехи государства с приходом к власти Ивана Грозного.

§3

Внешняя политика России.

Изучение  темы с использованием исторических документов.

§4

Опричнина.

Учатся работать с историческими документами. Определяют особенности политики жестокого царя.

§5

Последние годы правления Ивана Грозного.

Учатся устанавливать соответствие между терминами и их определениями. Работают с таблицами.

§5

Итоги правления Ивана Грозного.

Обобщение знаний разных направлений в развитии страны в конце царствования Ивана Грозного. Создание презентаций.

§4,5

Русская православная церковь в XVI веке.

Характеризуют роль православной церкви в строительстве государства. Умение работать с дополнительной литературой.

§6

Русская культура в XVI веке.

Пошагово вспоминают выполнение презентаций. Выступления с рефератами и сообщениями.

§7

Образование и культура.

Выступления с рефератами и сообщениями.

§8

Повторение раздела «Создание Московского царства».

Выполняют тестовые задания. Обобщают знания.

§1-8

Тема 2. Смутное время.  (10 часов)

Преддверие Смуты

Работа в парах. Выяснение причины необходимости преобразований в обществе.

§9

Лжедмитрий I.

Заслушивание сообщений учащихся о личности самозванца. Изучение особенностей развития государства и общества.

§10

Правление Василия Шуйского.

Определяют причины прихода к власти Василия Шуйского. Называют известных военачальников и причины неудач царя.

§11

Лжедмитрий II.

Самостоятельно изучают личность нового самозванца и сравнивают его с предыдущим. Знакомятся с термином «Семибоярщина».

§12

Междуцарствие (1610-1613)

Работа с учебником и картой. Характеризуют первые реформы в области экономики.

§13

Первое ополчение.

Самостоятельная работа. Выступают с сообщениями и презентациями.

§13

Второе ополчение.

Демонстрация презентаций, заслушивание сообщений и докладов на заданную за ранее тему.

§14

Историческое значение двух народных ополчений.

С применением поискового метода выясняют отношения между разными сословиями в обществе.

§13,14

Земский собор 1613 года.

Работа в парах. Составление таблицы об основных направления в политического развития страны.

§14

Повторение раздела «Смутное время».

Выполнение тестовых заданий.

§9-14

Тема 3. Россия при первых Романовых. (17 часов)

Правление Михаила Федоровича (1613-1645).

Работа с документами. Обобщение исторического материала.

§15

Правление Алексея Михайловича (1645-1676).

Определяют значение сильной государственной власти. Называют особенности в управлении государством в пред петровский период.

§16

Россия в XVII веке

Составление плана внутренней политики России в пред петровский период.

§17,18

Русская деревня в XVII веке.

Работа с картой. Усвоение знаний о жизни крепостных крестьян.

§19

Повторение темы «Росся при Романовых».

Выполнение тестовых заданий.

§15-19

Присоединение Украины к России.

Обобщение документального материала. Выполнение тестового задания.

§20

Раскол Русской православной церкви.

На основании изученного ученики должны сделать вывод о причинах раскола церкви.

§21

Старообрядчество.

Работа с документами с использованием исследовательского метода.

§21

Народные волнения в 1660-1670- е годы.

Выступают с опережающими заданиями. Учатся работать с первоисточниками.

§22

Наследники Алексея Михайловича.

Знакомство с развитием страны через опережающие задания.

§23

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке.

Работа с учебником и документами. Работа в парах.

§24

Просвещение, литература и театр в XVII веке.

Работа в группах, учатся корректно дополнять товарищей, выделять главное из большого количества материала.

§25

Искусство в XVII веке.

Работа с документами, учебником, интернет ресурсами.

§26

Жизнь и быт различных сословий.

Работа с документами с использованием исследовательского метода.

§27

Одежда и обычаи.

Тестирование.

§27

 Повторение раздела «Россия при первых Романовых».

На основании изученного ученики делают вывод о непрекращающемся процессе развития государства и его культуры.

§20-37

 Итоговое повторение.

Разгадывают исторические кроссворды.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

- Программа по истории Нового времени (под ред. А.О. Чубарьяна., М. «Просвещение» 2014г.)

- Примерная программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования  в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, подготовленной в 2013-14 г.

-  История России XVI  - XVII век  Е.В. Пчелов, П.В. Лукин, М.           «Русское слово» 2016

-  История  Новое время. Конец XVI – коец XVI  века.  В.А.Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин  М. «Просвещение» 2015г.

            -  http: //www.vostlit.info – письменные источники эпохи Нового времени

             -  http: //artclassic.edu.ru – тексты и иллюстрации по истории искусства Нового времени.

-   Карамзин Н.М. История государства российского. М.: Эксмо 2010г.

-   Карташев А.В. История Русской Церкви. М.: Эксмо 2011г.

-   Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо 2010г.

-   Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее

главнейших деятелей. М.: Эксмо 2010г.

            -   Поурочные разработки по истории России. 7 класс Б.Н. Серов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса 7 класса обучающийся научится:

-анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и   события, определяя их основные характеристики;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие изученных европейских стран и основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

- составлять характеристику исторических деятелей;

- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;    

- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

 -  анализировать исторические события.   

             Обучающийся получит возможность научится:

- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся;

 - анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

- давать оценку отдельным явлениям культуры;

- составлять характеристику исторических деятелей.

СОГЛАСОВАНО.                                                                              

         Протокол заседания методического

         объединения учителей

         социального и естественного циклаов

        от  «30» 08  2017г.   № 1

        СОГЛАСОВАНО.

        Зам. директора по УВР

        ________(Калиновская М.А.)

       «____»_____2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории(базовый уровень)

рабочая программа по истории, 7 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов

Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 6-х классов

Рабочая программа по истории для 6 класса, включающая календарно-тематическое планирование и пояснительную записку. В программу входит история Средних веков и история Отечества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) для курса 10 -11 классы (134 часа)

Данная рабочая программа по истории России с древнейших времен до начала XXI века и Всеобщей истории с древнейших времен до – начала XXI составлена на основе федерального компонента государствен...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс

Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса.       Рабочая программа  и тематическое планирование учебного ...