Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Геращенко Сергей Андреевич

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_b_10_klass_2017.docx49.13 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);
  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №1576);
  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);
  • Приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года  №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
  • Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Историко-культурного стандарта, утвержденного протоколом заседания Совета Российского исторического общества от 30 октября 2013 года;
  • регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования Саратовской области от 06 декабря 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобразования Саратовской области от 06 апреля 2012 года №1139);
  • Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;
  • программ по всеобщей истории О.В. Волобуева, А.А. Митрофанова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина и по истории России Н.И. Павленко для учащихся 10-11 классов.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих цели и задач:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Особенности курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне состоят в том, что основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.

Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории в 10-11 классах в целом выделяет 140 ч. В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 24» на изучение истории в 10 классе отводится 2 часа в неделю.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.


II. Содержание учебного предмета

Интегрированный курс

Древнейшая и древняя история человечества

Начальные этапы становления человеческого общества. От человека умелого к человеку разумному. Цивилизации Древнего Востока. Государства в Междуречье. Египетская цивилизация. Древняя Индия и Древний Китай.

Античное Средиземноморье. Политико-правовые особенности построения греческих и римских государств. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Античная цивилизация и варварский мир. Великое переселение народов. Первые века христианства.

Средние века

Европа в ранее Средневековье. Периодизация европейской средневековой истории. Западная Римская империя. Франкское государство. Империя Карла Великого. Сословные особенности средневекового общества.

Средневековая Европа в XI-XV вв. Внутренняя колонизация. Цеха и гильдии. Парламентские практики в европейских государствах. Католическая церковь, власть и общество. Попытки завоеваний и их итоги. Сословно-представительная монархия как основная форма правления.

Искусство и литература Западной Европы в V-XIII вв. Роль христианства в развитии культуры раннего Средневековья.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Арабские завоевания и создание Арабского халифата. Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X-XV вв. Мусульманские государства в X-XIII вв. Причины и хронология Крестовых походов. Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века.

Народы и древнейшие государства на территории России

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводцы и землевладельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование православного этноса. Место славян среди индоевропейцев. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Русь в IX-начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданства. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII-середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII-начале XIII вв. Монархии и республики. Православная церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII-середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV-XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти  и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.

Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространения грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование  национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации  в России.

Новое время: эпоха модернизации в странах Запада

Европа в начале Нового времени. Хронологические рамки и содержание Нового времени. Экономика Европы в начале Нового времени. Утверждение капиталистических отношений.

Великие географические открытия. Реформация и контрреформация в Европе. Революционные потрясения в Голландии, Англии, Франции. Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны.

Государство и общество стран Западной Европы в XVI-XVII вв. Эпоха Просвещения. Революция в естествознании. Научные открытия Нового времени. Научная картина мира. Общественные идеи века Просвещения.

Тенденции развития европейской культуры XIV-XVIII вв. Культура Возрождения. Философия гуманизма.

Россия в XVIII-середине XIX вв.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII-первой половине XIX вв. Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII-середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в  период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII-первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук  и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Рождение современной Западной цивилизации

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Промышленный переворот. Технические изобретения. Новые источники энергии. Новый этап промышленного переворота в XIX в.

Революции и реформы в XIX в. Июльская революция во Франции 1830 г. Революция середины XIX в. во Франции. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Революционное движение в странах Европы. Исторические особенности революций 1848-1849 гг.

Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI-XIX вв. Создание колониальных империй.

Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в. Страны Запада во второй половине XIX в. Европейская культура XIX в.

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступление разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Формы организации учебных занятий и видов учебной деятельности: урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-диалог, работа с учебником, картой и дополнительной литературой, работа с раздаточным материалом.


III. Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию отечественной и всемирной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,  схема);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
  • критического восприятия получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Древнейшая и древняя история человечества (5 ч.)

1

Начальные этапы становления человеческого общества

08.09.16

2

Цивилизации Древнего Востока

08.09.16

3

Античное Средиземноморье

15.09.16

4

Античная цивилизация и варварский мир

15.09.16

5

Первые века христианства

22.09.16

Средние века (7 ч.)

6

Европа в раннее Средневековье (V-X вв.)

22.09.16

7

Средневековая Европа в XI-XV вв.

29.09.16

8

Искусство и литература Западной Европы в V-XIII вв.

29.09.16

9

Византийская империя и восточнохристианский мир

06.10.16

10

Арабские завоевания и создание Арабского халифата

06.10.16

11

Страны Ближнего и Среднего Востока и Балкан в X-XV вв.

13.10.16

12

Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века

13.10.16

Народы и древнейшие государства на территории России (1 ч.)

13

Предыстория народов России

20.10.16

Русь в IX-начале XII вв. (2 ч.)

14

Русь в IX - первой половине XII вв.

20.10.16

15

Расцвет и упадок Древней Руси.

27.10.16

Русские земли и княжества в XII-середине XV вв. (4 ч.)

16

Русские земли в начале удельного периода

27.10.16

17

Русь и Орда

10.11.16

18

Возвышение Москвы

10.11.16

19

Усиление власти московских князей

17.11.16

Российское государство во второй половине XV-XVII вв. (11 ч.)

20

Создание державы

17.11.16

21

Иван III – «Государь всея Руси»

24.11.16

22

Политическая борьба в правление Ивана IV

24.11.16

23

Ливонская война и опричнина Ивана Грозного

01.12.16

24

Россия в конце XVI века

01.12.16

25

Смутное время в Московском государстве

08.12.16

26

Контрольная работа «Россия в XVI веке»

08.12.16

27

Внутренняя политика России в XVII веке

15.12.16

28

Внешняя политика России в XVII веке

15.12.16

29

Социальные конфликты

22.12.16

30

Культура и быт в XVII веке

22.12.16

Новое время: эпоха модернизации в странах Запада (6 ч.)

31

Европа в начале Нового времени

32

Государство и общество стран Западной Европы в XVI-XVII вв.

33

Эпоха Просвещения

34

Революции XVIII столетия

35

Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны

36

Тенденции развития европейской культуры

Россия в XVIII-середине XIX вв. (17 ч.)

37

Предпосылки преобразований

38

Северная война и реформы

39

Обновленная Россия

40

Россия после Петра I (1725-1761 гг.)

41

Общая характеристика Российской империи во второй половине XVIII в.

42

Внутренняя политика правительств в 1761-1801 гг.

43

Внешняя политика России в 1761-1801 гг.

44

Основные черты социально-экономического развития России в 1725-1801 гг.

45

Массовое движение и зарождение общественного движения в России в XVIII в.

46

Основные направления развития культуры России в 1725-1801 гг.

47

Общая характеристика России в первой половине XIX в.

48

Основные внутриполитические мероприятия правительств Александра I и Николая I

49

Внешняя политика России в 1801-1855 гг.

50

Общественное движение России в первой половине XIX в.

51

Основные направления социально-экономического развития империи в первой половине XIX в.

52

Просвещение, наука, журналистика в первой половине XIX в.

53

Основные направления развития российского искусства

54

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

55

Революции и реформы в XIX в.

56

Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI-XIX вв.

57

Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в.

58

Страны Запада во второй половине XIX в.

59

Европейская культура XIX в.

Россия во второй половине XIX в. (9 ч.)

60

Общая характеристика России во второй половине XIX в.

61

Великие реформы: их значение и судьба

62

Внешняя политика России в 1860-1880-е гг.

63

Общественное движение России в 1860-1880-е гг.

64

Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России

65

Быт и повседневная жизнь различных слоев населения России в XIX в.

66

Просвещение и наука. Культура XIX в.

67

Повторение материала, изученного в 10 классе

68

Повторение материала, изученного в 10 классе


V. Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко. М.: Дрофа, 2014. – 335 с.
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014. – 224 с.
  3. Алексашкина Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. М.: Просвещение, 2008.
  4. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2009.
  5. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. М.: «ТЦ Сфера», 2007.
  6. Чернова М.Н. Работа с документами на уроках истории. 10 класс (Серия «Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор»). М.: Айрис-пресс, 2008.
  7. Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 9-11 классы. М.: «Владос», 2003.
  8. Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 классы / Н.А. Григорьева, А.В. Хорошенкова. Волгоград: Учитель, 2004.