Рабочая программа по истории 5-9 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Лубнин Евгений Михайлович

Выполнена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_fgos_programma_5-93.docx71.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Шахтерска

Углегорского муниципального района Сахалинской области

Рекомендовано ШМО «Лингвист» Протокол №

От 29 августа 2017 г.

Утверждено

Приказом по МБОУ СОШ № 2

г. Шахтерска

от 28 августа 2017 года

№ 260-А

Рабочая программа

Учебного предмета история

Основное общее образование, 5- 9  класс

Срок реализации программы: 5 лет

 

                   

Программу составил:

Лубнин Е. М.

Учитель истории

                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования  и Примерной программы по истории ФГОС ООО, 5-9 классы; Концепции  фундаментального ядра содержания общего образования и авторских  программ  по истории  к УМК  линии  «Русское слово».

Общие цели основного общего образования с учётом специфики предмета:

         Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. 

                   

        Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него                 

                          Библиографический список программ

1.ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 01. 09. 2013 г;

2.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования;

3.Концепция  фундаментального ядра содержания общего образования;

4. Примерная программа  по истории (5-9 класс, ФГОС ООО);

5. Авторские  программы  по истории» к УМК линии  «Русское слово»

 Программа ориентирована на УМК линии «Русское слово»: 

Всеобщая история:

История Древнего мира. Вигасин, Годер, Свенцицкая, учебник для 5 класса.

История средних веков. Бойцов М.А. Учебник для 6 класса.

История нового времени. Дмитриева О.В. Учебник для 7 класса.

История нового времени. Загладин Н.В. Учебник для 8 класса.

Всеобщая история Новейшая история. Загладин Н.В. Учебник для 9 класса


История России:

История России с древнейших времен до конца XVI века. Пчелов Е.В. Учебник для 6 класса.  ( с CD - приложением)

История России в 2-х частях. Данилов, Курукин, Арсентьев. Учебник для 7 класса.

История России XIX век. Сахаров А.Н. Учебник для 8 класса

Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История России. XX век. Учебник для 9 класса.

                                           Обоснование выбора УМК

     УМК соответствует современному уровню исторической науки и ФГОС основного общего образования и является составной частью завершенной линии учебников по истории для основной школы. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения. Все учебники имеют электронные приложения.

Учебники написаны простым, доступным языком, содержат разнообразные примеры, ориентирующие школьников в их повседневной жизни, хорошо иллюстрированы.

                   

            Общая характеристика организации учебного процесса

Программа рассчитана на использование следующих технологий: 

-проблемно-диалогической

-технологии освоения нового материала

-технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности)

-технологии оценивания учебных успехов 

-проектной технологии  

                                                Типы уроков:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки отработки умений и  рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля;
  5. уроки исследования (творчества).

         Освоение курса предусматривает взаимосвязь коллективной (аудиторной) и  самостоятельной  (внеаудиторной)  работы учащихся. Выполняя такие  задания, учащиеся формируют знания хронологии, исторических фактов; учатся раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  учатся анализировать, соотносить и  различать факты (события); рассказывать письменно об исторических событиях и их участниках.

                                  Основные методы  работы на уроке:

        Исследование, проблемная ситуация, смысловое чтение, работа в группах, проектная деятельность, творческие задания и др.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные, практические, лабораторные и самостоятельные работы.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

                   

                   Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа 

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа.

                   

                   Общая характеристика учебного предмета:

       Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте  человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

     Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно,  развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления  с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам  развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие  различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

     Наряду  с обозначенным подходом,  реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми  для выполнения задач  ФГОС также являются:

- деятельностный  подход, ориентированный  на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных,  надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный  подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

-личностно ориентированный подход, рассматривающий  обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый  и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате  выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок;

-принцип объективности, основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные  возможности  в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

    Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы  соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания  внутрикурсовых и межпредметных связей. Соблюдение  и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

   

Место учебного предмета «История»  в базисном учебном (образовательном) плане: 

   предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета  в 5-8 классах по 2 часа  в неделю, в 9 классе -3 часа в неделю.

Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования изучаются линейно. 5 класс – 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 ч в неделю.

6 класс – 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 ч в неделю.

7 класс – 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 ч в неделю.

8 класс – 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 ч в неделю.

9 класс – 102  часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 3 ч в неделю.

                       Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.


Планируемые результаты

  К важнейшим личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

                         

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Выпускник научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов (Древняя история, Средневековье, Новое время, Новейшая история); соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;
  •  проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории;  систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
  • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры;
  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
  •  сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; применять знания по истории России и своего края  при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1.Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и других);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

                 


Содержание учебного материала

                                ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Предмет истории. Знания о прошлом. Источники и историки.
Происхождение человека. Первобытное общество.

Древний мир
Понятие и хронология. 
Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Религии, культура. 
Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Древний Рим. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Культура. Античное язычество. Возникновение и распространение христианства.
Античное наследие и его значение для современного мира.

 Средние века

Понятие и хронология. Становление христианского мира. Византия.
Западное Средневековье: политическое и социальное устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура. Особенности развития различных регионов Европы в Средние века.
Восточное Средневековье. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат. Монгольские завоевания в странах Востока. Индия, Китай, Япония в Средние века. Мезоамерика.
Международные отношения. Взаимодействие Запада и Востока в Средние века: религиозное, дипломатическое, культурное, военное, торговое.
Средневековое наследие и его значение для современности.

 Новое время Понятие и хронология.
Раннее Новое время. Переход от средневековой системы хозяйствования к рынку. Модернизация. Первоначальное накопление капитала.
Великие географические открытия. Развитие национальных государств. Абсолютизм в Европе. Международные отношения раннего Нового времени.
Ренессанс. Реформация и контрреформация. Просвещение.
Английская буржуазная революция. Великая французская революция и ее последствия. Образование США.
Новая система международных отношений. Воссоединение Италии и Германии. Гражданская война в США.
Промышленный переворот. Страны и нации на пути модернизации. Индустриальное общество. Консервативный, либеральный, социалистический ответы на социальные вызовы. Становление либеральной демократии.
Колониальные империи. Суверенные государства Востока и Южной Америки. Османская империя. Наука. Культура. Быт.

 Современная история

Мир на рубеже XIX―XX вв. Первая мировая война и ее последствия. Октябрьская революция в России и мир.
Тоталитарный и демократический режимы. Фашизм. Мировой экономический кризис и его последствия. Государство в жизни общества. Международные отношения в межвоенный период.
Вторая мировая война и ее итоги. «Двухполюсный мир». Биполярная система международных отношений.
Страны Европы и Северной Америки после Второй мировой войны. «Государство благосостояния». 
Страны Востока после Второй мировой войны. Распад колониальных империй. 
Научно-технический прогресс. Переход от индустриального общества к постиндустриальному.
Крах мировой системы социализма. Новая система международных отношений. Локальные конфликты.
«Азиатский рывок». Страны Востока и Южной Америки на пути «догоняющего развития». 
Глобализация. Глобальные проблемы современности.
Наука, культура, религия, быт. Мир в начале XXI в.


                         Предмет отечественной истории

История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое  пространство и символы российской истории.

Древнейшие общества и государства на территории России
Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финно-угры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже I тысячелетия.
Древняя Русь
Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян. Социально-экономический и политический строй Древней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древнерусской государственности. Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом. 
Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности.

Средневековая Русь
Особенности феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового общества. Кризис XIII в.
Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад.
Северо-Восточная Русь: центры консолидации, объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Политическая централизация и становление самодержавия.
Московское государство в XVI в.: территория, социально-экономическое и политическое развитие, основные процессы в духовной жизни. Религия и церковь в средневековой Руси. Смутное время: причины и последствия.
 Россия в Новое время
Основные исторические источники, хронология и сущность нового этапа российской истории.
Экономика, общество и власть России конца XVII – начала XVIII в.
Предпосылки и значение реформ Петра I. Феномен дворцовых переворотов.
Изменения в экономике, социальном и политическом строе, культуре России в XVIII в. Секуляризация. Народные движения. 
Россия в европейской и мировой политике. Превращение России в великую европейскую державу. Отечественная война 1812 г.
Реформы и общество в России XIX в. Начало индустриальной модернизации России: основные этапы и особенности. 
Эволюция российской власти в XIX в.
Формирование территории Российской империи. Народы, страны и особенности национальной политики.
Официальная идеология и общественные движения в XIX в. Традиционные религии.
Российская культура, наука, образование в XIX в.
 Новейшая история России
Источники по новейшей истории. Россия в начале ХХ в.: экономика, политика, идеология, культура. Роль России в мировой экономике и политике.
Реформы в России начала ХХ в.: предпосылки и значение.
Общенациональный кризис 1914―1920 гг.: причины и последствия. Великая российская революция и ее влияние на российскую и мировую историю ХХ в.
Гражданская война в России. Образование СССР.
Феномен советского общества. Советский Союз как тип общества и государства: структура общества, система управления, право, система образования, наука, идеология и социальная психология, традиционные религии, национальный вопрос. Советская модель модернизации: специфика, результат, цена. 
Решающая роль СССР в достижении победы во Второй мировой войне. 
Советский Союз как индустриальное общество: ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, научно-технический прогресс и военно-промышленный комплекс. Причины и последствия кризиса и распада советской системы. Российская Федерация в начале XXI в.: возрождение и развитие государственности, экономики, науки и культуры, духовные ценности российского общества. Российская Федерация в глобальных процессах современности.
Знания о прошлом нашей страны в современных общественных и политических процессах.

Учебно - тематический план

5 класс

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение

1

2

Жизнь первобытных людей.

7

3.

Древний Восток

20

4.

Древняя Греция

21

5

Древний Рим

18

Итоговое повторение

1

Итого

68

6 класс

История средних веков

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Живое Средневековье

1

2

Становление Средневековой Европы

4

3.

Византийская империя и славяне в 6-11 веках.

2

4.

Арабы в 6-11 веках

2

5

Феодалы и крестьяне

2

6.

Средневековый город в Западной и Центрально Европе

2

7.

Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы

2

8.

Образование централизованных государств в Западной Европе

6

9.

Славянские государства и Византия в 14 -15 веках

2

10.

Культура Западной Европы в Средние века

3

11.

Народы Азии, Африки и Америки в Средние века

2

Итого

28

История России

1.

Введение

1

2.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3.

Русь в IХ – первой половине XII в.

9

4.

Русь в середине XII – начале XIII веков

6

5.

Русские земли в середине XIII – XIV в.

10

6.

Формирование единого русского государства

8

7.

Итоговое повторение

1

Итого

40


7 класс

История России

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Глава  1.  Создание Московского царства

12

2.

Глава  2. Смутное Время

5

3.

Глава 3. «Богатырский век»

5

4.

Глава 4. «Бунташный век»

6

5.

Глава 5. Россия на новых рубежах

4

6.

Глава 6. Россия перед реформами Петра I

5

7.

Итоговое повторение

2

8.

Итого:

40

История Нового Времени

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия

11

2

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

5

3

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований

7

4

Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

4

5

Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.»

1

Всего:

28

8 класс

История России

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Россия в первой половине XIX в

20

2

Россия во второй половине XIX в.

20

Итого

40

История Нового Времени

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

От традиционного общества к обществу индустриальному

1

2

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

5

3

Строительство новой Европы.

7

4

Европа время во время реформ и колониальных захватов.

5

5

Две Америки.

3

6

Художественная культураXIX столетия

3

7

Традиционные общества перед выбором: модернизация  или потеря независимости

3

8

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.

1

Итого

28


Список литературы

для учителя

  1. Агафонов С.В. Схемы по Всеобщей истории. 5 класс
  2. Всеобщая история История древнего мира. Михайловский Ф.М. Учебник для 5 класса. ФГОС 
  3. Михайловский Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс.
  4. Михайловский Ф.А. Программа курса "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс.
  5. Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс
  6. Всеобщая история История средних веков. Бойцов М.А. Учебник для 6 класса и выпущена электронная версия учебника
  7. Всеобщая история История нового времени. Дмитриева О.В. Учебник для 7 класса.
  8. Дмитриева О.Ю. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс.
  9. Методическое пособие к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVIII в.» для 7 класса
  10. Всеобщая история История нового времени. Загладин Н.В. Учебник для 8 класса. Выпущена электронная версия учебника
  11. Загладин Н.В. Всеобщая история. История нового времени. Учебник для 8 класса
  12. Загладин н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В. "Всеобщая история. История нового времени." 8 класс
  13. Всеобщая история Новейшая история. Загладин Н.В. Учебник для 9 класса Выпущена электронная версия учебника
  14. История России. Учебное пособие для общеобразовательных организаций к учебнику Е.В. Пчелова «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6 класс.

для обучающихся

  1. История России XX-Начало XXI века. Загладин Н.В. Учебник для 9 класса.
  2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XIX век. Учебник для 8 класса.
  3. Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России.XVI-XVIII. Учебник для 7 класса.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...