Урок истории в 7 классе "Российское общество в 16 веке"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Баканова Олеся Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskoe_obshchestvo_v_16_veke.docx286.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРХНЕТОЙДЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Урок истории в 7 классе

Тема: «Российское общество XVI в.: Служилые и Тяглые»

Подготовила и провела

Учитель истории и обществознания

Баканова Олеся Николаевна

с. Верхняя Тойда, 2018 г.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

Учебник под редакцией А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2016.

Тема изучается с использованием технологии модульных уроков.

Одной из главных целей в ходе работы с источниками (текстом учебника) является преобразование письменного текста в схематический: кластер, таблицу, иерархическую лестницу.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока

Знать структуру российского общества в XVI в.

План урока

  1. Структура «служилых людей»
  2. Структура «тяглового населения»

Методы и приемы
обучения

Технология модульных уроков, самостоятельная работа с текстом учебника

Основные понятия

  1. Роль личности правителя в истории страны
  2. «Служилое» и «тяглое» население
  3. Феодальная лестница

Планируемые результаты

Предметные: на основе самостоятельной работы определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности.  

Метапредметные:

Переводить письменный текст в схемы и таблицы, проводить причинно-следственные связи.

Личностные: понимают роль личности в истории, влияние на ее деятельность различных объективных и субъективных факторов, дают характеристику нравственного аспекта деятельности правителей.

Оборудование

Учебник, Рабочие листы с заданиями

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я учитель истории из Верхнетойденской школы, зовут меня Олеся Николаевна. Сегодня мне выпала уникальнейшая  возможность провести урок в вашем классе. Надеюсь, что ваши знания помогут вам на уроке и будут мне надёжной опорой. Договорились?

(слайд № 1)

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!

2.Актуализация опорных знаний

(слайд № 2)

- А теперь попрошу вас сосредоточиться и обратить внимание на слайд «Россия и Европа в 16 веке».  

- Что изображено на иллюстрациях?

- Какие существенные отличия вы видите?

Вывод: основное занятие европейцев ремесло и торговля, а россиян – сельское хозяйство.

3.Мотивационно-целевой этап

(слайд № 3)

- Отсюда возникает проблемный вопрос: «Почему Европа и Россия в конце 15- начале 16 века в социально-экономическом развитии пошли разными путями?» Анализ Российского общества в 16 веке, я надеюсь, позволит нам получить ответ на этот вопрос.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Российское общество в 16 веке: «Служилые» и «Тяглые»)

(слайд № 4)

- Сегодня мы должны с вами рассмотреть такие вопросы:

(слайд № 5)

План урока

1. Европа в начале 16 века. (Ну вы ж взрослые люди и понимаете, что всё познаётся в сравнении, нам это сравнение нужно, что б понять специфику Российского общества)

2. На государевой службе.

3. Крестьянский мир.

4. Изучение новой темы

- Я попрошу вас разбиться на 3 группы в соответствии с пунктами плана и цветом жетона, который каждый из вас получил перед началом урока. Возьмитесь за руки, вы теперь команда, поделитесь волшебной силой через рукопожатие и взгляд.

- Ваша задача изучить документ, ответить (письменно) на вопросы к нему, составить интеллект - карту, состоящую из основных моментов, изучаемой вами проблемы и отчитаться о проделанной работе.  Работаем дружно, быстро, времени у вас на всё 7 минут.

Задание для 1 группы

(слайд № 6)

Европа в конце 15 - начале 16 века

       Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы.

       Характерной чертой хозяйственной жизни стало наличие технических открытий: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка, значительный прогресс в оружейном деле - началось вытеснения холодного оружия огнестрельным, быстро развивались книгопечатание, производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей.

       Однако экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В связи с Великими географическими открытиями складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщений с Азией, Америкой и Африкой — формируются основы общемирового рынка.

       Таким образом важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений. Все эти новшества привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества, где преобладало торгово-ремесленное население.

Вопросы к тексту:

1. Когда в Европе начинается экономический подъём?

2. О каких технических открытиях говорится в документе?

3. Назовите важную особенность в социально-экономическом развитии Европы.

Клише ответа

Перед нашей группой стояла задача изучить документ «Европа в конце 15 – начале 16 века». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы 

2. Связано это было в первую очередь с техническими открытиями в области производства, мореплавания, оружия, книгопечатания.

3. Важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений.

Вывод: Все эти изменения привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества.

Европа

Задание для 2 группы

(слайд № 7)

На государевой службе

- Работая с первым пунктом параграфа, вы отвечаете на вопросы и делаете интеллект карту

Вопросы к документу:

1. На какие сословия делилось российское общество в 16 веке?

2. Кто такие бояре и кто такие дворяне?

3. Чем регулировались отношения между членами государева двора? Что такое местничество?

Клише ответа.

Перед нашей группой стояла задача изучить документ «На государевой службе». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. в XVI в. российское общество делилось на знатные и незнатные сословия. Верхушку знати составляли владельцы собственных княжеств — удельные князья и «служилые» князья пограничных земель

2. Бояре – это выходцы из старшей боярской дружины, несли государственную службу; владели вотчинами на основе частной собственности, т.е. могли продать, завещать, подарить.  Дворяне – это взятые на службу при дворе князя выходцы из младшей дружины, выполнявшие военные, хозяйственные и денежные поручения за право  пользования земельным наделом вместе с закрепленными за ним крестьянами.

3.Отношения между членами государева двора регулировались местничеством. Местничество - это система  распределения должностей и порядок                           назначения на государственные должности  в зависимости от знатности                           рода и происхождения   

Вывод: В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.

 (В ходе выполнения задания при консультативной помощи учителя составляется схема.)

        

        

Задание для 3 группы

(слайд № 8)

Крестьянский мир

В XVI веке 95% населения России составляли крестьяне. Они делились на черносошных (лично свободных, трудившихся на государство), дворцовых (принадлежавших лично государю) и владельческих (проживавших на землях вотчинников и помещиков).

Село было центром крестьянской общины, волости или вотчины. Среднее российское село в XVI веке состояло из 10-30 дворов, деревня же насчитывала всего 3-5 дворов. Основное жилище крестьянина – изба по своим размерам была невелика (от 10 до 30 кв.метров)

В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6-8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины: глава семьи с сыновьями расчищал поле, выполнял все сельскохозяйственные работы (на жатве работала вся семья); он строил и чинил дом, заготавливал дрова. Уход за скотом, приготовление еды, изготовление домотканной одежды лежали на хозяйке и дочерях.

Женились и выходили замуж рано – до 20 лет (как только юноша был способен вести своё хозяйство и нести повинности – тягло). Повинностями были барщина и оброк. Оброк выплачивали зерном, скотом, маслом, мясо, рыбой, ягодами, курами , яйцами и очень редко деньгами. В качестве барщинных работ могли пахать поля, прудить пруды, косить сено и выполнять ряд других работ.

Вопросы к документу

1. Кто составлял большинство населения России в XVI в.? 

2. На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? 

3. Что являлось центром крестьянской общины? 

4. Каковы были обязанности крестьянина? 

5. Какие повинности несли крестьяне? 

Клише ответа.

Перед нашей группой стояла задача изучить пункт «Крестьянский мир в 16 веке» В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. большинство населения России в XVI в. составляли  крестьяне 95%

2. российское крестьянство в XVI в. делилось на лично свободных черносошных крестьян, дворцовых (принадлежавших государю) и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.

3. центром крестьянской общины было село. Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов.

4. в обязанности крестьянина входили сельскохозяйственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.

5. крестьяне несли тягло в виде Оброка и барщины. Оброк платили зерном, скотом, курами, яйцами, маслом, рыбой….очень редко деньгами

- Выполнение повинностей крестьян по отношению к знатным сословиям, было основным источником их существования, в отличие от Европейского общества, где как мы видим широко развивалось ремесло и торговля.

(слайд № 9)

- В конце 16 века массовый отток крестьянского населения из - за не урожайности и возросших налогов заставили правительство ввести Заповедные и Урочные лета. Таким образом в России продолжается законодательное оформление крепостного права.

5. Подведение итогов.

- Ну а теперь подведём итог. Мы видим, что Российское общество в 16 веке было сословным. Но тягловое население находилось в большей степени поземельной и личной зависимости, чем в Европе, которая активно в тот момент включалась в товарно-денежные отношения и мировой рынок. Отсюда и разные пути Европы и России в социально-экономическом развитии.

- Ответили мы на наш проблемный вопрос? Ответили!

- Что бы обобщить вашу работу я предлагаю составить синквейн.

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы.

                                                   ОБЩЕСТВО

                           СЛУЖИЛЫЕ                        ТЯГЛЫЕ

                 СЛУЖИЛИ             РАБОТАЛИ            ПЛАТИЛИ

          ШЛИ             ПО             ПУТИ                     ЗАКРЕПОЩЕНИЯ

                                             КРЕПОСТНИЧЕСТВО

6. Рефлексия

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок!

Вам девчонки и мальчишки,

Всем спасибо за урок!

Всем спасибо за внимание,

А гостям мы говорим «до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"

Данная презентация представляет интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"...

Урок истории "Сословия в России 17 века"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ:« ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСЛОВИЯ В РОССИИ XVIIв.»Организационная информацияТема урока"Сословия в России  17 века"ПредметИстория РоссииКласс7Авторы у...

8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...

Презентация к уроку истории "Общественные движения в 19 веке"

Презентация к уроку истории "Общественные движения в 19 веке"...

Разработка урока истории. Исламский мир в Средние века

урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Исламский мир в Средние векаИспользуемая педагогическая технология: здоровьесберегающие т...

Технологическая карта урока истории «Музей русской культуры XVIII века» 8 класс

Урок посвящен интересной, но сложной по фактической насыщенности теме культуры 18в. Форма урока - презентация "Музея" - ученических проектов....

Конспект урока «История Верхнеудинска в 18-20 веках».

Конспект урока «История Верхнеудинска в 18-20 веках»....