Разработка открытого урока нового знания "Олимпийские игры" в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Горбань Юлия Сергеевна

Содержит презентацию и конспект урока изучения нового знания. Опробировался на открытом уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon olimpiyskie_igry.zip1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема: Олимпийские игры в древности

Метапредметная тема: Форма и содержание

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема

Олимпийские игры в древности

Цель

Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.

Задачи

Образовательные:

  • сформировать у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх;
  • дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;
  • познакомить с основными видами спортивных состязаний;
  • подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ.

Развивающие:

  • развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом;
  • развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;
  • развивать навык подготовки сообщения;
  • развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
  • формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения
  • развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником

Воспитательные:

  • формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
  • стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;
  • совершенствовать формы и методы самовоспитания;
  • воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы

УУД

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурноемногообразия мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планируемые результаты

Личностные:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.

Метапредметные:

  • овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.
  • развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
  • развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение);
  • развитие умения работать в коллективе.

Предметные:

  • формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
  • формирование умения работать с картой;
  • формирование умения применять полученные знания на практике;

развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся

Учитель: «Что в черном ящике?» Мы начнем наш урок с исторической задачи

Перед вами выдержки из дневников двух разных людей, живущих в разные исторические эпохи. Они описывают одно и то же событие, происходящее и в древности и в современности! Это событие и станет темой нашего урока. О каком событии идет речь?

«Я  обязательно хочу попасть на эти игры! Вся страна с нетерпением ждет их! Спортсмены усиленно тренируются, чтобы не проиграть в испытаниях. А в Сочи возводят новые стадионы и площадки. Большая честь для нашей страны принять участников со всего мира. Хотя немного и необычно, что для зимних игр выбрали город с мягким и теплым климатом»

«Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции!»

Ответы детей.

Учитель: Правильно, в отрывках говорится о Олимпийских играх. Какая же тема сегодняшнего урока!? Запись темы на доске. (Олимпийские игры) Слайд 1

Учитель: Не показалось ли вам необычным, что люди из разных эпох описали одно и то же событие? О чем это говорит? Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Слайд 2

Подведение детей к формулировке цели: Узнать историю Олимпийских игр и сравнить древнегреческие Олимпийские игры с современными.

Учитель: Как вы думаете, почему игры называют олимпийскими? Ответы детей. Что мы знаем об Олимпе? (жили боги). Правильно. Гора Олимп связана с играми, потому что они первоначально проводились именно в знак почтения богам. Но само название игры получили от места первого проведения игр – Олимпии. Слайд 3  Откройте атлас на странице (        ) и опишите географическое положение Олимпии (Работа в парах) Ответ у доски Слайд 3 триггер

Слайд 4,5,6 Учитель: Сегодня Олимпийские игры проводятся в разных городах мира и опредляет место проведения  определяет международный олимпийский комитет. Наша страна дважды была организатором игр. В 1980 году игры прошли в Москве, в 2014 году в Сочи. В этом году площадкой игр станет корейский город Пхенчхан.

Проблемный вопрос Мы можем определить первое различие игр! В чем оно?

Слайд 7  Учитель: Для зрителей игры были праздником! Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). 

Кто же участвовал и имел право присутствовать на играх?

Я прошу объединится в группы и выполнить задание «Неоконченный диалог». Первая группа должна продолжить диалог между зрителями Олимпиады, вторая – между спортсменами, или как их называли в Древней Греции- атлетами. Не допустить исторических ошибок вам поможет текст пункта 2 на стр 155-156.

Задания на карточках

Диалог атлетов  (стр 155-156, пункт № 2)

- Я очень долго готовился к играм! Упорно тренировался в беге. Возле своего дома  в Афинах я бегал по узким улицам с самого восхода солнца!

-Долго? Сколько недель? Разве для этого нужна тренировка!!

Диалог зрителей  (стр 155-156, пункт № 2)

- Как твое имя? Почему ты грустна?

 -  Меня зовут Ференика. А грущу я из-за того что однажды совершила большую глупость. Я тайно пробралась на стадион и смотрела Игры!

- Какой ужас! Как это случилось?

Проверка задания Слайд 8, 9

Проблемный вопрос:  Есть ли такие суровые ограничения для зрителей в современных играх?

А вот спортсмены и сегодня очень много тренируются, совершенствую свои умения и поддерживая форму. И тренируются все четыре года в перерывах между играми.

Слайд 10. У любого праздника, а игры были настоящим праздником для греков, есть свои атрибуты или символы. Какие символы у Нового года? Какие символы у торжественной линейки 25 мая? Какие символы у Олимпийских игр?

Я предлагаю вам изучить символы с двух позиций. Первой группе я предлагаю стать историками, второй –фотографами. Что интересует историков!? Факты!  А что фотографа? Внешний вид предметов.

Олимпийский флаг

Флаг 1920 года, представленный на Играх в Антверпене, был сменён на новый олимпийский флаг в 1988 году, представленный на Олимпийских играх в Сеуле. Флаг олимпийского движения представляет собой белое поле, в центре которого помещается Олимпийская эмблема: 5 переплетённых колец, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): голубое, жёлтое, чёрное, зелёное, красное. Кольца символизируют союз (единство) пяти частей света и всемирный характер Олимпийских Игр.

Олимпийский девиз и клятва

Олимпийский девиз — Citius, Altius, Fortius, что в переводе с латинского означает «Быстрее, выше, сильнее». Он был придуман французским священником Анри Дидоном, предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного олимпийского комитета в 1894 году и представлен на Олимпийских играх 1924 года в Париже.произносится вместе с клятвой в торжественной обстановке на церемонии открытия.

 Олимпийский огонь

С древнейших времен был традицией олимпиады. По легенде зажигался Прометеем. Традиция зажигать олимпиский огонь есть и по сей день. Oгонь на факеле передаётся от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли. Представляет из себя факел, последний участник эстафеты зажигает огонь в чаше, установленной на стадионе, где он продолжает гореть до окончания игр.

 Олимпийский талисман

Талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное стилизованное изображение, ассоциирующееся в представлении большинства людей с принимающей страной.Талисманы появились совсем недавно, в 1968 году.

Самыми древними символами является олимпийский огонь, девиз и клятва, а вот флаг и талисман – более современны.

Физкультминутка Любой спортсмен знает что разминка просто необходима перед сложной тренировкой. Давайте встанем, выйдем из за парт, встряхнем кисти рук, повернем голову влево, а теперь вправо, нельзя терять ни минуты впустую, называйте один вид спорта и показывает движение зарядки.

Слайд 18 .Хорошо что мы вспомнили с вами виды спорта! Предлагаю определить, какие виды спорта были в Олимпийских играх в древности и сегодня. Внимательно прочитайте текст на стр  157-158. Перед вами различные виды спорта, как современные, так и древнегреческие. Составьте из них схему, которая бы помогла нам сравнить эти виды спорта.

Проблемный вопрос Какой вывод можно сделать по получившейся схеме?

Слайд 19. Давайте подведем итог сегодняшнего урока. В чем же сходство и отличие современных игр и древнегреческих игр? Проведем сравнение с использованием Олимпийского огня.

Слайд 20 .Рефлексия  

Учитель комментирует домашнее задание: параграф 33прочитать. Вопроссы 3-4 писм  Демонстрация колесницы (опишите рисунок на ипподроме.)

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. А я хочу оценить вашу работу на уроке медалями.

 

http://wallpaperstock.ru/tmp/%D0%BC/28082_11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме «Гимнастический муравейник»

Совершенствовать технику гимнастичических элементов.Развитие двигательнвых качеств: гибкость,ловкость,прыгучесть....

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

Разработка открытого урока географии в 8 классе "Сарыарка - любовь и боль моя"

Данный урок по физической географии Казахстана проведен в 8 классе. В ходе урока формировались представления о природных районах Казахстана. Большое внимание уделено формированию патриотизма и экологи...

Методическая разработка открытого урока по математике 5 класс

урок математики по теме: Формулы. Площадь прямоугольника....

Разработка открытого урока по физкультуре 2 класс лыжная подготовка.

Разработка открытого урока по физкультуре 2 класс лыжная подготовка....

Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...

Методическая разработка " Открытый урок "My things" (5 класс) с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Методическая разработка " Открытый урок "My things" (5 класс) с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.Аудирование https://prosv.ru/audio/section/spotligh...