Сочинение История моего села.
творческая работа учащихся по истории (6 класс) на тему

Новикова Альбина Артуровна

История моего села. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_moego_sela.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                                   История моего села.

      Моё родное село Кошки-Новотимбаево, Кăнна Кушки – село в Тетюшском районе Республики Татарстан. Расположено на реке Кильна – притоке  р. Свияга, в 45 км к ЮЗ от г. Тетюши.  

       С левой стороны село окружают холмы, плавно переходящие в овраги. Каждый из них имеет своё древнее название, передаваемое из поколения в поколение. Их названия связаны с хозяйственными действиями: Сăвăр тÿпи – стояло общественное хранилище зерна, Ырсем тĕмĕ - возвышенность где летними вечерами молодёжь водила хороводы, Сипĕт тăвĕ - сельское кладбище, Арман тăвĕ – в старину здесь стояли  4 ветряные мельницы, Улăп тĕмĕ – высокое место, где весной быстрее высыхали пригорки и односельчане выгоняли овец пастись.

        За селом начинаются овраги, первое из них:  Кашкăр лапĕ ( волчий овраг- по нему волки пробирались в деревню) причудливо переплетаясь, выводит к лесу,  что находится в 3 километрах . В километре от села на северо-востоке –Киремет лапĕ , где росло одинокое дерево (часто дуб или вязь) по языческим традициям там  проводили обряд жертвоприношения.

      С северной стороны – Тарăн вар- место для выпаса скота летом, который переходит в другой овраг – Илтыр çырми.

      С запада простираются заливные луга – Аслă улăх (широкий луг) и  Тур улăх, где были летние лагеря –пастбища и паслись лошади. Тур улăх – поляна, где проводились увеселительные праздники. Почти в центре села располагается Юçлĕх (болотистое место), но с уникальным родником, многие годы являвшимся одним из основных источников воды в зимнее время.

        На чувашском языке сегодняшнее название села  звучит как  «Кăнна Кушки» или просто «Кушкă».  «Кăнна» -  название речки, на берегу которой расположено село. Что касается слова «Кушкă», то оно могло возникнуть из чувашского словосочетания «ку ушкăн», что в дословном переводе означает – «эта группа».

          Русский вариант названия села Кошки-Новотимбаево мог так же возникнуть при переходе из  первоначального расположения на современное место. Кошки – из названия Кушкă, Новотимбаево – соединение слова «Ново» означающее новое место и «Тимбаево» - имени первого переселенца.

      Существует  множество легенд о происхождении села Кошки-Новотимбаево, вот одна из них,  записанная  со  слов  старожилов  еще  в  1950-ые  годы  учителем  истории  Рекеевым  А. Н. В котором он говорит, что происхождение села связано с 17 веком.

         Об этом же можно читать в  материалах,  представленных  Центральным  Государственным  архивом  древних  актов  СССР  от  4  января  1991  года  «Об  истории  д. Кошки-Новотимбаево , сказано: « В  материалах  II  ревизии  за  1747-1748  г.г.  упоминается  деревня  Кошки-Тинбаева, где  указано,  что  эта  деревня  существовала  и  в  момент  первой  ревизии 1722 г...»   Изучая  эти  материалы, можно  считать, что  датой  основания  села  Кошки-Новотимбаево  является 1705  год.  

           Современные историки высказывают предположение, подтвержденное исследованиями, что чуваши в наши края переселились из правого берега Волги. Особенно это переселение усилилось после того, как Булгарское государство было завоеванное монголо-татарами. Эта версия подтверждается ещё тем, что официально чувашский язык признан, единственно сохранившимся  потомком булгарского языка,  и речь, и одежда, и песни народов тех мест у нас совершенно одинаковые.

     Чуваши были язычниками.  В  начале   июня,  в  деревне проходили  два  языческих праздника  (по – чувашски  учÿки).  Во  время  одного  из  них  всей деревней  приносился  в жертву доброму божеству (духу) бык, а во  время другого в жертву злому  божеству (духу) - корова. Это  происходило  по  ночам,  около  деревни,  у  священных  деревьев. Сюда собиралась вся деревня.  Мясо варили в больших котлах  до  утра.  Утром  же  старики  на  тарелках  раздавали  это мясо  присутствующим. На  такие  праздники  собирались  и  гости  из  соседних  деревень.

        Жители  Кошки-Новотимбаево  никогда  не  были  крепостными,  а  были  удельными  крестьянами,   то  есть  государственными  людьми  и  платили  оброк  в  казну. Семьи жили в курных избах,  где дым  при  топке  выходил  внутрь  дома.   Питались  чуваши плохо,  это  и  от  бедности,  и  от  разного  рода  предрассудков,  обычаев.  Мясо  в  пищу  употребляли  очень  редко,  только во  время    праздников.  Основная пища была растительная,  главным  образом  хлеб  с  солью.  Суп  варили с  картофелем,  с  капустой, а также ржаную  кашу.  Употреблялась  кислая  капуста,  иногда  квас. Занимались  земледелием,  рыболовством,  охотой,    держали  домашний скот.  Достаточно хорошо  было  развито  земледелие,  пчеловодство.  Женщины  сверх  полевых  работ  занимались  рукоделием, пряли  лен,  шерсть, ткали  холсты  для  себя  и  для  продажи.  Мужчины плели лапти, валяли валенки, ремонтировали утварь.   Уже  в  начале  19 века  на  реке  Кильна  кошкинцы  имели  водяную мукомольную  мельницу,  которая  действовала  круглогодично. Весной вода в реке разливалась и затапливала луга, поэтому осенью и весной   занимались разборкой  и  сборкой  деревянного  моста  через  реку.

     Деревня  жила  не  только  заботами,  она умела  и  веселится.  В  песнях,  танцах, вышивках  была  душа  наших  отцов,  дедов, прадедов...  Без  этого  вряд  ли  были бы  Яковлев,  Максимов-Кошкинский,  Тихон  Педерки, Александр Алга, Анна  Казакова,  Александр  Тимбай,   Игнатий  Иванов, Серде  Миши  и  множество  других  талантливейших  людей, выходцев  из  села  Кошки-Новотимбаево.

      Весной  1848 года,  25  апреля,  в  нашей  деревне  родился  И.Я.Яковлев. Этот человек своей деятельностью  принес  много  изменений  не  только  в жизнь  нашего  села,  но  и  в  жизнь  всего  чувашского  народа.  Он составил чувашский алфавит, написал чувашскую азбуку, открыл в Симбирске школу для чувашских учителей. Благодаря  ему,  23  летнему  студенту Казанского  университета  Ивану Яковлеву,   хлопотам и   стараниям  Ильи  Николаевича  Ульянова , в  1871  в  деревне  Кошки-Новотимбаево, а потом и в других чувашских селах,   были  открыты  школы для обучения чувашских детей.  

        В 1885 году  по  инициативе  И.Я.Яковлева  была  заложена,  и  8  ноября  1886  году  освещена  в  нашем  селе  церковь . Рядом с селом, недалеко от школы, имеется родник, которую и сегодня называют «Пуп çăлě» (родник попа).   21 октября 2006 года состоялось освещение родника. Водой из него постоянно пользуются жители половины села.

       Имеются  сведения  об  участии  кошкинцев  в  Пугачевском  восстании  1773-1775  годах. Не участвовать не  могли,  так  как  волею  судьбы  оказались на территории  охваченной  этим  восстанием.

    Революция  1917  года  практически  сразу  коснулась  и  села  Кошки-Новотимбаево. Люди  хотели  налаживать  новую  жизнь,  иметь  свое  хозяйство. В  1927-28  годах   28  семей  из Кошки-Новотимбаево переселились и  обосновали поселок  Хулаш, организовали  колхоз  «Красный Пахарь».  В  1930  году 45  семей  переехали  и  обосновали поселок  Ивановка, организовали колхоз «им. Ильича».

        Ликвидация кулачества - это еще одна сторона жизни  села Кошки-Новотимбаево в начале  30-х годов  двадцатого  века, как  и  других сел  и  деревень могучей  России. 

       Первый  колхоз  «Лена»  в  селе образовался  в  1929  году и  первым   председателем  был  Полковников  Андрей.

       22 го июня 1941 года утром и днем  шел моросящий дождь, около 9 часов утра ходил бригадир по дворам, стучал по окнам домов и говорил, что началась война. На  фронт  за  годы  войны  из  села  были  призваны  243 человека.  Не  вернулись 134 человека.  

      На сегодняшний день в селе имеются основная школа с преподаванием чувашского языка, построенная в 1975 году, музей И.Я. Яковлева, открытый 11 апреля  1998 года,  Дом культуры, ФАП, магазин, сельская библиотека, отделение связи. 18 апреля 2008 года в нашем селе состоялось празднования 160-летия Ивана Яковлевича Яковлева. В ходе празднования в этот день состоялось торжественное открытие бюста.     25 февраля 2010 года в нашем селе произошло еще одно событие, которое является для нас историческим. Наше село посетили потомки Ивана Яковлевича Яковлева. 17 сентября 2013  был открыт мемориальный комплекс, посвященный  выдающимся людям села.

      В день рождения И.Я. Яковлева ежегодно отмечается День села. В село приезжают гости со всех точек нашей необъятной России.

       Память о великом нашем земляке объединяет всех чуваш и является незримой нитью, связывающей историю села и современность.

      Познакомившись ближе с историей села Кошки-Новотимбаево, я убедилась, какая богатая и интересная судьба моих земляков, моего села,  неотрывно связанная с историей моей России.

Литература.

  1. А.А.Пыркин  Село Кошки-Новотимбаево.
  2. М.Н.Юхма Чуваш - потомки волжских болгар. Шупашкар-Чебоксары-2012г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Учебно-исследовательская работа "История моего села"

Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК...